Комментарии
Что это такое и так ли сильно он отличается от других типов дизайна
Таинственный медиадизайн
Сибирикс
Таинственный медиадизайн
Что это такое и так ли сильно он отличается от других типов дизайна
UI-дизайн, UX-дизайн, веб-дизайн, графический дизайн — звучит, вроде бы, понятно. Ну, для тех, кто с этим хоть немного сталкивался: неподготовленному человеку разобраться, в чём разница, сложнее: например, почему вебдизайнер не может нарисовать вывеску для кофейни, а графический дизайнер не может сделать адекватный прототип или лендосик?

И всё бы ничего, но на просторах СМИ появился ещё и медиадизайн. Кто такой, чем отличается от других и так ли уж нужен для интернет-проектов — мы решили разобраться.
Откуда взялся медиадизайн
Люди больше не воспринимают интернет как собрание ссылок в выдаче поисковика по введенному запросу. Для них это новый цифровой мир, где есть цифровые журналы, магазины, рабочие пространства, клубы по интересам и так далее. И если корпоративные сайты, интернет-магазины и посадочные страницы часто выглядят вполне традиционно, то в цифровых СМИ стали появляться совсем необычные проекты, которые сложно отнести к какой-то привычной категории.

Это те самые «залипательные лонгриды», которые надолго увлекают в чтение. И их ведь кто-то должен составлять. Одни называют таких специалистов медиа-дизайнерами, другие не спешат с навешиванием ярлыков. В любом случае такой дизайнер понимает: людям неинтересно читать простое полотно текста с редкими картинками.

Такой дизайн тесно связан с историей, он дополняет журналистский формат. Это работа с данными, визуализацией и управлением вниманием.
Дизайн медиаисторий часто свободен от разногласий. При работе с клиентом у специалистов по графическому или веб-дизайну обычно возникает больше всего споров. Отсюда эти мемы про «поиграйте с цветами» и бесконечные правки.

И если графические дизайнеры работают на восприятие бренда клиентами, веб-дизайнеры создают креативные рабочие инструменты для ведения бизнеса в интернете, то медиадизайнеры ответственны за размеренную и последовательную подачу истории в интересах читателя.
Что считать медиадизайном
В журналах и СМИ вы часто встречаете большие расследования, объяснения каких-то явлений или большие совместные проекты с брендами. Часть из них — это наскоро собранные лонгриды, которые трудно отнести к медиадизайну. А часть — детально проработанные визуальные истории, где на странице есть, помимо хорошего текста, куча интерактивных элементов, движение, анимация, нестандартная верстка. И всё это смотрится ну очень круто.
В лонгриде от NY Times авторы предлагают совершить восхождение на гору El Capitan
Например, корреспонденты «Нью-Йорк Таймс» забрались на вершину горы El Capitan и тщательно задокументировали свой подход. Затем вернулись в редакцию, передали историю в отдел дизайна, и читатели получили захватывающий рассказ, в котором смогли поучаствовать почти лично. История обеспечивает эффект присутствия: вы как будто поднимаетесь на гору вместе с участниками событий.

Другой эксперимент — интерактивный комикс от «Блумберга». Журналисты собрали длинную историю с горизонтальным скроллом в стиле 8-битной игры. Читатель уже не просто погружается в полотно бесконечного текста, а наблюдает за анимационной дракой двух политиков.
И хотя кажется, что медиадизайн — не про конверсию и продажи, его приёмы вполне можно использовать при создании продуктовых страниц. Как сделали мы для проектов «Славкофе» и «Молочная культура», еще до того, как это начали называть медиадизайном :)
В проекте для «Славкофе» пользователь наблюдает за историей создания продукта: от сбора кофейных зерен и их помола до обжаривания, охлаждения в морозилке и попадания товара на полки магазинов.

Визуал показывает весь технологический процесс, привлекая внимание и заинтересовывая — у проекта с подобной подачей больше шансов, что покупатель оставит заявку здесь и сейчас.

Проект для «Молочной культуры» показывает путешествие стаканчика с молоком. Посетитель видит процесс создания, запоминает цифры и факты о производстве молока. Объединяющий элемент всей промостраницы — падающий от скролла к скроллу анимированный стаканчик.

Когда такой сторителлинг работает на продукт, возникает «вау-эффект». Посетитель страницы сравнивает в голове предыдущий опыт взаимодействия с сайтами конкурентов и запоминает именно то, что выделяется.
Ещё один пример от нас — главная сайта Ipek Su
Где применять медиадизайн
Помимо развлекательно-познавательных проектов в СМИ, медиадизайн может решать и бизнес-задачи.

Компания запускает новый продукт на рынок, онлайн-университет продвигает новое направление и хочет привлечь студентов, завод хочет рассказать о технологиях и производстве — всё это сложно донести только текстом. Формат требует иллюстраций, интерактива, анимации. В большую историю могут быть вовлечены не только медиадизайнеры, но и маркетологи, иллюстраторы и даже видеопродакшены.
Инструменты
Может показаться, что для такой задачи вполне сойдёт какой-нибудь конструктор сайтов: владельцы бизнеса могут самостоятельно вставлять и двигать блоки, добавлять текст и картинки, а потом быстренько выложить проект в интернет и радоваться.

Да, но нет:) Чем сложнее и нестандартнее подача, тем лучше запомнится история. Конструкторы могут многое, но всё-таки их возможности ограниченны.
На страничках наших кейсов Фарбе и Dadim мы использовали нестандартную подачу и заморочились с вёрсткой. Такие страницы тоже вполне можно отнести к медиадизайну:)
В применении интерактивных историй нет ограничений: компания может рассказать о своем становлении, музыкальная группа может запустить интерактивный тур по своей истории, а блокчейн старт-ап донести до инвесторов идею своего проекта.
Чем медиадизайн отличается от других
Мы попробовали разграничить графический, веб- и медиадизайн, но скажем прямо: затея так себе:) Всё потому, что тот же веб может включать элементы сторителлинга, как медиадизайн, а медиадизайн — использовать элементы графического и технологии веба. Но тем не менее, таблица:
Медиадизайн сложно назвать отдельным-отдельным направлением в дизайне: скорее, он берёт от графического и веб-дизайна лучшее и умело это сочетает в проектах, где нужно нетривиально рассказать историю и вовлечь посетителя страницы.

И то, что цифровые СМИ всё чаще используют такой интерактивный формат, доказывает — проблема со «слишкоммногобукв» только усугубляется. Так что будьте добры заморочиться поосновательнее с подачей контента, будь то страничка на Медузе или целый сайт :)