Кто такие UX-копирайтеры, что они умеют и так ли нужны в компании
UX-копирайтинг: изменит ли что-то текст на кнопке
Сибирикс
UX-копирайтинг:
изменит ли что-то текст на кнопке
Кто такие UX-копирайтеры, что они умеют и так ли нужны в компании
Для начала посмотрите на это:
Такое уведомление приходит пользователю онлайн-школы Skyeng, когда тот хочет заменить преподавателя. Сервис знает проблему и по-человечески понимает студента, который не хочет обижать преподавателя своей просьбой.

За тексты в пуш-уведомлениях, кнопках, формах обратной связи и коротких письмах отвечает UX-копирайтинг. Две первые буквы напоминают нам о таком же направлении в дизайне, и неспроста: тексты, дизайн и брендинг взаимосвязаны. Поговорим в статье, откуда взялся новый вид текстов, кто им должен заниматься в компании и куда теперь девать обычных копирайтеров.
Где применить короткие тексты
Везде, где вы сомневаетесь: а по-человечески ли это написано? Писать про «бездушный» текст и канцелярит уже рука не поворачивается, поэтому заострим внимание на пользовательском опыте.

Вот так сервис Tumblr по-дружески поддерживает пользователя:

Текст в поле меняется, когда человек вводит цифру побольше
В английской грамматике правильно писать для любой цифры, указывающей на возраст, «years old». Если человеку больше 30, наверное, каждый его друг напомнил ему, что он старый и «Сережа, зачем тебе это, пускай молодые разбираются». Сервис помогает вернуть молодость хотя бы на секунду, приписав к возрасту «young». Это вызывает эмоции и цепляет пользователя даже в таком микровзаимодействии.

Микрокопирайтинг призван очеловечить любой текст на пути пользователя. И если это вам кажется мелочью, посмотрите, как соперничают между собой два сервиса: Lyft и Uber.
Слева — Uber, справа — Lyft
Приложению нужно понять, сколько мест освободить в машине. «Убер» спрашивает об этом сухо, вписывая в строчку «Seats» — места — и предлагая выбрать цифру. «Люфт» же пишет с заботой: сколько «пассажиров» поедет. И человек может выбрать, поедет только он, либо «он и его друг».

Такие примеры требуют от компании детального изучения аудитории. Всегда есть риск отступить в сторону и кого-то обидеть, либо перегнуть с «понятностью» и упустить важное. В этом помогает тесная связь писателя таких текстов с командой: разработчиками и дизайнерами.
Дизайн или UX-копирайтинг: что первее
С кем начинать работу над прототипом: с дизайнером или копирайтером? Вопрос изначально неправильный — работать надо вместе. И разработчик тоже должен присутствовать.

Дизайн начинается с глубинного интервью с пользователями. UX-копирайтер поможет дизайнеру правильно подобрать смыслы, выстроить логику и структурировать повествование. Автор текстов может создать историю взаимодействия, где в процессе макет будет не с «рыбным» текстом, а уже с осмысленным.

Неправильно подключать дизайнера в одиночку — копирайтер не сможет передать, как должен работать дизайн, не зная технологии. Вот отличный пример от Lingualeo, когда разработчик, дизайнер и UX-копирайтер работали в едином порыве. Во всяком случае, похоже на это.

Текст в иллюстрации справа меняется, когда вы ставите галочку
Текст привлекает внимание пользователя, пункты списка логичны, а вся картинка движется и меняется, когда человек взаимодействует с интерфейсом.
Зачем нужны UX-писатели
Возникает резонный вопрос: а куда вообще «приткнуть» новых специалистов? Чем они будут весь день заниматься в офисе? Охватим четыре направления, где UX-писатель точно усилит команду.


Переводить программистов

Без копирайтера приложение превращается в набор непонятных взаимодействий. Например, сервис вдруг выдает пользователю машинный ответ — «произошла ошибка аутентификации». О чем это?

Эти тексты должны быть понятны любому — даже вашей бабушке. И она вряд ли разберётся, что такое «аутентификация», ей важнее понять, сможет ли она зайти в приложение и что нужно сделать для этого. На эти вопросы и отвечает UX-копирайтинг.


Следить за голосом бренда

У компании есть свой голос. Это видно у тех же «Авиасейлс» с их дерзким стилем маркетинга. Какой бы канал ни открыл пользователь, он встретит узнаваемый текст.

Какие-то компании, наоборот, в одном канале пишут сухо, а в другом неожиданно веселятся. За тексты отвечают разные люди: копирайтеры, маркетологи, дизайнеры, сам руководитель. Получается мешанина, пользователь не понимает, какому голосу верить.

Например, Гугл использует UX-копирайтинг, чтобы привести все тексты к одному стилю: от кнопки в приложении до подписи в веб-интерфейсе. Этим занимается целый отдел, место которого в компании где-то рядом с контент-стратегами и UX-дизайнерами.


Управлять всеми текстами в компании

Сейчас, благодаря стараниям Максима Ильяхова, в ходу у компаний «редполитика». Это набор правил к тексту, который должны соблюдать авторы.

Обычно такой устав затрагивает только статьи в блоге. Редко кто добирается до описания пуш-уведомлений, тона голоса в рассылках или выбора текста на кнопках. UX-копирайтинг поможет понять пользователя, изучить, как он взаимодействует с продуктом и обратиться к нему через бренд.


Улучшать новые продукты

Текстами в продуктах обычно занимаются где-то в конце. Дизайн готов, код написан, теперь можно и «рыбу» чем-то осмысленным заменить. Приходит фрилансер, по наитию переписывает что-то в приложении, получает деньги и уходит. Компании остается только собирать негатив по всему интернету из-за непонятных слов.

Тексты важны там, где идет обсуждение продукта. UX-копирайтинг помогает изучить аудиторию, выстроить правильную пользовательскую историю и сделать приближенное к реальности приложение или сервис.
Нужно ли это рынку
Вдогонку должен появиться второй вопрос. Разве этим не могут заниматься обычные копирайтеры? Руководитель может сказать: «у меня есть копирайтер Костя, вот он отлично справляется. Мы с ним еще и презентации для выступлений готовим»

И руководитель будет прав, могут. Даже не копирайтеры, а сами дизайнеры. Это сэкономит деньги, время и нервы. Как и везде, вопрос приоритетов. Если сейчас в компании первая задача — выпустить продукт как можно быстрее, то речь уже не идет о каких-то модных нововведениях. Так было и с контент-маркетингом, когда все устремились писать статьи, а оказалось, что они не решают своих задач, и нужно что-то большее, чем просто красивые тексты.

С 2015 года сайты вакансий в США засыпаны предложениями о найме UX-писателей. Пример подали Dropbox, Apple и Google.
До России тренд докатился эхом: три человека перевели пару западных конференций, кто-то написал статью для Хабра, а затем понятие UX-писателя вообще исчезло из информационного поля. «Вордстат» больше не выдает запросов, а на «Хедхантере» ни одной подходящей вакансии.

Специалисты дальше называют себя редакторами и копирайтерами, хотя совмещают несколько задач, в том числе понятный текст для интерфейса. Как и в США, привилегия отбирать специалистов с особым позиционированием осталась у больших компаний. Например, Яндекс недавно искал человека, чтобы писать ответы для поискового помощника Алисы.

Эта вакансия в архиве
Микротексты — это огромное поле для работы. Если вы разработчик приложения, прямо сейчас загляните в «Апстор» и проверьте, все ли впорядке с описанием обновлений? Нет ли там очередного «незначительные исправления и доработки, улучшение функционала»? Для пользователей, которые там же внизу пишут отзывы и влияют на рейтинг, эти отписки ни о чем не говорят.

Без правильных текстов приложение не развалится, сайты продолжат исправно работать, компания не разорится, а пользователи и так найдут способ понять, что написано, если им действительно нужно. Но продукт состоит из мелочей. UX-копирайтинг помогает довести до идеала то, что уже хорошо работает. А если задуматься о текстах еще на этапе разработки, то есть шанс сделать продукт еще лучше и повернуть его лицом к людям.