Комментарии
От клиентов поступают вопросы: вот сейчас мы закончим разработку, выложимся во всех магазинах приложений, а как я буду контролировать аналитику? Как я узнаю, сколько раз мое приложение установили, сколько удалили, сколько пользователей зашло и т.д.?
Как отслеживать статистику мобильного приложения
От клиентов поступают вопросы: вот сейчас мы закончим разработку, выложимся во всех магазинах приложений, а как я буду контролировать аналитику? Как я узнаю, сколько раз мое приложение установили, сколько удалили, сколько пользователей зашло и т.д.?
Сибирикс
Сибирикс

Вопрос вроде бы простой, но нужные ответы разбросаны в интернете здесь и там, что усложняет задачу. Попробуем все упорядочить и прояснить, чтобы даже новичку было понятно.

Где кончается разработка и начинается маркетинг

Есть два пути разработки:

  • Разработка нативного мобильного приложения. Если упрощать, нативного — значит, на языке мобильной операционной системы, которую вы намерены покорять. Например, для iOS это язык Objective-C, для Android — java, для Windows Phone — С# и так далее.
  • Разработка приложения на универсальном языке html5. Приложение становится кроссплатформенным по умолчанию, то есть приложение, разработанное на html5, «усваивается» любой операционной системой. Мы такие делаем на Adobe PhoneGap — фреймворке для разработки мобильных приложений.

И соответственно:

  • Преимущество нативных приложений — они стабильнее/быстрее работают. Недостаток: разработка под разные платформы — это полноценное долгое портирование, переписывание кода подчистую. Следовательно, это дороже.
  • Преимущество html5-приложений — они изначально пригодны для любой ОС. Недостаток: скорее всего, каждую вашу задумку реализовать не всегда получится. Но если вы нацелены продавать приложение для двух, трех и более платформах — стоит посмотреть в эту сторону.

Где начинается маркетинг? А прямо вот на этапе выбора платформы и способа разработки: разные возможности, разные затраты.

Когда же ваше приложение готово, встает другой вопрос: где и как его продавать?

Что такое сторы

Сторы (англ. Store), они же магазины цифровой дистрибуции, — общий термин для всех интернет-площадок, где продаются мобильные приложения.

Как туда попасть?

Среди сторов есть как общеизвестные гиганты (AppStore, GooglePlay, Samsung Apps, Windows Phone Marketplace, Amazon Store), так и мелкие площадки. Везде нужно регистрироваться в качестве разработчика, уплатив площадке деньгу по тарифу, — и можно попытаться самостоятельно взбираться в ТОП, нравиться пользователям и зарубать свой первый куш.

А можно пойти к издателю вроде Chillingo, на которого перепоручить заботы по размещению в сторах, рекламе, наливанию трафика, этому вашему маркетингу и прочей генерации успеха. Издатель, скорее всего, захочет увидеть свое имя на вашем приложении и урвать энную часть вашей (гипотетической) прибыли. Вообще условия могут быть самыми разными — это тема для отдельной статьи.

В целом, вариант с издателем предпочтительнее. Если, конечно, у вас есть на то бюджет.

Ок, с издателем или без оного, вы размещаете свое приложение в разных сторах. Допустим, вы решили делать всё сами. Мы подобрались к главной теме статьи — отслеживанию аналитики.

Анализируй то, анализируй это

Кто судит в конечном счете о качестве товара? Пользователи. Кто несет вам деньги, если товар хороший? Пользователи. Кого стоит слушать, планируя будущие улучшения и обновления? Маму.

Шутка, конечно.

Итак, вам нужен инструмент, позволяющий удобно следить за тем, сколько человек ваше приложение скачали, сколько кликнули на иконку, сколько удалили в слезах и так далее.

Как следить за статистикой приложения? Использовать «родные» инструменты аналитики. Крупные игроки имеют свои сервисы для отслеживания статистики — консоли разработчиков. Доступ к ним разрешен разработчикам (читай: тем, кто заплатил взнос). Два самых лакомых кусочка — это, конечно, AppStore и Google Play, на них остановимся поподробнее.

  • У AppStore сервис статистики называется iTunes Connect (ну, собственно, он подходит не только для слежки за вашими мобильными приложениями, но и за всем digital-контентом, что продается для устройств Apple). Чтобы иметь доступ к сервису, нужно платить взнос разработчика. Цена вопроса: 99 USD в год для индивидуальных разработчиков и 299 USD для компаний (источник).
  • У Google Play есть своя Developer Console. Регистрация в качестве разработчика стоит 25 USD (другие условия там же). Для того, чтобы картина по приложению была полной, Google советует интегрировать консоль и сервис Google Analytics, здесь инструкции и подробности.

Все хорошо, только если вы размещаетесь сразу на нескольких площадках, то становится резко неудобно выдергивать статистику из каждого такого сервиса и потом сводить воедино где-нибудь в excel-таблице... Плюс портит малину то, что подобными инструментами нельзя отслеживать, например, статистику по конкурирующим приложениям, что порой важно.

Поэтому придумали сервисы-агрегаторы.

В настоящее время самый видный игрок в Европе — сервис App Annie. Работает по схеме любого агрегатора: вы подключаете свои аккаунты с разных площадок, а в итоге можете смотреть и сравнивать статистику в одном месте. Собирает данные с iOS AppStore (и Mac AppStore тоже), Google Play, Amazon Store. Есть много бесплатных тарифов и это круто.

Еще несколько аналогичных сервисов поменьше:

  • Distimo. Еще один известный сервис. Агрегирует аналитику со всех крупных сторов и рекламных сетей. Бесплатный. Куплен App Annie.
  • Flurry. Тоже мощный инструмент-агрегатор, с визуализацией данных. Бесплатный. Куплен Yahoo!

Менее раскрученные агрегаторы для iOS, например:

  • Applyzer. Собирает статистику iOS-приложений (в том числе конкурентов), стрелками-иконками показывает общий тренд, имеет удобные инструменты сортировки и фильтрации.
  • Top App Charts. Примерно то же самое, плюс несколько особых чартов вроде «Большой дебют» — для отслеживания приложений-прорывов в сторе.

В принципе, этих инструментов должно хватить. Экспериментируйте, творите, анализируйте и пусть удача будет у вас в кармане.