Шпаргалка для тех, кто ничего не знает про UX-копирайтеров, UX-менеджеров, UX-разработчиков и прочих UX-людей, но хочет разобраться
Ух, какой специалист!
Сибирикс
 
Ух, какой специалист!
Шпаргалка для тех, кто ничего не знает про UX-копирайтеров, UX-менеджеров, UX-разработчиков и прочих UX-людей, но хочет разобраться
Технологии развиваются быстро, а русский язык — не очень. Мы не успеваем (да и не сильно пытаемся) придумывать замены заморским digital, marketing, creative. Мы просто берем их из английского, для приличия пишем кириллицей и профит! Живём с ними, как с родными.

Но новых терминов на английском становиться всё больше, понимать их всё сложнее. Вроде только вчера мы поняли, ху из ху среди UX и UI дизайнеров, а сегодня uх-приставку приписал себе каждый десятый. Появились UX-аналитики, UX-стратеги, UX-копирайтеры, UX-матьих-менеджеры!

Кто все эти люди? Чем отличаются от не-UX коллег? Если вы стесняетесь прямо задать им вопрос: «Что ты такое?!», ознакомьтесь с нашей UX-шпаргалкой. И выясните, в чем истинная суть этой приставки.
Дизайнер. Умеет все сразу: анализирует ЦА сайта, цели и задачи, продумывает структуру сайта и красиво обрисовывает это дело в фотошопах. Либо не умеет ничего. Тут уж как повезет. По слухам, питается исключительно дошираком. В Москве зарабатывает в среднем 58 000 рублей в месяц.

UX-дизайнер.
Узкопрофильный специалист, который вылизывает каждую деталь сайта во имя юзабилити. Делает так, чтобы пользователю было удобно. А будут ли вау-эффекты — не его забота. В Москве зарабатывает в среднем 91 570 рублей в месяц.

С дизайнеров начался раскол профессий на UX и простых смертных.

Изначально дизайнеры делали всё: разрабатывали прототипы, придумывали вау-эффекты, рисовали макеты, вносили в них правочки. Но так как объемы работ росли и проекты усложнялись, дизайнеры разделились на два вида: на UX-дизайнеров, которые делают удобно, и UI-дизайнеров, которые делают красиво. Первые думают о пользовательском опыте: куда поставить кнопочки, как расположить блоки, как сделать интерфейс, который требует от пользователя минимального шевеления извилинами. А UI-дизайнеры, опираясь на разработанную UX-ерами структуру, наводят красоту, добавляют цвета и эффекты.

Так что в случае с дизайнерами UX-приставка вполне оправдана. Но чем дальше в UX — тем больше странных существ вы встретите.
Аналитик. Анализирует целевую аудиторию сайта, его конкурентов. Определяет цели и задачи проекта, разрабатывает его структуру, создает прототип, тестирует свое детище.

UX-аналитик. Проектирует пользовательский опыт. А для этого анализирует целевую аудиторию сайта, его конкурентов. Определяет цели и задачи проекта, разрабатывает его структуру, создает прототип, тестирует свое детище.

Интересный факт: до того, как была изобретена приставка UX, UX-дизайнеры назывались аналитиками. Дикие были времена.
Копирайтер. Пишет тексты для сайтов, статьи, рассказы, сценарии — все, к чему можно применить буквы. Хранит под подушкой книжку Ильяхова. Зарабатывает 80 рублей за 1000 знаков.

UX-копирайтер. Пишет тексты исключительно для сайтов. И не презренные SEO-простыни, а контент для кнопок, заголовков и подсказок. В общем, юзер экспириенс формирует. Презирает маркетологов и обычных копирайтеров, тусит исключительно с UX-дизайнерами на митапах. Пока Россия еще не созрела для такой вакансии, в Бостоне UX-копирайтер зарабатывает от 90 300 $ в год.
Разработчик. Фронтэндит или бекэндит. Или занимается и тем, и другим.

UX разработчик. Проводит аналитику, создает прототипы, рисует макеты, собирает сайты — этакий человек-швейцарский нож. В дикой природе ни разу не был замечен, хотя HR-ы не теряют надежды его отыскать и устроить в свою компанию, сократив пару лоботрясов.
Менеджер. Делает так, чтобы команде хорошо работалось. Как минимум — не мешается, в идеале — создает комфортные условия, контролирует процесс, общается с заказчиком, сглаживает острые углы. В общем, владеет многими скиллами, подробнее о которых — здесь. Зарабатывает средний московский менеджер проектов 72 870 рублей в месяц.

UX-менеджер. Работает исключительно с UX-командами, состоящими из UX-специалистов. Руководит разработкой UX-проектов. Сколько он зарабатывает — коммерческая тайна, покрытая NDA. Ходят слухи, что сумма эта доходит до 300 000 баксов в год.
~
Как видите, в каждом случае приставка UX играет новыми смыслами. Где-то она указывает на узкую специализацию, где-то наоборот, что на человека можно скинуть все задачи компании. Но везде намекает на то, что UX-специалисту не получится платить столько же, сколько его коллегам без приставки.

Как вести себя при встрече с UX-человеком? Во-первых, гоните всех UX-еров, кроме дизайнеров. Они — тру, остальные завидуют и бездарно копируют. Во-вторых, не верьте каждому, кто называет себя UX-дизайнером. Сейчас развелось специалистов, которые не умеют рисовать (то есть UI им точно не светит), и поэтому они пытаются в UX.

Сейчас модно быть UX, как когда-то было модно быть agile. Люди и даже компании гордо приклеивают на себя УХ-ярлычок и добавляют 20% к стоимости услуг. Вот только качество их работ от этого не улучшается — уж поверьте, мы насмотрелись на портфолио доморощенных UX-дизайнеров.