Плюсы и минусы шаблона рамочного договора «Студии Артемия Лебедева». Сравниваем с договором scrum-студии «Сибирикс». Разбираемся, что взять себе за основу.
Договор на разработку сайта: «Сибирикс» против «Студии Артемия Лебедева»
Сибирикс
Договор на разработку сайта: «Сибирикс» против «Студии Артемия Лебедева»
Плюсы и минусы шаблона рамочного договора «Студии Артемия Лебедева». Сравниваем с договором scrum-студии «Сибирикс».
Разбираемся, что взять себе за основу.
1 февраля в блоге Артемия Лебедева появился свежий шаблон рамочного договора студии и приложения к нему. Мы когда-то тоже публиковали собственный шаблон в блоге — теперь появился повод сравнить договоры и выяснить, какой из них лучше подходит для студий. Если для вас вопрос с документами — больной, читайте разбор и выбирайте для себя, что взять за основу.
Что не так с шаблоном «Студии Артемия Лебедева»
1. Сложная структура

В шаблоне «Студии Артемия Лебедева» есть много важных условий, но они разбросаны по разным разделам, из-за чего сложить их в единую систему довольно сложно: есть термины, есть предмет договора (где заодно указаны и порядок начала работ, и сроки), есть права и обязанности сторон, через которые нужно пробираться, словно через густые заросли. В шаблоне «Сибирикса» структура проще и понятнее.
Структура шаблона «Студии Артемия Лебедева»

Термины, используемые в Договоре
1. Предмет Договора, порядок начала и сроки выполнения работ (оказания услуг), права и обязанности Сторон
2. Стоимость работ (услуг), порядок осуществления расчетов
3. Сдача-приемка работ (услуг)
4. Права на результаты интеллектуальной деятельности, анонсирование работ (услуг)
5. Гарантии и ответственность Сторон. Форс-мажор
6. Срок действия и порядок расторжения Договора
7. Иные условия
Структура шаблона «Студии Сибирикс»

1. Предмет Договора
2. Порядок исполнения Договора
 — Согласование объема работ
 — Запросы
 — Ответственные лица
 — Сроки
3. Расчёты сторон
4. Сдача-приёмка работ
5. Права на результат работ
6. Ответственность сторон
7. Срок действия и порядок расторжения Договора
8. Порядок решения споров
9. Обмен информацией и документами
10. Заключительные положения
2. Непонятен процесс обмена документами и информационными материалами

Вроде бы, есть отдельный раздел «Сдача-приёмка работ (услуг)», но некоторые формулировки у опытных юристов (Павел, привет!) вызывают вопросы. Например, пункт 3.6, где сказано:
«Настоящим и в целях ускорения документооборота по Договору, Стороны подтверждают право Исполнителя предоставлять результаты работ (услуг) путем направления соответствующих уведомлений в электронном виде на следующие адрес Клиента: (Ф.И.О., должность, контактный телефон, e-mail)».
По-хорошему, здесь стоит указать и контакты исполнителя (или хотя бы его доменную зону), иначе при разбирательствах в суде возникнут вопросы правомерности переписки по электронной почте.

В договоре «Сибирикса» этот момент учтён за счёт 9-го раздела, описывающего весь процесс оборота документами и материалами:
Другой момент: в шаблоне Лебедева упоминается Basecamp, но нигде не говорится о том, что это такое и какое место в обмене информации эта платформа занимает. У «Сибирикса» прописано, что Скайп приравнивается к надлежащему способу согласования вопросов, а записи звонков имеют юридическую силу.
Упомянутый, но никак не описанный Basecamp в шаблоне «Студии Артемия Лебедева»
3. Нечёткие сроки

В первом же разделе шаблона Лебедева мы читаем:
Когда «Студия Артемия Лебедева» приступает к работе по проекту
Плюс этого пункта в том, что здесь прописано: в случае неполучения денег от клиента работы приостанавливаются. Но в нашем договоре есть ещё одна важная оговорка — пока клиент не платит, команда проекта не простаивает, а переключается на другой проект. Поэтому она не сможет вернуться к текущему проекту в ту же секунду, как заказчик таки заплатит деньги.
Идём дальше по шаблону «Студии Артемия Лебедева» — и что видим?
Обтекаемые формулировки в шаблоне «Студии Артемия Лебедева»
Точные сроки оплаты указаны в Приложении — это понятно, это классика. Но конкретика о сроках приёмки появляется только в третьем разделе, а о предоставлении материалов по проекту — не появляется вообще:
«3.2 Получая результаты работ (услуг) вместе с экземплярами Актов сдачи-приемки работ (услуг), в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты их получения Клиент утверждает результаты работ (услуг) и подписывает экземпляры Актов сдачи-приемки работ (услуг), либо направляет Исполнителю письменный отказ от приемки результатов работ (услуг) с перечнем недостатков и указанием требований, предъявляемых Клиентом к исправлениям, которые будет необходимо внести Исполнителю в результат работ (услуг) для обеспечения его надлежащего качества».
В шаблоне «Сибирикса» чётко прописан и порядок предоставления всей информации Заказчиком — в пунктах 2.4−2.6.
4. Непонятны ответственные лица

И хотя в лебедевском шаблоне договора об ответственных лицах упоминается, здесь конкретики мало:
«1.5.3. назначать ответственных лиц (сотрудников, представителей) со стороны Клиента для координации работы и оперативного взаимодействия с Исполнителем при выполнении работ (оказании услуг)»
У читающего юриста сразу возникают вопросы: а сколько этих лиц может быть, а кто за что должен отвечать, и в каком объёме они берут на себя эти обязательства? Чтобы избежать туманной трактовки этого условия, в договоре «Сибирикса» прописано следующее:
Дополнительно в пунктах ниже зафиксировано, что если лицо, не назначенное ответственным, вмешается в процесс, студия вправе приостановить работы по проекту до прекращения этого беспредела или расторгнуть договор в одностороннем порядке.
«7.5. Подрядчик вправе отказаться от исполнения Договора в одностороннем порядке без возмещения каких-либо убытков, письменно уведомив об этом Заказчика за 7 (семь) календарных дней до даты расторжения Договора, в следующих случаях:

7.5.3. Вмешательство со стороны Заказчика лица/лиц, не согласованных в качестве Ответственных».
5. Лишняя терминология

С первых секунд просмотра шаблона «Студии Артемия Лебедева» на читателя вываливается пачка терминов:
Павел Мищенко из Runetlex говорит, что это не только сбивает с толку, убивает конкретику и мотивацию читать дальше, но ещё и может стать проблемой в будущем. Пример — описание приложения к договору:
«Приложение — документ, подписываемый обеими Сторонами и являющийся неотъемлемой частью Договора, содержащий наименование конкретных работ (услуг) Исполнителя, подлежащих выполнению (оказанию), величину стоимости работ (услуг), формат предоставления результатов работ (услуг), сроки выполнения работ (оказания услуг) и другие условия».
И если в приложении в итоге не окажется чего-то из этого списка (например, формата предоставления работ), то его можно смело считать недействительным. Чтобы этого избежать, лучше прописывать термины в самих приложениях. Как сделано у нас (и у Студии Лебедева, кстати, тоже).
Что можно взять из шаблона «Студии Артеми Лебедева»
1. Штраф за простой рабочей группы

Если вы не пропишете, спустя какое количество дней рабочая группа вернется к проекту после простоя, вместо этого можно добавить пункт о штрафе. Хотя вряд ли юристы клиента будут готовы пойти на это, поэтому у первого условия больше шансов быть согласованным.
«5.10. При просрочке в оплате работ (услуг) по Договору, невыполнении обязательства Клиента о предоставлении информационных материалов в разумный срок, а равно в иных случаях, когда выполнение работ по Договору приостанавливается по вине Клиента, Исполнитель вправе взыскать с Клиента штраф за простой рабочей группы, созданной в соответствии с положениями п. 1.4.1 Договора, размер которого составляет ________________ рублей за каждый рабочий день простоя рабочей группы. Штраф, установленный настоящим пунктом, начисляется и уплачивается исключительно после получения Клиентом письменной претензии от Исполнителя о начале применения штрафной санкции за простой рабочей группы».
2. Оплата командировок команды за счёт клиента

Мало ли где окажется ваш заказчик и куда придётся поехать команде ради воплощения проекта — такой пункт может пригодиться.
«1.5.5. Организовать и оплатить проезд и проживание сотрудников и (или) представителей Исполнителя для проведения встреч с Клиентом на территории, находящейся за пределами Москвы и Московской области».
3. Перечень того, что должно быть в письменном отказе от приёмки работ

Простой и краткий пункт, который исключает возможность клиента манипулировать и просто не оставляет шансов для того, чтобы под видом правок выбить из студии доработку объемом на ещё один спринт, например :)
«3.3. Письменный отказ Клиента от приемки результатов работ (услуг) должен содержать перечень несоответствий результатов работ (услуг) условиям Договора, соответствующего Приложения к нему, Брифа и (или) Технического задания».
В шаблоне «Сибирикса» это тоже учтено:
«В течение 5 (пяти) дней с даты получения Акта, Заказчик обязуется принять результат работ путем подписания Акта и передачи его Подрядчику, или отказаться от приемки результата работ, сообщив Подрядчику о необходимости доработки.

4.3. Под доработкой Стороны понимают приведение результата работ в соответствие с требованиями, согласованными Сторонами в Приложении, в частности, в техническом задании».
При составлении своих шаблонов на основе договора «Сибирикса» или Лебедева я, в первую очередь, призываю проверить, насколько они соответствуют вашим интересам, а также можете ли вы работать так, как описано в шаблоне. Если да — велкам. Если нет — обязательно описывайте свой процесс в договоре. В качестве примера — посмотрите на п. 9.4 договора «Сибирикса» и слово «одновременно». Для «Сибирикса» это привычный процесс, для вас возможно обременение, которое вы в жизни соблюдать не будете.

Павел Мищенко
Управляющий партнер Runetlex
Годный шаблон рамочного договора. 5 правил

Итак, вы погрузились в глубины глубин юриспруденции, и теперь знаете, что не все формулировки об одном и том же одинаково хороши, а также — что не стоит сваливать все яйца в одну корзину. Краткое саммари — 5 правил для хорошего договора:

  1. Четкая структура, соответствующая вашему процессу работы. В предмете договора — только предмет, в сроках — только сроки, и так далее.
  2. Не использовать перегруженные формулировки — там, где можно, упростить, упрощайте.
  3. Указывать четкие сроки.
  4. Никаких ссылок на пункты договора, описанные выше или ниже. Это бесит. А ещё — если в структуру документа добавится какой-то пункт, нумерация изменится здесь, но не в тексте.
  5. Не дублировать условия в нескольких пунктах (чревато тем, что в одном их могут поменять, а во втором забыть — почва для судебного разбирательства готова).

Понятие хорошего договора — очень растяжимая штука. В первую очередь, договор должен решать задачу лица, которое его использует. А это очень большой разброс:

  1. Сделать формальный документ, по которому клиент будет перечислять деньги.
  2. Сделать супер-пупер надежный документ, который защищает все возможные и невозможные интересы только одной стороны.
  3. Сделать понятный договор, который защищает интересы сторон и, в то же время, является удобным для использования.
  4. Сделать договор со всякими хитрыми формулировками, который будет вводить контрагента в заблуждение.
И так далее. В зависимости от сформулированной задачи и документ будет разным.

Указанные выше критерии «годного шаблона» подходят для ситуации, когда хочется повысить прозрачность договора, увеличить его скорость согласования, упростить возможность адаптаций под конкретные кейсы, снизить риск споров из-за непонятных формулировок.


Павел Мищенко
Управляющий партнер Runetlex