Комментарии
И немножко — зачем. Некоторые до сих пор халтурят и ставят на сайт вместо классных дизайнерских подборок унылые картинки с бесплатных фотостоков. Фу таким быть — учитесь наполнять сайт красиво.
хэндбук заказчика

Как организовать фотосъемку товаров для сайта

И немножко — зачем. Некоторые до сих пор халтурят и ставят на сайт вместо классных дизайнерских подборок унылые картинки с бесплатных фотостоков. Фу таким быть — учитесь наполнять сайт красиво.
Фотографии на сайте — штука тонкая. Вроде бы наполнение сайта — задача заказчика, а голова по этому поводу почему-то болит у менеджера проекта. И не всегда понятно, зачем после успешного запуска сайта он написывает заказчику и нежно-принудительным тоном просит заменить фотографии.

А у него, понимаете, болит: изображение, которое заказчик поставил в шапку, неправильного оттенка и на пискель меньше необходимого. Из-за этого оно мылится и адаптив кривой. Коллеги на стендапах смотрят косо, проект решают не отправлять на конкурс и вообще всё плохо. Вот менеджер и бегает в мыле, пытаясь договориться с заказчиком, или совершает партизанскую вылазку в админку, чтобы самостоятельно поправить картинку.
Подумаешь, пиксель. Картинки тянутся, сжимаются, переворачиваются — потому что могут. Я ж не программист, чтобы их по размеру подгонять. А насчёт оттенка картинки — ну, простите, там, где я её взял, выбирать не приходится. Жаль, уже не помню, был это бесплатный фотосток или сайт конкурентов...

Константин
Опытный заказчик
Фотографии — это вам не текст, который можно написать самому на коленке без вреда для сайта. Что тоже такой себе вариант, но, если вы молодец, контент получится уникальный и качественный. Такими же должны быть изображения на сайте. И обязательно — они должны дружить с дизайном или хотя бы не портить его. Иначе все старания дизайнеров пойдут в топку, а посетители сайта — лесом, в направлении красивых фотографий. Поэтому картинки нужно готовить тщательно и очень заранее до запуска сайта.
Подготовка
«Очень заранее» начинается где-то на этапе аналитики. В идеале, дизайнеры разрабатывают дизайн сайта уже с реальными фотографиями продукции. Если нет таких — собирают по интернетам картинки, которые послужат примером для фотографа. В ход идут:

  • Стоки.
  • Google (коммуниздим внаглую, ага).
  • Текущий сайт, если есть.
Большое и страшное ТЗ для фотосъемки мы не составляем — в принципе их не любим, да и курировать дистанционно левого человека слишком муторно. В этом полностью доверяем заказчику.

Ему дизайнер объясняет, какие именно нужны фотографии. Показывает примеры. Хорошему фотографу этой информации хватает, чтобы сделать 10 тестовых снимков. Дизайнер оценивает их профессиональным взглядом, примеряет на макете и советует, что поправить, если есть такая необходимость.
Основная боль — готовятся фотографии медленно. Зачастую методом проб и ошибок.

Дополнительная боль — при большой номенклатуре разных товаров очень сложно сделать так, чтобы не только товарная карточка круто выглядела, но и список товаров в целом. Тут на дизайне предлагаем и обсуждаем варианты кадрирования, цвета фона и т.д.

Дина
Менеджер проектов
Если для сайта нужны не фотографии товаров, а что-нибудь украшательно-декоративное, то дизайнер может найти подходящее изображение на стоке. Тогда его можно купить и не заморачиваться с фотографом.
Фотосъемка
Но, предположим, это не ваш вариант, и нужна индивидуальная съемка. Здесь начинается фотомагия, с которой мы слабо знакомы, но поспрашивали о ней у заказчика сайта Dadim и фотографа, с которым он работал.
Нашей целью было всё сделать максимально качественно: упаковку, сайт, фотографии. За счёт изображений заказчик должен понимать, что именно покупает. Вариант найти похожие фотографии на стоках сразу отпал, потому что в наших блюдах используются национальные ингредиенты.

Ярослав не просто фотографировал, он ещё наблюдал за процессом приготовления блюд, участвовал в процессе сервировки. Например, мы поджаривали продукты, как он просил. При создании фотографии пасты он сам заворачивал макароны, чтобы они смотрелись симпатично.

Эльчин Гусейнов
Как видите, отдача нужна не только от фотографа: заказчик тоже должен хотеть сделать красиво и всячески в этом помогать. В случае с Dadim заказчику нужно было готовить блюда специально для съёмки.
Я работаю по американскому законодательству: то, что снято, покупатель и должен получить. Тот же вес, те же продукты. Поэтому мы снимали именно те продукты, которые закупают в Dadim. Кроме, разве что, огурцов — они везде одинаковые :)

С напитком была отдельная история. Нужно было снять стакан колы с кубиками льда. Но в Баку я не мог найти тот идеальный прозрачный кубик. В итоге мы заказывали акриловые кубики из штатов.

Ярослав Франциско
Немного про организацию: что, где, когда, сколько.
Снимать товары можно как у заказчика, так и на студии — зависит от того, где удобно клиенту. Лишь бы было достаточно пространства для того, чтобы расставить оборудование.

От стоимости работы фотографа зависит, будет ли он готовить вещь к съемке. Понятное дело, если человек берёт 50 центов за фото, он не будет тратить 2 часа на его подготовку. Так что всё зависит от уровня. Мне, чтобы сфотографировать сэндвич выше, понадобилось 3,5 часа: полтора на съёмку, а остальное — на ретушь.

Идеальный клиент — это человек, который приходит с картинкой и говорит, что ему нужен приблизительно такой тип съёмки, так же или лучше. Так можно оценить объем работ. Когда люди спрашивают: «Сколько это будет стоить?», где «это» — непонятно что, это всё равно, что спросить, сколько будет стоить сайт.

Фотографии на сайте показывают статус компании. Вы же не делаете сайт на Wordpress, а обращаетесь в веб-студию. Если я захожу на сайт и вижу, что фотографии сделаны на телефон, то понимаю, что это не очень серьёзные ребята и потом у меня, возможно, будут проблемы с гарантиями или услугами.

Ярослав Франциско
В заключение приведём небольшую статистику из блога Ярослава об одном дне съёмки для Dadim:

  • Съёмка 12 кадров с учётом стайлинга заняла около 10 часов.
  • Ретушь 12 фото — ещё 12 часов.
  • Изготовление фона вместе с поиском материалов — 8 часов.
  • Затраты на подготовку, изготовление фона и инструмент — 189 евро.

Мы, конечно, мечтаем, чтобы все заказчики подходили к вопросу изображений на сайте так же ответственно, как Эльчин, и работали с фотографами уровня Ярослава. Но, если так заморочиться не получается, загляните фотографу в глаза — там как минимум должна быть искра и желание сделать круче, чем у самых классных ребят в вашей сфере.

Мы сможем покопаться в проектах и подсказать проверенных фотографов — тех, которые работали с нашими заказчиками и не налажали. Точно найдём дельных в Москве. Возможно, вспомним кого-то из Новосибирска. Но заказчикам из какого-нибудь абстрактного Челябинска, скорее всего, придётся искать фотографов самостоятельно.
Доска почёта
Запускать сайт — как отправлять корабль в дальнее плавание. Веб-студия его спроектировала, сколотила, загрузила на борт заказчика и помахала белым платочком на прощание. Корабль триумфально уплыл в светлое будущее, все счастливы и хвастаются о запуске в блоге.

Теперь, если заказчик будет следовать советам команды, которая работала над кораблём — мыть палубу и сверяться с компасом, то будет он плыть долго и счастливо. Но иногда заказчики доводят сайт до состояния корабля, которому вместо паруса натянули кружевную шаль, а бронзовую русалку на носу заменили на ржавые вилы.
Они так, конечно, не со зла. Просто времени не было, бюджет ограничен, фотошоп завис... Все с этим сталкивались. Поэтому заказчиков, которые сделали красивые и правильные фотографии для своего сайта несмотря на все трудности, мы любим и ставим в пример. Вот, учитесь.
Wool&mania
Мы уже знаем, что они умеют делать красиво. А для съемки товаров приглашают не просто модель, а настоящую балерину.
Handyhat
Те же самые замечательные ребята не только продают пряжу, но и сами хорошо вяжут шапочки и фотографируют их.
KanKan
Проект в разработке, у которого в начале процесса не было ни одной фотографии. А теперь у заказчика есть красивый и гармоничный каталог.
Сканэкс
Фотографии для этого сайта делал не профессиональный фотограф, но подождите кидаться тухлыми помидорами. Их делал спутник! Настоящий! Из космоса! Круто же.
Гарда
У «Гарды» были фотографии со старого сайта, но специально для редизайна они сделали 3D-крутилки. Пока не для всех товаров, но работа продолжается.
Ну, а когда вы научитесь делать круто и познаете правила хорошей фотографии для сайта, сможете их иногда нарушить. Если дизайнер разрешит :) Угадайте, у кого на главной фото на айфон? Ага.