от Владимира Завертайлова, основателя scrum-студии «Сибирикс»
5 ошибок в бизнесе
Сибирикс

5 ошибок в бизнесе

от Владимира Завертайлова, основателя scrum-студии «Сибирикс»

1. Сунулся в сферу общепита

Как-то один из наших руководителей проектов, с которым у меня были теплые, дружеские отношения, сообщил, что решил сменить сферу и делает сеть микро-кофеен. Пара точек-ларьков у него уже получилось. Мне не хотелось отпускать человека со своей орбиты. И вдобавок были мысли попробовать сделать что-то не из Digital: например, открыть полноценную кофейню.

Мы встретились, обсудили идею открытия кофейни в полноценном формате. Кажется, столиков на 30. Договорились: финансирование в определенном объеме с меня, вся организация — с коллеги. В голове у себя я это рисовал, что «просто дам денег, а оно там как-нибудь само». Ну почти.
Открыли ООО-ку. Нашли помещение с хорошей проходимостью — первый этаж жилого дома. Заключили арендный контракт. Сделали проект. Заказали оборудование, сгоняли в Китай, заказали мебеля. Начали делать ремонт, попутно бегая по всем необходимым инстанциям, готовить технологические карты. Звучит — просто, но на самом деле уже на этих этапах пришлось много побегать лично, иногда, выпадая с основной работы на несколько дней. В общем, на каждом шаге была какая-то ерундистика, попытки кинуть со стороны подрядчиков, затяжки сроков, бюрократия, жутики с поиском места и арендой… всего не перечесть. Но все пока было решаемо, при должной энергии
Жопа началась, когда нам потребовались разрешения от жильцов на монтаж вентиляционной шахты и доступ в подвал для подключения к канализации (по схеме дома была отдельная канализация, которая лет десять назад использовалась столовой). В доме, где мы арендовали помещение — шла война между ТСЖ, жильцами и собственником нашего помещения. Все ненавидели всех. В итоге на нас натравили несколько инстанций, включая полицию и архитектуру города: мол жильцы против что бы что-то делалось в их доме. Нам четко дали понять, что против нас лично никто ничего не имеет, да и кафе — дело хорошее. Но поскольку «у нас все ненавидят вашего арендодателя — ребят, пострадаете вы. Жить мы вам тут не дадим, в любом случае. Даже если откроетесь — будем жаловаться постоянно.». Попытки договориться с жильцами, собрать подписи и тому подобное — ни к чему не привели. А дорогая аренда — капала.
Я решил остановить этот проект, когда мы на полном серьезе сидели и обсуждали, как без согласований смонтируем вент-шахту и поменяем замки на дверь в подвале, самолично, не взирая на предупреждения участкового. Дедлайн, который я ставил по открытию — истек. Бюджеты — тоже.

Итог: в пустую потраченные полгода, выкинутые на ветер четыре миллиона (легко отделался, как сейчас понимаю), и незабываемый опыт общения с чиновниками, злобными бабушками и ужасно-необязательными подрядчиками, норовящими тебя кинуть где только можно. Опыт продажи кучи оборудования — частным лицам (кое чего оставили себе и использовали при постройке офиса, остальное — продали на авито).

Мне стало ясно, что наша, it-сфера гораздо более «чистенькая» и «честная». А люди, которые успешно открывают с нуля общепиты в жилых домах — герои!

2. Откладывал запуск продукта

Во время разработки SingularityApp мы сразу заложили туда очень много функций. Пилили продукт внутри и никому его не показывали. Более полугода у нас ушло на доводку и отладку первой версии.
Ничего удивительного, что когда пришли реальные пользователи, стало ясно, что часть функций придется кардинально переделать, а часть им вовсе не нужны. В общей сложности, эта ошибка стоила мне около года разработки и несколько миллионов рублей.

Только после этого мы начали проводить CustDev-интервью и развивать продукт не только с учетом наших стратегических планов, но и с учетом того, что говорят пользователи. Сократили цикл выпуска и тестирования новых версий. Начали проверять больше гипотез. Как-то, после небольших изменений по итогам CustDev-интервью мы за неделю сделали оборот прошлого месяца.
Думаю, эта ошибка — проявление лени и страха. Лень — проводить интервью, общаться с реальными людьми, искать респондентов. Страх — получить какую-то такую обратную связь, которая меня сильно не порадует. Однако если перестаешь лениться собирать обратную связи и бояться пользователей — получается очень прикольная вещь: ты подкручиваешь в проекте (или маркетинге) несколько параметров, и очень быстро видишь, как меняется денежный поток. Своего рода шахматы, но на деньги.

Сейчас я стараюсь смотреть на вещи прямо, как они есть. Если где-то мы облажались — лучше я буду это понимать ясно, чем обманывать себя, делая вид что все хорошо, при этом притворяться что не обманываю себя.

3. Семейный бизнес

Мы начинали Сибирикс — вместе с моей будущей супругой и еще несколькими друзьями. Такая ошибка характерна для многих небольших компаний, студий, которые начинаются как совместный бизнес. Совершил ее и я. В самом начале это кажется хорошей идеей. Однако, к сожалению, знаю несколько браков, которые развалились из-за смешивания личного и рабочего.

Темная сторона:
  1. У вас не остается никаких общих тем, кроме работы. Дом становится продолжением работы. Выходные — продолжением рабочей недели. Личные вопросы смешиваются с рабочими. Просто не остается места, где можно не думать и не говорить про работу.
  2. Ломается механизм информационного дистанцирования и субординация. Ломается поле власти. Там, где сотруднику вы бы просто делегировали задачу — тут приходится уговаривать. С вами могут поспорить по любому вопросу, причем используя эмоциональные аргументы (прагматичные, женскую логику, вспоминание прошлого и т. д.). Все это, порой, съедает кучу сил и времени.

Противоядие: четко разделите дом и работу. Договоритесь о табу обсуждения рабочих вопросов — за рамками работы. Да, это чертовски сложно.

4. Работал ради рейтингов

В нашей отрасли есть несколько рейтингов, разной степени тухлости. С одной стороны это хорошо, что они есть. Можно посравнивать чего-нибудь и почесать чувство собственной важности. Да и заказчикам так легче.

С другой — многие носятся с этими рейтингами — как с чем-то священным. «А что подумает владелец рейтинга?», «А не обидится ли он». Фу, мракобесие!

Ничего не убивает так творческий подход, как постоянное сравнение себя с другими, ориентация на чужое мнение и работа в атмосфере «долженствования».

Забейте. Ничего страшного не произойдет, если вообще забыть про все рейтинги, и просто делать свое дело так качественно, как только можешь. Не для рейтингов. А для себя.

5. Безжалостный трудоголизм и желание все контролировать

Я — безжалостный трудоголик, и это плохо.

Еще хуже, что я натренировал себя выискивать ошибки и тыкать в них носом. Контролировать чуть ли ни каждый аспект в своей компании. От общего состояния финансов, до, чуть ли ни кода конкретного программиста в конкретном проекте.

С течением времени накапливается все больше и больше примеров, где ты сам что-то лично не проконтролировал, и там налажали так, что потом пришлось месяц расхлебывать. Лучше все проверю! Ой.

С одной стороны такой подход дает неплохие финансовые результаты, предсказуемость по качеству, а сотрудники растут над собой быстрее. Но!

Темная сторона:
Устаешь сам и выносишь мозг хорошим людям. На самом деле нет никакого смысла в регулярных вопросах «Почему это сделано так?», если дело не в разовой оплошности, а повторяется в разных вариациях раз за разом, на конкретном человеке. Проще работать только с теми, кто стремиться делать хорошо сам, а не пытаться заставить кого-то сделать лучше, чем он привык. Какие-то ошибки все равно будут, но будут и прорывы и успехи, которых ты не ожидал.

Не насилуй людей. Не выпивай их и себя до конца.