хэндбук заказчика
Агрегация требований. Как и, главное, — зачем
Если руководитель проекта не торопится писать ТЗ и говорит о какой-то непонятной агрегации требований, возможно, на это есть причины. Не в курсе, что это за агрегация? Листайте вниз.
Итак, вы решили сделать сайт. Идея — есть, возможность — тоже, руководитель проекта — милашка. Так что, начинаем?
Мне нужна суперкрутая анимация, вау-эффект, вот здесь поедет слон на велосипеде, вот здесь — пользователь наденет 3d-очки. А еще мне нужна модель нашего магазина в Химках на главной странице, по которой пользователь может походить влево и вправо. И что-нибудь ещё этакое, я пока не знаю. При этом мы делаем сайт по продаже вставных челюстей. Запустить хочу все сразу, и желательно уложиться в месяц.
![](https://s29805.cdn.ngenix.net/upload/tilda/14a/14a1a2b9641571fafb644ddbd661629f.png?1456745101116495)
Константин
Заказчик
Ооочень интересная идея, Константин. Но не всё из этих хотелок поможет посетителю сайта купить вставную челюсть. Что-то может даже помешать. Чтобы вместо интернет-магазина не получился сайт о слоне на велосипеде, проводится агрегация требований.
Что это за покемон?
Агрегация требований проводится на самом старте проекта. Этот этап отвечает на вопрос «Что делать?». Результат агрегации — интерактивный майндмэп с несколькими вкладками:
Мы делаем файл с агрегацией в программе Xmind. В ней можно открыть-скрыть некоторые пункты, да и вообще — удобно все просматривать. И сложнее запутаться. Но если заказчик не горит желанием ставить себе программу, мы предоставляем ему файлы в формате png. Картинка не так удобна для просмотра, как файл, но требует чуть меньше танцев с бубном для просмотра.
- видение проекта;
- анализ целевых персон;
- конкурентный анализ;
- структура сайта.
Мы делаем файл с агрегацией в программе Xmind. В ней можно открыть-скрыть некоторые пункты, да и вообще — удобно все просматривать. И сложнее запутаться. Но если заказчик не горит желанием ставить себе программу, мы предоставляем ему файлы в формате png. Картинка не так удобна для просмотра, как файл, но требует чуть меньше танцев с бубном для просмотра.
По итогам агрегации мы узнаем:
А теперь подробнее по каждой вкладке.
- какие цели и задачи у сайта;
- что ждёт от него целевая аудитория;
- что хорошего и плохого в сайтах конкурентов;
- как всё это учесть и совместить, чтобы одно другому не мешало;
- как лучше запустить проект: весь сразу или по частям, и с чего начать.
А теперь подробнее по каждой вкладке.
Видение проекта
Эта вкладка посвящена самому основному вопросу: для кого и зачем вообще создаётся сайт.
Последние несколько лет на переговорах с ТОП-менеджерами компаний задачи нам, разработчикам, ставятся в двух ключах:
1. Сделайте чего-нибудь с нашим сайтом, чтобы увеличился оборот (в этот момент меня подмывает спросить «На сколько и за какой период?», но я обычно сдерживаюсь).
2. Сделайте чего-нибудь с нашим сайтом, чтобы снизились наши затраты (вслух это обычно не произносится, но в глазах клиента написано: «Автоматизируйте нам что-нибудь в интернете, чтобы можно было уволить пару-тройку ленивцев»).
Это хорошие задачи и их очень интересно решать, например, используя бережливые методики LEAN.
Линейные менеджеры, как правило, далеки от таких прямолинейных постановок, зато либо уже имеют сформированное видение проекта, либо очень сильно увязают в его деталях. Не беда.
Поговорив и с теми, и с другими, мы находим круг тех людей, которые наиболее сильно заинтересованы в запуске нового сайта и автоматизации (т.е. стейкхолдеров). Как правило, это либо директора по продажам, либо маркетинг, либо отдел работы с дилерами, либо отдел рекламаций.
И, несмотря на то, что и ТОПы, и линейные менеджеры, и другие отделы по-разному формируют цели и задачи нового проекта, в конечном счете они общие: работать поменьше, зарабатывать побольше, лишние расходы — порезать.
1. Сделайте чего-нибудь с нашим сайтом, чтобы увеличился оборот (в этот момент меня подмывает спросить «На сколько и за какой период?», но я обычно сдерживаюсь).
2. Сделайте чего-нибудь с нашим сайтом, чтобы снизились наши затраты (вслух это обычно не произносится, но в глазах клиента написано: «Автоматизируйте нам что-нибудь в интернете, чтобы можно было уволить пару-тройку ленивцев»).
Это хорошие задачи и их очень интересно решать, например, используя бережливые методики LEAN.
Линейные менеджеры, как правило, далеки от таких прямолинейных постановок, зато либо уже имеют сформированное видение проекта, либо очень сильно увязают в его деталях. Не беда.
Поговорив и с теми, и с другими, мы находим круг тех людей, которые наиболее сильно заинтересованы в запуске нового сайта и автоматизации (т.е. стейкхолдеров). Как правило, это либо директора по продажам, либо маркетинг, либо отдел работы с дилерами, либо отдел рекламаций.
И, несмотря на то, что и ТОПы, и линейные менеджеры, и другие отделы по-разному формируют цели и задачи нового проекта, в конечном счете они общие: работать поменьше, зарабатывать побольше, лишние расходы — порезать.
![](https://s29805.cdn.ngenix.net/upload/tilda/964/964f50f7c10fd610f0088475a96b798e.png?145674510298317)
Владимир Завертайлов
Руководитель студии
Чтобы не заиграться с вау-эффектами и не забыть о главном, в разделе «Видение проекта» прописываются цели сайта, задачи для их достижения и стейкхолдеры.
![](https://s29805.cdn.ngenix.net/upload/tilda/f62/f62062be5f099e408d146d7d9fbf61c5.png?1456821400294896)
Видение сайта KanKan (скоро будет релиз, следите за блогом)
Анализ целевых персон
Вернёмся к интернет-магазину челюстей. Предположим, все желания заказчика Константина приняты и беспрекословно запилены на сайт. На главной странице — модель магазина, где можно покрутиться, походить, выйти на улицу, зайти на склад. Если подойти к девушке-консультанту, появится информация о протезах. Всё интуитивно понятно, потому что как в жизни! Но почему-то это не помогло Серафиме Николавне купить протез.
![](https://s29805.cdn.ngenix.net/upload/tilda/1fc/1fc558b64a09915d85ebca18f59f51cc.jpg?145674510270712)
Знакомьтесь: Серафима Николавна
Фото: Laura Hynd
Фото: Laura Hynd
Кто такая Серафима Николавна? Это типичный посетитель интернет-магазина вставных челюстей. Ей 70, но она держится молодцом и учится работать с компьютером. Решила вот заказать любимые протезы с доставкой до квартиры. Вбив в поисковик mail.ru нужную марку, прошла по первой ссылке, но попала не на привычный сайт с фотографиями медиков, а в магазин в Химках.
От неожиданности дама крутанула колесо мышки и увеличила 3D модель до максимума. Всё, что она видит после — добрый глаз девушки-консультанта на весь экран. Добрым он уже не кажется.
Серафима Николавна в панике водит мышкой, почти на ощупь выходит из магазина, и, так как к его модели программисты заботливо прикрутили Гугл-карты (чтобы ну вообще всё как в жизни), доходит не оглядываясь аж до МКАДа.
От неожиданности дама крутанула колесо мышки и увеличила 3D модель до максимума. Всё, что она видит после — добрый глаз девушки-консультанта на весь экран. Добрым он уже не кажется.
Серафима Николавна в панике водит мышкой, почти на ощупь выходит из магазина, и, так как к его модели программисты заботливо прикрутили Гугл-карты (чтобы ну вообще всё как в жизни), доходит не оглядываясь аж до МКАДа.
После в этот магазин Серафима Николавна не вернётся уже ни в интернете, ни в реале. Челюсти на 20000 рублей куплены у конкурентов.
Чтобы заказчик не потерял часть клиентов из-за необдуманной фишки, как Константин — Серафиму Николавну, аналитик проводит анализ целевых персон. Он смотрит, что предлагает сайт, кого там ожидают увидеть и кто реально будет им пользоваться. И моделирует персоны. Так безликая целевая аудитория мужчин и женщин в возрасте от 40 лет со средним доходом и слабым здоровьем станет вполне конкретными Серафимой Николавной, дедом Колей и бывшим боксёром Сашко. Можно будет понять, что в действительности, а не по результатам сухой статистики, хотят увидеть эти люди на вашем сайте, что у них болит и как вы им можете помочь.
Конкурентный анализ
Теперь поговорим о 3D-очках. Откуда вообще появилась эта идея? Кто тот злодей, что её подкинул? Оказывается, её нагло украли у основных конкурентов. Но стоит ли оно того? Разбираемся. Для этого:
После можно судить, что хорошо на сайте, а что плохо. Что — реальная потребность, а что — просто привычка быть как все или боязнь отойти от шаблона.
- Просматриваем сайты конкурентов.
- Аккуратно записываем их плюсы и минусы в отдельную вкладку агрегации.
- Добавляем скриншоты для наглядности.
После можно судить, что хорошо на сайте, а что плохо. Что — реальная потребность, а что — просто привычка быть как все или боязнь отойти от шаблона.
Структура сайта
На основе всего, что выяснил аналитик, и того, что хочет заказчик, вырабатывается общее видение проекта. Формируется и обсуждается структура сайта. Это магазин детской одежды? Значит, будет каталог. Мамы боятся, что ткани — сплошная синтетика? Добавим крупный блок про состав в карточку товара, выведем его на главную страницу и в каталог. Ткани действительно синтетика, и нужно это нивелировать? Рассказываем, почему эта синтетика гораздо лучше хлопка.
На этом этапе уже понятно, что и где находится. Виден полный объём работ. Вилка стоимости сужается, появляется ясность, сколько времени займёт работа над сайтом.
На этом этапе уже понятно, что и где находится. Виден полный объём работ. Вилка стоимости сужается, появляется ясность, сколько времени займёт работа над сайтом.
![](https://s29805.cdn.ngenix.net/upload/tilda/a62/a623f30d9884a98dd756570439e34c1c.png?1456804244273263)
Структура сайта ДеНастия
Заказчик Константин хотел, чтобы сайт был готов за месяц. По итогам проведённой аналитики понятно, что даже без 3D-очков это нереальный срок. Но по сформированной структуре сайта мы видим, какой раздел можно запустить пораньше, а какой может подождать.
Например, пользователи требуют фотографии и описание протезов. Поэтому раздел «Продукция» запускается через месяц самым первым. Через неделю — консультация специалиста, и в последнюю очередь во вкладке «О нас» — интерактивная модель магазина.
Например, пользователи требуют фотографии и описание протезов. Поэтому раздел «Продукция» запускается через месяц самым первым. Через неделю — консультация специалиста, и в последнюю очередь во вкладке «О нас» — интерактивная модель магазина.
Ещё раз, зачем всё это?
Собственно, всё, что мы делаем на агрегации требований — выясняем всех стейкхолдеров и их задачи. Отталкиваясь от этого — выясняем целевые группы, выясняем БОЛИ целевых групп (ибо, как говорил Грехам, нет проблемы — нет продажи). Из болей генерируем гипотезы, что именно нужно реализовать на сайте и поменять в процессах автоматизации. Подсматриваем удачные ходы у конкурентов или аргументированно убираем неработающие задумки из плана работ. А затем уже формируем структуру нового проекта.
![](https://s29805.cdn.ngenix.net/upload/tilda/a97/a97defea9424eaeb75cdb072d75f1437.png?145674511198317)
Владимир Завертайлов
Руководитель студии
Стейкхолдеры → Целевая аудитория → Боль → Противоядие+Конкуренты →
Структура нового проекта
Структура нового проекта
Уже на основании агрегации мы:
С опорой на результаты агрегации уже делаем прототип. На нём видим, где и как располагаются основные блоки. По прототипу можно покликать мышкой и без затрат на дизайн и программирование посмотреть, как будет работать сайт. После можно приступать к длинному и нудному ТЗ.
И, если есть желание, для слонов на велосипеде место всегда найдётся.
- Определяем состав проекта.
- Составляем уточненную смету по всем функциям.
- Делим проект на этапы. Смотрим, что пойдет в первый этап запуска, а что — перенесется на следующие.
С опорой на результаты агрегации уже делаем прототип. На нём видим, где и как располагаются основные блоки. По прототипу можно покликать мышкой и без затрат на дизайн и программирование посмотреть, как будет работать сайт. После можно приступать к длинному и нудному ТЗ.
И, если есть желание, для слонов на велосипеде место всегда найдётся.
![](https://s29805.cdn.ngenix.net/upload/tilda/488/488b5c4f7a16895298ad0b42d80a26f9.png?145674511284129)