Комментарии
Наш опыт съемки видео-лекций для курса «Управление digital-проектами»
Создание онлайн-курса, или 100500 набитых шишек
Сибирикс
 
Создание онлайн-курса, или 100500 набитых шишек
Наш опыт съемки видео-лекций для курса
«Управление digital-проектами»
В апреле мы начали делать онлайн-курс «Управление digital-проектами» под бдительным присмотром Tagline, совместно с сервисом Skillbox. Казалось, в этом нет ничего сложного: ведь у Skillbox уже есть готовая площадка, где пользователь логинится, смотрит видео-уроки, выполняет задания. Тут же преподаватели видят их в своем личном кабинете, проверяют, обратную связь дают. То есть все самое сложное сделали за нас, а мы должны только отснять видео. Легчайше же!

О, как мы были наивны.

Раньше мы записывали короткие ролики вроде «Хитрожопого менеджмента» — опыт вроде как был. Но большой курс делали впервые, и не знали, где можно набить шишки (в итоге набили внушительную коллекцию).

Зато за 5 месяцев мы знатно прокачались в этом деле, обновили камеры и микрофоны, научились выдавать качественный контент. И сделали следующие выводы.
Опенспейс — не самый лучший вариант для записи видео-лекций
Причина — куча посторонних звуков. Кто-то чихнул в дальнем углу — и это слышно на видео. А уж когда кодеры начинают играть в пинг-понг...

Поэтому мы решили записывать уроки в комнате отдыха, лишив работяг на время плойки, гитары и мягкого кожаного дивана. Но проблема лишних звуков все равно осталась — в основном из-за огромной дыры (вентеляции) над дверью.
Поэтому мы стали бороться за тишину другими способами. Начались темные времена офисной диктатуры. Во время записи (2 часа до и после обеда) нельзя было пользоваться кофемашиной, громко разговаривать и смеяться, цокать каблуками, играть в пинг-понг и хлопать дверьми. На аккаунтов, которые по долгу службы общались с клиентами в это время, злобно шикали и презрительно косились.

Сами по себе запреты работали плохо, поэтому кофемашину приходилось отключать, на дверь лепить злобное напоминание, а холл застилать мягкими коврами, приглушающими цоканье каблуков.
Он недовольно висел на дверях туалета и кухни
Офисный тоталитаризм продержался не больше двух недель — толку от него было ноль. Люди все равно ходили, смеялись, общались. И невольно мешали записи.

Тогда дыру над дверью решили заделать и в «студии» появилась звукоизоляция. Но образовалась новая проблема — человек-сосед. Типичный такой ноунейм за стеной с дрелью наготове. Чувствует, что мы пишемся или запускаем вебинар — сверлит (если вы смотрели наши эфиры на Skillbox, то должны его помнить).

В итоге мы пришли к тому, что записывать видео нужно утром, пока офис и человек-сосед спят. Для этого преподаватели приходили на работу в 7:30 утра. Правда, в это же время приезжал пошуметь под окнами мусоровоз, но он — меньшее из зол.
Вдвоём писаться лучше, чем в одиночку
Первый урок Владимир, руководитель Сибирикса, начал записывать самостоятельно. Оказалось, что это не так-то просто. Нужно самому выставить две камеры (общий и ближний план), настроить фокус — а это проблематично, если в кадре никого нет. Приходилось ставить на стул мусорную корзину и фокусироваться на ней :)

На самостоятельную настройку аппаратуры уходило около часа. И потом не было никаких гарантий, что запись пойдет гладко: камеры будут включаться и выключаться синхронно, фокус не собьется, на картах памяти внезапно не закончится свободное место. Поэтому дальше записываться стали по двое: один человек настраивал аппаратуру (на что уходило 20 минут), второй записывал видео и старался настройки не сбить.

Со временем мы стали записывать видео-лекции в паре: Владимир и менеджер, который наиболее прокачан по теме модуля. Так было легче преподавателям — все-таки с живым человеком тему обсуждаешь, а не с камерой. Можно было передохнуть, пока говорит напарник. Или разыграть вдвоем какую-нибудь ситуацию, нужную для примера. А оттого, что преподаватели в кадре стали живее и веселее, лекции тоже стали интереснее.
Народу нужны зрелища...
Внимательно слушать лектора 20 минут подряд — сложно, даже если тема интересная. Мозг не выдерживает натиска информации, пытается расслабляться — и слушатель начинает бегать глазками по экрану. На наших лекциях его взгляд может зацепиться за письмена на стене за преподавателем. Или — что намного продуктивнее — на презентации. Поэтому нам принципиально важно сделать её интересной, аккуратной и информативной.

Подготовкой презентаций занимаются преподаватели и дизайнеры. Первые набрасывают план, что должно быть на слайдах. А вторые это отрисовывают. На подготовку всех презентаций курса у дизайнеров ушло суммарно больше 150 часов. Зато смотрите, как круто получилось.
Кроме этого, мы решили завести дневники своим студентам. Можно было бы обойтись и без этого — профиль Skillbox-а позволяет не заморачиваться и давать обратную информацию там. Но мы хотели выставлять оценки и сохранять их в одном месте, чтобы студенты наблюдали свой прогресс. А тем, чьи домашние работы нас как-то удивляли и радовали, давали медальки (сурово субъективные).
...и обратная связь
Дистанционное обучение требует повышенного внимания к студентам — чтобы люди чувствовали, что их слышат. Тут проверкой домашней работы и шаблонным «Молодец, так держать!» не отделаться. И нужно не только внимательно проверять ДЗ и писать развернутые ответы, но и работать с комментариями.

Домашние задания

Сначала мы назначили одного проверяющего на первый (самый легкий) модуль. Но даже дойдя до автоматизма, он тратил 5-10 минут на проверку одной работы.

Домашки падали плотным потоком по 15-20 штук в день, и проверяющий начал не вывозить. А тут запустились следующие модули, в которых работы стали сложнее и требовали кропотливой проверки преподавателем... В общем, нас порвало. Мы не успевали ничего и выли от отчаяния.

Перед нами было три пути:

  1. Отстраниться от проверки ДЗ и передать это дело на аутсорс.

  2. Оставить проверку у себя, а для ускорения разработать 3-4 шаблона ответа на каждое ДЗ. Задания при этом тоже сделать плоскими и безликими.

  3. Увеличить количество проверяющих среди ребят Сибирикса и разработать инструкцию, чтобы каждый из них проверял работы также качественно, как преподаватели курса.

Мы, как любители сложных путей и не любители аутсорса, выбрали третий вариант. Преподаватели курса разработали инструкции к своим модулям, и сотрудники, близкие к теме домашек, стали помогать им с проверкой. Например, модуль про тестирование проверяют в том числе тестировщики, про аналитику — аналитики, и т.д.

Комментарии

Мы каждый день отвечаем на комментарии студентов в группах на Фейсбуке. Мы думали, что неплохо справляемся с выдачей обратной связи. Пока случайно, спустя месяц после запуска курса, не открыли могильничек — комментарии под видео на Skillbox.

С тех пор мы знаем все места, где они могут появиться.

Обработка комментов может занять до часа в день. И время на это мы планируем отдельной задачей, чтобы всем хватило ответов и внимания.
Делать нужно так, чтобы самим хотелось пользоваться
Курс — полное собрание наших знаний по менеджменту. Даже в PM Book Сибирикса информации меньше :) Поэтому мы делали его не только для студентов, но и для внутреннего пользования. Курс проходят новые сотрудники Сибирикса (тестировщики, аналитики и аккаунт-менеджеры). А действующие менеджеры собираются по пятницам, чтобы посмотреть новый модуль.

Так что сделать курс пяткой левой ноги мы не могли (для себя-то любимых!). Поэтому не жалели ресурсов. На каждый модуль потрачено:

  • 8-16 часов — на сценарий и план презентации;
  • 6-24 часов — на отрисовку презентации;
  • от 16 часов — на съемки;
  • 3 часа — на скринкаст презентации для видео;
  • 2 часа — согласование с Тэглайном;
  • 2 часа — правочки.

А еще в рамках курса мы сделали два крутых самостоятельных проекта, которыми тоже пользуемся: тест Кеттелла и сервис Провокатор. И это тоже куууча времени.
Как сделать, чтобы курс продавался?
Если ваша цель — продать побольше, то, наверное, вам не стоит браться за свой курс. Наш же продается, потому что менеджер проектов — одна из самых востребованных профессий на digital-рынке. Но как им стать, до нашего курса никто не мог рассказать исчерпывающе.

А у нас даже получилось выдержать баланс — рассказать о сложном понятно, не скатываясь в объяснения на пальцах. Так что курс подойдет и зеленым новичкам, и опытным менеджерам.
~
В общем, создание онлайн-курса — довольно интересный опыт. Нам осталась записать всего 2 видео, и эта эпопея длиной в 5 месяцев закончится. И работяги наконец вернутся в свою любимую комнату отдыха играть в Mortal Combat и на гитаре :)