Как изменился рынок доставки на небольшие расстояния весной 2020
Доставка заказов через такси
Сибирикс
Доставка заказов
через такси
Как изменился рынок доставки на небольшие расстояния весной 2020
Если раньше у таксиста можно было добыть только водку поздно ночью, то теперь — вообще что угодно, ведь сфера доставки переживает небывалый рост сами-знаете-почему. Сейчас водитель такси — уже не просто водитель, а ещё и курьер по совместительству. И его услугами в охотку пользуются не только частные лица, но и бизнес (выживать всем как-то надо). О том, что происходит на рынке срочной доставки, и как интернет-магазинам приспособиться к новым реалиям, рассказываем ниже.
Как было раньше
Доставка в черте города для физических лиц
Пока коронавирус спал где-то в китайских лесах, и всё вокруг было спокойно, частным лицам в черте города посылки отправлять можно было несколькими способами. Первый из них, читерский, — кинуть клич в соцсетях, вдруг кто-то из знакомых как раз будет в нужном месте (способ не слишком надежный, но иногда выручает).

Второй — попробовать найти курьера. Для этого можно было разместить заказ на сайтах вроде YouDo, «Достависта» или «Пешкарики»: исполнитель придёт забрать посылку и доставит её в нужное место в течение 1−3 часов (в зависимости от расстояния). Цена — от 130 рублей по словам «Достависты», но в среднем это всё-таки 300−400 рублей.
Тарифы на сайте «Пешкарики»
Надёжность такой доставки, конечно, тоже под вопросом, поскольку такие сервисы являются посредниками между заказчиком и исполнителем услуг. Про «Достависту» есть негативные отзывы от самих курьеров, и от заказчиков, но кто-то её всё-таки хвалит.

Третий вариант отправить посылку в черте города — воспользоваться услугами стандартной курьерской службы. Но тут сплошное разочарование: сроки доставки — 1 рабочий день (в то время как вышеупомянутые сервисы крауд-доставки могут справиться с той же задачей за пару часов), да и цены кусаются. На секундочку, в том же DHL доставка груза весом в 0,5 кг стоила бы 1420 рублей (причём, это действующие цены 2020-го, когда рынок уже изменился). Больше вес — ещё дороже:
Тарифы DHL (спрятаны хорошенько, но мы нашли)
У «ПониЭкспресс» дешевле, но в сравнении с той же «Доставистой» придется переплатить. И да, чтобы такой заказ доставили в тот же день, заявку нужно отправить до 10 утра. Ну такое.
Тарифы от «Пони Экспресс»
Ещё один вариант — услуги Gett Delivery, если, конечно, вам повезло жить в Москве, Петербурге, Казани, Новосибирске или Краснодаре. Сервис перевозок Gett ещё в феврале 2016-го запустил курьерскую службу на базе такси, предварительно опробовав механику в Лондоне. Средняя стоимость доставки в 2016-м начиналась с 400 рублей, теперь — от 150.
Доставка в черте города для юридических лиц
У юрлиц была своя головная боль. Вариант первый — курьерские службы (на худой конец — агрегаторы, хотя в последние пару лет у них не всё так гладко). Другой вариант — пешие курьерские службы, о которых речь шла выше (у «Достависты» можно заказать доставку груза на автомобиле, в том числе грузовом).

OZON и Gett ещё в марте 2019-го запустили проект по доставке заказов клиентам в Москве и области. Курьеры Gett Delivery забирали товары из сортировочных центров в черте города, и отвозили их покупателям (всю информацию о маршруте курьеры получали в приложении).
В августе 2019-го «Яндекс.Такси», кстати, тоже анонсировали подобную услугу для Москвы: в приложении нужно было указать начальный и конечный адрес, номер телефона получателя, а затем отдать посылку приехавшему водителю. С осени эта опция стала доступна корпоративным клиентам для отправки небольших посылок: в компании видели перспективы этого направления (но никак не могли знать, что уже в марте спрос на такие услуги для бизнеса возрастёт в 5 раз).
Из-за скромного набора вариантов многим бизнесам приходилось разбираться с доставкой заказов своими силами. Это довольно трудозатратно: нужно набрать курьеров, обучить стандартам (а для начала — их создать и внедрить), а ещё — содержать колл-центр или хотя бы удалённых операторов для приёма и обработки заказов. С появлением «Яндекс.Еды» и Delivery Club представителям сферы общепита в этом плане немного полегчало, но ведь не суши едиными живёт бизнес. Ну и отзывы о той же «Яндекс.Еде» в сети разные :)
И такое бывает
Что теперь
До марта 2020 года, когда в России ввели ряд жестких ограничительных мер в связи с коронавирусом, из служб доставки на базе такси в черте города были представлены были только Gett Delivery и «Яндекс.Такси», работающий на тот момент как эксперимент.

Но потом всё изменилось — люди ушли на самоизоляцию, и многим бизнесам пришлось менять свою модель: в сфере, где есть доставка чего-либо, изменения были особенно ощутимы. Рестораны перешли на доставку блюд, чтобы как-то выживать, интернет-магазины и онлайн-бизнесы были вынуждены искать новые мощности для своей курьерской службы. И доставка с помощью такси многих выручила. По оценкам Gett Delivery, их объём заказов с середины марта по конец апреля увеличился в 5 раз.

С 3 апреля в приложении «Яндекс.Такси» появился новый тариф «Курьер». Он отличается от обычного тарифа «Доставка» тем, что развозить посылки будут курьеры не только на автомобилях, но и на велосипедах и самокатах. Отдельный тариф пригодится пользователям, которым не нужна срочная доставка посылки, и тем, кто отправляет нетяжелые грузы (которые можно доставить без использования авто). Представители «Яндекса» говорят, что новый тариф призван поддержать небольшие компании на удалёнке и самих водителей: для них это будет дополнительный поток заказов. В пешей курьерской теме оказался в тренде и уже знакомый сервис «Достависта» и подобные ему — у них тоже есть услуги для бизнеса.

На день раньше «Яндекса», 2 апреля 2020, сервис «Ситимобил» тоже запустил услугу доставки с помощью такси. С её помощью пользователи могут отправлять посылки в черте города. Чаще всего доставку от «Ситимобил» используют, чтобы передать вещи, продукты, покупки или отправить заказ клиенту. Тогда же к «доставочному флешмобу» подключилась сеть «ТаксовичкоФ» в Петербурге — с водителем можно получить продукты из магазина или лекарства из аптек.

Gett Delivery в мае расширил географию — теперь сервис работает в Уфе, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре и Красноярске. Партнёрами Gett уже стали «ВкусВилл», «Азбука Вкуса», X5 Retail Group, «Гиперглобус». Для торговых сетей и небольших магазинов, кафе и ресторанов это способ адаптироваться к ситуации и наладить доставку с помощью курьерской службы (за счёт большой сети подключенных к Gett Delivery водителей и готовых алгоритмов платформы). Также в апреле в Gett Delivery запустили доставку из постаматов PickPoint и Boxberry — чтобы люди поменьше ходили по улицам в режиме самоизоляции.

Из совсем свежих новостей — «М.Видео» вместе с Gett Delivery и «Яндекс.Такси» запустили быструю доставку на такси 19 мая 2020. Тариф подходит для бытовой техники весом менее 20 кг. Как это выглядит при оформлении заказа:
Быстрая доставка курьером или на такси от «М.Видео». Не подходит для заказов, оформленных в кредит или в рассрочку, товар должен быть оплачен онлайн. Время доставки варьируется: если заказ оформлен до 18:00, быстрая доставка возможна, если позже — доставка на следующий день.
Как работает доставка в интернет-магазине на примере «Яндекс.Такси»
«Яндекс», пока мы писали эту статью, поделился первыми результатами работы «Доставки» и рассказал, как она устроена для разных типов бизнеса. Например, для небольших компаний можно быстро подключиться к сервису и тут же начать обрабатывать заказы вручную:
Как работает «Яндекс» при оформлении заказов на доставку вручную. У сервиса есть личный кабинет — для создания заказов и просмотра подробных отчётов.
Для крупных бизнесов есть интеграция в бизнес-процессы. И мы опробовали её лично — на проекте «Проаптека» с заказчиком мы ещё в марте готовились к принятию закона о возможности продажи безрецептурных препаратов онлайн. 3 апреля на фоне эпидемии закон приняли. А 10 апреля мы уже интегрировали сайт со службами доставки, среди которых были СДЭК, «Достависта», Gett Delivery и, конечно, «Яндекс.Такси».

С «Яндексом» интеграция была особенно интересной — мы столкнулись с несколькими сложностями. Во-первых, API в формате PDF (понимаем, ребята торопились). Во-вторых, баг с суммой доставки — если в пункте выдачи (аптеке) не был указан номер телефона, то сумма не высвечивалась (решили вопрос тем, что в комментарии водителю в приложении просто указывали номер заказа). В-третьих, расчёт суммы доставки у Яндекса строится без привычного в таких случаях калькулятора. В итоге схема взаимодействия сайта и сервиса такая:
По шагам: как работает «Яндекс.Такси» на доставку лекарств из «ПроАптеки»
Сейчас «Яндекс» говорит, что допилил функционал: теперь, когда покупатель получает заказ, он просто называет код водителю — тот вводит его в приложении для подтверждения факта доставки, и компания-отправитель получает на почту электронный акт приема-передачи товара, которые автоматически учитывается в CRM и складских системах учета. Это помогает передавать посылки бесконтактным способом и защищает водителей от ситуаций, когда их могут обвинить в недобросовестности при доставке товаров.
Что будет дальше
Доставка — это, скорее экстренная мера, чтобы бизнес перевозок на такси мог выжить в трудное время. Эксперты говорят, что услуги доставки восполняют около 10% потери выручки в целом — этого хватает на покрытие расходов на зарплату и аренду.

С другой стороны, «Яндекс.Такси» и до эпидемии планировал постепенно выходить на рынок доставки в черте города, поскольку в компании видели узкие места рынка: во-первых, отсутствие срочной доставки (пользователи всё чаще хотят получить покупку из интернет-магазина день в день), во-вторых — отсутствие доставки в точное время. Коронавирус сыграл на руку, а после снятия ограничений компания будет и дальше развивать это направление. Другие игроки рынка вроде Gett также планируют оставить возможность использовать сервисы для доставки и продолжат сотрудничество в сегменте b2b.

По данным всё того же «Яндекса», во время самоизоляции в «Доставке» за одну поездку водителя или курьера можно отправить сразу до 40 посылок — это и снижает стоимость доставки, и оптимизирует работу водителей (не нужно тратить время и километры пробега для возврата за новой порцией заказов).

Все эти факторы продолжат изменять рынок, и кажется, доставка из интернет-магазинов уже вряд ли будет прежней после пандемии. Время покажет, а пока — быстрых и безопасных доставок вам, и не болейте :)