Комментарии
Собрали мировые тренды и наши кейсы в один пазл (сошлось!) и рассказали, как можно обучаться у нас, работая и даже не работая в студии
Обучение на рабочем месте
Сибирикс
Обучение на рабочем месте
Собрали мировые тренды и наши кейсы в один пазл (сошлось!) и рассказали, как можно обучаться у нас, работая и даже не работая в студии
Если ты недавно окончил ВУЗ, либо еще учишься на старших курсах — скорее всего ТЫ РАЗОЧАРОВАН. Либо выбором (чаще всего — не своим) скучной и не то чтобы перспективной специальности. Либо качеством образования. Вплоть до прямого обмана («при поступлении обещали практику и программирования, а по факту этого не было, или было очень мало»).

Если да — успокою: время, конечно, проёбано. Но ты не одинок. Можно ли с этим что-то сделать и как-то исправить? Боюсь, что не всегда. В этой статье мы поговорим об обучении на работе. Когда, как, зачем. Помчались!

Владимир
Руководитель студии
Компания Ceridian, которая занимается разработкой программного обеспечения для управления персоналом, каждый год задает тысячам людей самые разные вопросы о работе. В отчете по итогам последнего опроса много любопытной статистики. Например, оказалось, что для 86% работников важно или даже очень важно обучаться за счет компании.

Вопрос звучал так:
Отчет также показывает, как распределяются голоса за «важно» и «очень важно» по возрастам работников:
После таких данных спорить не приходится — вопрос не в том, стоит ли вкладываться в обучение персонала, а в том, какую стратегию обучения выбрать.
Мировые тренды в обучении персонала
22 марта закончился срок подачи заявок на международную награду Best Awards от Ассоциации развития талантов (Association for Talent Development). Награда ежегодно вручается компаниям, которые совершили прорыв в развитии в результате обучения персонала. Сама церемония награждения проходит осенью — и это одна из тех церемоний, где имена победителей реально важнее, чем то, кто в каких они будут платьях. Так что ждем результатов, а пока смотрим список победителей прошлого года и разбираем тренды в обучение персонала.
Формирование вкуса
Корпоративным университетом уже никого не удивить. Компании давно не жалеют десятки миллиардов на кампусы с учебными корпусами, гостиницами, бассейнами, спортзалами и вертолетными площадками.

Для корпоративных университетов есть отдельная премия — GlobalCCU Awards, которая вручается раз в два года и в последний раз, в 2017 году, ее получили 20 корпоративных университетов по всему миру:
Tofaş, турецкий автопроизводитель, пошел еще дальше — построил корпоративный университет, который не только заменил отдел технической подготовки, но взял на себя и функцию воспитания личности. В процессе обучения у персонала развивают вкус и формируют определенные симпатии и антипатии в музыке, еде, цвете и даже запахах. «Такой подход позволяет создать целостный коммерческий бренд», — считает Симчук Алимдар, управляющий корпоративным университетом Tofaş.

Чтобы создать корпоративный университет, необязательно, кстати, тратить миллиарды. McDonalds, например, начинал в 1961 году (через 6 лет после основания компании) с класса из 14 человек в подвале ресторана.

А в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), идеальная система — это система, которой вообще нет, но функции ее выполняются. Так что неформальная прокачка soft и hard скиллов под пиццу и виски — вот и корпоративный университет, приближенный к идеалу. А хочешь развивать вкус — спроси у арт-дира, как)
Хочешь развивать вкус — бери и развивай!

Евгений
Арт-директор
Отсутствие давления
Статистика, приведенная в начале статьи, делает моветоном любую диктатуру в обучении персонала. Абсолютное большинство работников двумя руками за обучение, но это не значит, что все стратегии будут встречены на ура. Не так давно затих скандал в Uber — водители пожаловались на компанию, которая использует геймификацию для обучения персонала и взаимодействия с ним. Работники испытывали давление, вину, раздражались из-за нескончаемых призывов перейти на новый уровень и расстраивались, сопоставляя виртуальные награды и реальные деньги. Геймификация заходит, но не везде.
Перевод обучения в поведение
Walmart, крупнейшая в мире сеть оптовой и розничной торговли, переводит обучение персонала в поведение с помощью очков виртуальной реальности.

Надеваешь очки — оказываешься перед полкой с кучей как попало расставленной продукции. Задача — расставить все идеально и быстро.

Виртуальная реальность может использоваться и для развития soft скиллов, например, навыка публичных выступлений. Надеваешь очки — оказываешься перед огромной аудиторией: кто-то зевает, кто-то поглядывает на часы, кто-то рассматривает, во что ты одет, а кто-то говорит всем своим видом: «Ну давай, удиви меня». Задача — двинуть речь так, чтобы сорвать овации.
Персонализированное обучение
Технологии E-learning позволяют перенести любой курс в интерактивный мобильный формат и сделать обучение персонала модульным и точечным. Работники получают возможность учиться в удобное время и с удобным ритмом, на любом устройстве и с учетом собственного бэкграунда («эту тему я отлично знаю, пропущу ее»).
Обучение в нашей студии
«Сибирикс» несет просветление в массы еще более широкие, чем персонал. Порог студии — черта между привычным миром и миром digital, которую мы периодически призываем всех переступить (следите за анонсами на сайте).
Интерактивный курс
Для кого: для сотрудников студии и для вас
Где: на Скиллбоксе

Мы как-то рассказывали, как снимали интерактивный курс «Руководитель digital-проектов» для прокачки менеджеров, собственников и директоров digital-агентств и IT-специалистов. Это было не без боли, но результат того стоил. Сейчас курс в студии проходят все менеджеры в первые недели работы для быстрого и уверенного старта.
Курс стал проходить сразу, как устроился на работу. Проходил в рабочее время, что особенно приятно. Заценил бойкие видео — лекторы веселые, не устаешь слушать, все без воды, по сути. Выполнял задания к видео, менеджеры проверяли, давали качественный фидбек по ним. Понравилась структура курса — уроки круто дополняют друг друга. Самое главное — курс круто прибавляет скиллов прямо в процессе обучения.

Иван
Менеджер проектов
Виртуальный тренажер «Провокатор»
Для кого: для менеджеров студии и для вас
Где: provokator.online. Сделан как дополнение к курсу «Руководитель digital-проектов», но можно пользоваться, просто перейдя по ссылке.

Переводили обучение в поведение, пока это еще не стало мейнстримом. Потому что давно поняли, что единственный способ научиться реагировать на провокации — это ответить на выпады не менее тридцати провокаторов подряд. Так мы создали виртуальный тренажер «Провокатор». Переходишь по ссылке, врубаешь web-камеру и микрофон, жмешь на play и go раздавать жару. В студии эту боевую подготовку проходят все менеджеры. Им по долгу службы такой скилл необходим. Но, вообще, умение затыкать за пояс хамов и провокаторов еще никому не повредило.
Сертификация Bitrix за счет компании
Для кого: для программистов студии
Где: на academy.1c-bitrix.ru

Программисты студии в обязательном порядке проходят сертификацию Битрикс и за счет компании сдают экзамены по разработке продуктов на базе Bitrix Framework. Это отличная возможность подтвердить хорошее понимание архитектуры платформы, заявить о себе как о профессиональном разработчике, пощекотать свое ЧСЗ (чувство собственной значимости).
Дизайн-батлы
Для кого: для дизайнеров студии и для вас
Где: в студии
Битвы дизайнеров, когда за час нужно придумать и отрисовать макет на заданную тему, как бы дико она ни звучала («Как я провёл лето: самое крутое событие», «Фейковые афиши», «Карикатура по фотографии») — это всегда драйв, адреналин и жесткая концентрация на цели. Полная безбашенность только приветствуется, так что для студийных дизайнеров — это еще и выброс креатива, который при работе над проектами часто приходится сдерживать, поглаживать и обещать, что «мы еще всем покажем». Сторонние дизайнеры (а в дизайн-батлах может поучаствовать любой желающий) всегда сначала подозрительно осматриваются, но бар, музыка и неформальная профессиональная тусовка делают свое дело, так что скоро втягиваются, иногда даже в штат.
Хотел устроиться в «Сибирикс» еще год назад, но завалил собеседование. Стал участвовать в дизайн-баттлах. Веселый кипиш! Видно не только, насколько дизайнер подкован технически, но и какой он человек, что у него с мышлением, с чувством юмора. Иногда это оказывается даже важнее для победы. После трех баттлов меня пригласили на повторное собеседование. Прошел! Теперь работаю здесь!

Глеб
Дизайнер
Холивары
Для кого: для дизайнеров и программистов студии
Где: в студии
Святые войны между программистами, дизайнерами или между программистами и дизайнерами (вот тут вообще жара) никак не регламентируются студией: цензуры нет, запрета бить ниже пояса — тоже. Провокационные вопросы (Flutter или React. Native, Dart или Java, передавать или не передавать лиды другим агентствам) сталкивают лбами адептов разных вер и дают шанс указать варварам на то, в какой темноте они погрязли. Впрочем, не всегда все заканчивается кровью. Холивар — это еще и возможность узнать о плюсах и минусах новых технологий и подходов, которые попробовали другие программисты и дизайнеры за неделю.
Это не работает так, что ты парился над каким-то вопросом, сходил на холивар и все прояснилось, но кругозор расширяет и на будущее ты берешь себе какие-то решения.

Алексей
Программист
Виски-брейки
Для кого: для сотрудников студии и для вас
Где: в студии

Виски-брейки — это когда в студию приходят директора и управленцы самых разных компаний и делятся своими инстайтами и лайфхаками: как выиграть тендер у крупного металлургического холдинга России и мира, как получить премию правительства России, как повысить самомотивацию и дисциплину и еще 100 500 как. Хороший тон — готовиться к виски-брейкам: изучить анонс, накидать вопросы спикеру, на случай, если еще не скоро удастся встретиться с ним face-to-face.
Курс английского языка
Для кого: для сотрудников студии
Где: в студии

Два раза в неделю к нам приходит репетитор и говорит: «Hi, everybody!». Программа английского верстается под средний уровень владения языком всей группы, с эпизодическими усложнениями (дабы не расслаблялись). В этом году сместили акцент на аудирование: выступления/ конференции/ прямая речь native speakers, с различными диалектическими особенностями (теперь на изи различаем, например, индийских и австралийских спикеров).
В стародавние времена я даже сдавал ЕГЭ по английскому, но последующие 6−7 лет к нему и не прикасался (одна из ошибок молодости). Естественно, довольно сильно просел в этом навыке. С первого месяца работы в Сибириксе меня затянуло в группу изучения английского языка. Если раньше любой запрос на английском отдавался «специальному человеку», то теперь, как минимум, первый этап коммуникации провожу сам. И на соответствующих встречах чувствуешь себя в разы уверенней. Это круто.

Дмитрий
Аккаунт-менеджер
Библиотека
Для кого: для сотрудников студии
Где: в студии
Библиотека имени Сибирикса — это три стеллажа с книгами про то, как делать круто то, что ты делаешь. Дизайнер, программист, менеджер, копирайтер, верстальщик — любой подзависнет на десяток минут, выбирая себе тут очередное чтиво. Книги можно читать в рабочее время, можно брать на дом (для этого в студии есть особая система). Главное — читать осознанно и делать конспекты в mindmap, вот как Иван (Иван — молодец):
Собственные издания
Для кого: для сотрудников студии и для вас
Где: на сайте

Кроме крутых блокнотов (которые блокноты только формально, а по сути — мини-энциклопедии со страницами для записей), студия выпустила две электронные книги в pdf. Их можно бесплатно скачать на нашем сайте. Блокноты тоже можно получить бесплатно, но для этого надо вылавливать нас на конференциях, где мы их щедро раздаем.
Digital-энциклопедия

В Digital-энциклопедию вошли лучшие статьи из студийного блога за пять лет. Здесь все: тексты, тесты, чек-листы, интервью, обзоры и лайфхаки. Раскрыты более десяти направлений digital-рынка — от аналитики до личной эффективности.

Скрамгайд

Скрамгайд без воды и по-русски — наша дань теории Scrum, которую мы внедрили в студии первыми на российском рынке и «вынедрим» последними (пока это будет так же круто работать). В гайде Scrum от А до Я плюс клевая инфографика.

Вывод: Не подали заявку на премию Best Awards — внесли интригу в церемонию награждения :) Обучаем не только персонал, но и всех, кто «за». Welcome к нам в штат или на наши тусовки :)