Комментарии
Что мы имеем сегодня на рынке мобильных приложений?
Почему ваша идея для мобильного приложения — нежизнеспособна

Что мы имеем сегодня на рынке мобильных приложений?

Сибирикс
Сибирикс

Площадки для размещения созданы и поддерживаются производителями, разработчики освоились с инструментарием, опыт разработки накоплен, маркетинг подливает керосина. Купить в магазине «обычный телефон» уже трудно, аксессуар для него — неподъемная задачка. И сегодня куда удобнее пользоваться приложением для чтения новостного сайта, чем читать этот сайт через мобильный браузер.

Ситуация и проблема

В последнее время всё чаще приходят заявки на разработку мобильных приложений. Порой с интересными концепциями, порой — с неоднозначными. Но дело даже не в концепции.

Даже за адекватными концепциями скрываются ну совершенно никакие бизнес-модели.

Попробуем разобрать типичные слабые места таких концепций.

1. Несуществующая лояльность

В левой колонке — типичные концепты от заказчиков, в правой — те же концепты с коррекцией на объективную действительность.

«Так хочу я» «Так должно быть»
Вы устанавливаете приложение на свой смартфон. Суть его в том, что вы снимаете на камеру продукцию бренда Slim Fit — одежду и обувь для фитнеса — и выкладываете с помощью нашего приложения. Другие пользователи ставят вам оценки. Когда вы набираете нужное количество баллов, вам выдается бейдж Slim Fan — фанат бренда, которым можно делиться в социальных сетях... Вы устанавливаете приложение на свой смартфон. Суть его в том, что вы снимаете на камеру продукцию бренда Slim Fit — одежду и обувь для фитнеса — и выкладываете с помощью нашего приложения. Другие пользователи ставят вам оценки. Когда вы набираете нужное количество баллов, вам выдается бейдж Slim Fan — фанат бренда. Предъявляя его в любом фирменном магазине, вы получаете скидку 20%.

Нужно понимать, что лояльность нужно сначала завоевать, а уже потом на ней спекулировать. Концепцию слева могла бы себе позволить Coca-cola, Apple или BMW. В случае с малоизвестным брендом — такой бейдж не будет вызывать никакой положительной реакции у пользователя.

2. Усилия перевешивают ценность

«Так хочу я» «Так должно быть»
Отмечая себя в кофейнях города с помощью приложения, пользователь зарабатывает очки. Один чекин — 10 очков. Набрав 500 очков, пользователь может обменять их на бесплатный кофе в любой кофейне. Набрав 1000 очков — кофе и шоколадку в подарок. Отмечая себя в кофейнях города с помощью приложения, пользователь зарабатывает очки. Один чекин — 10 очков. Набрав 50 очков, пользователь может обменять их на бесплатный кофе в любой кофейне (и шоколадку в подарок).


В играх есть такое понятие, как вознаграждение за усилие (одна из игровых механик). При этом любому, кто играл в компьютерные игры, понятно: награда за победу над хищным сорняком и красным драконом должна отличаться. То есть быть соразмерной затраченным усилиям. Отсюда суть заблуждения — затрачиваемые усилия должны оборачиваться для пользователя такой наградой, чтобы у него сохранялся интерес к процессу.

3. Бессмысленный Premium

«Так хочу я» «Так должно быть»
Игра про бег с препятствиями. В бесплатной версии игры вы управляете человечком, можете бежать и подпрыгивать. Пройденное расстояние заносится в таблицу рекордов. В платной версии игры все то же самое, но можно выбрать спортивную форму своей страны для персонажа. Игра про бег с препятствиями. В бесплатной версии игры вы управляете человечком, можете бежать и подпрыгивать. В платной версии игры можно выбрать спортивную форму своей страны, пройденное расстояние заносится в таблицу рекордов, им можно делиться с друзьями, добавляются новые сложные уровни.


Этот упрощенный пример показывает: если free-версия игры практически не отличается от premium, то игрок вряд ли ее разблокирует (а вы получите деньги). Не путать с DLC (дополнительный загружаемый контент) — который играет совсем на других струнах души человеческой. И применяется в более-менее сложных играх.

Наивно полагать, что если унылый игровой процесс разнообразить встроенными покупками — то он станет веселее. Наиболее логичный способ монетизации подобной «простенькой» игры — встроенная реклама.

4. Ранний донейт

Донейт — отчисление реальных денег в пользу игры с целью приобретения дополнительного контента, получения премиум-версии и так далее.

«Так хочу я» «Так должно быть»
Суть приложения: фотофильтры, наподобие Instagram. После того, как пользователь выложит 5 фото, ему предлагается купить дополнительное место в фотоальбомах. Суть приложения: фотофильтры, наподобие Instagram. После того, как пользователь выложит 50 фото, ему предлагается купить дополнительное место в фотоальбомах.


Суть замечания в том, что пользователю необходимо время, чтобы «втянуться» в ваше приложение. Если его слишком ограничить — он просто не успеет ощутить прелесть приложения и привыкнуть к нему. Поэтому рационально отодвинуть неприятный момент на потом. Классическая схема продаж: сначала полная и красочная демонстрация преимуществ, только затем выдвижение условий и ограничений.

5. Всё и сразу

«Так хочу я» «Так должно быть»
Приложение — интерактивная карта города. Должно вычислять местоположение пользователя по GPS, карта должна свободно вращаться, отмечены все заведения, есть названия улиц и номера домов... Самое главное: на карте отмечаются ближайшие культурные события. Приложение — интерактивная карта города. Самое главное: на карте отмечаются ближайшие культурные события. Есть названия улиц и номера домов, отмечены самые главные городские ориентиры.


Самая правильная схемы разработки сложных приложений — запуск приложения с базовым функционалом и его тестирование на реальных пользователях. Видите, что приложение востребовано — делаете дальше. Получаете негативную обратную связь — меняете концепцию на ходу. Гибкость жизненно необходима, как и этапность разработки.

6. Радужный сон воспаленного сознания

«Так хочу я» «Так должно быть»
Пользователь открывает приложение, где можно сидеть во всех соцсетях сразу! При этом фотоальбомы смартфона и музыкальные коллекции в iTunes автоматом синхронизируются и добавляются в плейлисты в социальных сетях! А еще можно устанавливать все игры! Я еще раз подумаю, а потом вернусь с осуществимой идеей.

Без комментариев:)

Заключение

Везде есть конкуренция. Скорее всего приложения, аналогичные вашему, уже есть. Чем вы хотите их «победить»?

Понятно, что даже самая дохлая идея, завернутая в красивую оболочку, свою аудиторию получит (во всяком случае, свое количество установок, спасибо хорошему маркетингу). Однако есть такое понятие, как ретенция — это когда пользователи повторно запускают приложение. По сути именно оно и имеет значение в перспективе.

Поэтому к чему важно не стремиться:

  • Ухватиться за первую идею, которая кажется хорошей.
  • Запуститься только после реализации всех идей.
  • Не отступать от первоначальной идеи ни на шаг.
  • Сэкономить на вознаграждении пользователя.
  • Урвать быстрые деньги.

Кстати, о вознаграждении. Помните, Foursquare однажды запустили партнерскую программу «кофе за чекин»? Отличный пример адекватной награды за усилия и притом ловкий маркетинговый ход.

Успешного старта!