Даже за адекватными концепциями часто скрываются совсем никакие бизнес-модели. Попробуем разобрать типичные слабые места таких концепций
Почему ваша идея мобильного приложения нежизнеспособна
Сибирикс

Почему ваша идея для мобильного приложения нежизнеспособна

Что имеем сегодня на рынке мобильных приложений?
Площадки для размещения мобильных приложений созданы и поддерживаются производителями, разработчики освоились с инструментарием, опыт разработки накоплен, маркетинг подливает керосина. Купить в магазине «обычный телефон» уже трудно, аксессуар для него — неподъемная задача. И сегодня куда удобнее пользоваться приложением для чтения новостного сайта, чем читать этот сайт через мобильный браузер.

Ситуация и проблема

Нам часто приходят заявки на разработку мобильных приложений. Порой с интересными концепциями, порой — с неоднозначными. Но дело даже не в концепции.

Даже за адекватными концепциями часто скрываются ну совершенно никакие бизнес-модели. Попробуем разобрать типичные слабые места таких концепций.

1. Несуществующая лояльность

В левой колонке — типичные концепты от заказчиков, в правой — те же концепты с коррекцией на объективную действительность.
«Так хочу я» «Так должно быть»
Вы устанавливаете приложение на свой смартфон. Суть приложения в том, что вы снимаете на камеру продукцию бренда Slim Fit — одежду и обувь для фитнеса — и выкладываете фото в ленту. Другие пользователи ставят вам оценки. Когда вы набираете нужное количество лайков, вам выдается бейдж Slim Fan — фанат бренда, которым можно делиться в социальных сетях... Вы устанавливаете приложение на свой смартфон. Суть приложения в том, что вы снимаете на камеру продукцию бренда Slim Fit — одежду и обувь для фитнеса — и выкладываете фото в ленту. Другие пользователи ставят вам оценки. Когда вы набираете нужное количество лайков, вам выдается бейдж Slim Fan — фанат бренда. Предъявляя его в любом фирменном магазине, вы получаете скидку 20%.
Нужно понимать, что лояльность нужно сначала завоевать, а уже потом на ней спекулировать. Концепцию слева могла бы себе позволить Coca-cola, Apple или BMW. В случае с малоизвестным брендом — такой бейдж не будет вызывать никакой положительной реакции у пользователя.

2. Усилия перевешивают ценность

«Так хочу я» «Так должно быть»
Отмечая себя в кофейнях города с помощью приложения, пользователь зарабатывает очки. Один чекин — 10 очков. Набрав 500 очков, пользователь может обменять их на бесплатный кофе в любой кофейне. Набрав 1000 очков — получить кофе и шоколадку в подарок. Отмечая себя в кофейнях города с помощью приложения, пользователь зарабатывает очки. Один чекин — 10 очков. Набрав 100 очков, пользователь может обменять их на бесплатный кофе в любой кофейне. Кроме того, надо задуматься, как заинтересовать в этом кофейни и какую выгоду будете получать вы.
В играх есть такое понятие, как вознаграждение за усилие (одна из игровых механик). При этом любому, кто играл в компьютерные игры, понятно: награда за победу над хищным сорняком и красным драконом должна отличаться. То есть быть соразмерной затраченным усилиям. Отсюда суть заблуждения — затрачиваемые усилия должны оборачиваться для пользователя такой наградой, чтобы у него сохранялся интерес к процессу.

3. Бессмысленный Premium

«Так хочу я» «Так должно быть»
Игра про бег с препятствиями. В бесплатной версии игры вы управляете человечком, можете бежать и подпрыгивать. Пройденное расстояние заносится в таблицу рекордов. В платной версии игры все то же самое, но можно выбрать спортивную форму своей страны для персонажа. Игра про бег с препятствиями. В бесплатной версии игры вы управляете человечком, можете бежать и подпрыгивать. В платной версии игры можно выбрать спортивную форму своей страны, пройденное расстояние заносится в таблицу рекордов, им можно делиться с друзьями, добавляются новые сложные уровни.
Этот упрощенный пример показывает: если free-версия игры практически не отличается от premium, то игрок вряд ли ее разблокирует (а вы получите деньги). Не путать с DLC (дополнительный загружаемый контент) — который играет совсем на других струнах души человеческой. И применяется в более-менее сложных играх.

Наивно полагать, что если унылый игровой процесс разнообразить встроенными покупками — то он станет веселее. Наиболее логичный способ монетизации подобной «простенькой» игры — встроенная реклама.

4. Ранний донейт

Донейт — отчисление реальных денег в пользу игры с целью приобретения дополнительного контента, получения премиум-версии и так далее.
«Так хочу я» «Так должно быть»
Суть приложения: фотоальбом с фильтрами для фото. После того, как пользователь выложит 5 фото, ему предлагается купить дополнительное место в фотоальбомах. Суть приложения: фотоальбом с фильтрами для фото. После того, как пользователь выложит 50 фото, ему предлагается купить дополнительное место в фотоальбомах.
Суть в том, что пользователю необходимо время, чтобы «втянуться» в ваше приложение. Если его слишком ограничить — он просто не успеет ощутить прелесть приложения и привыкнуть к нему. Поэтому рационально отодвинуть неприятный момент на потом. Классическая схема продаж: сначала полная и красочная демонстрация преимуществ, только затем выдвижение условий и ограничений.

5. Всё и сразу

«Так хочу я» «Так должно быть»
Приложение — интерактивная карта города. Должно вычислять местоположение пользователя по GPS, карта должна свободно вращаться, позволять просматривать улицы в 3D, отмечены все заведения, есть названия улиц и номера домов... Самое главное: на карте отмечаются ближайшие культурные события. Приложение — интерактивная карта города. Самое главное: на карте отмечаются ближайшие культурные события. Есть названия улиц и номера домов, отмечены самые главные городские ориентиры.
Самая правильная схемы разработки сложных приложений — запуск приложения с базовым функционалом и его тестирование на реальных пользователях. Видите, что приложение востребовано — делаете дальше. Получаете негативную обратную связь — меняете концепцию на ходу. Гибкость жизненно необходима, как и этапность разработки.

6. Радужный сон воспаленного сознания

«Так хочу я» «Так должно быть»
Пользователь открывает приложение, где можно сидеть во всех соцсетях сразу! При этом фотоальбомы смартфона и музыкальные коллекции в iTunes автоматом синхронизируются и добавляются в плейлисты в социальных сетях! А еще можно устанавливать все игры! Я еще раз подумаю, а потом вернусь с осуществимой идеей.
Без комментариев :)

Заключение

Везде есть конкуренция. Скорее всего приложения, аналогичные вашему, уже есть. Чем вы хотите их «победить»?

Понятно, что даже самая дохлая идея, завернутая в красивую оболочку, свою аудиторию получит (во всяком случае, свое количество установок, если будет бюджет на хороший маркетинг). Однако есть такое понятие, как ретенция — это когда пользователи повторно запускают приложение. По сути именно оно и имеет значение в перспективе.

Поэтому, к чему важно не стремиться:
  • Ухватиться за первую идею, которая кажется хорошей.
  • Запуститься только после реализации всех идей.
  • Не отступать от первоначальной идеи ни на шаг.
  • Сэкономить на вознаграждении пользователя.
  • Урвать быстрые деньги.
Кстати, о вознаграждении. Помните, Foursquare однажды запустили партнерскую программу «кофе за чекин»? Отличный пример адекватной награды за усилия и притом ловкий маркетинговый ход.

Успешного старта!