Вендор CRM-систем S2 и scrum-студия Сибирикс — о вечном треугольнике выбора при кастомной разработке
О разработке: быстро, дешево и качественно?
Сибирикс

О разработке: быстро, дешево и качественно?

Вендор CRM-систем S2 и scrum-студия Сибирикс — о вечном треугольнике выбора при кастомной разработке
Выстроить идеальный IT-ландшафт под нужды компании даже маленького размера — мечта любого владельца, который заинтересован в развитии своего бизнеса.

Чтобы вот все работало именно так, как запланировано в голове, еще и без зависаний, багов и проблем.

Когда гордый и уверенный в своей затее владелец бизнеса обращается к диджитал-студии с опытом, он часто в ответ слышит: «Разработка от 100 часов, стоимость часа — от 3500 рублей». А потом в том же Яндексе, уже расстроенного ценами, «догоняет» баннер: «Разработаем что хотите, быстро, качественно и за 500 рублей/час».

Где же правда? Неужели крупные студии нагло наживаются на бедных заказчиках и все это можно сделать в несколько раз дешевле силами студентов? Ещё и качественнее и быстрее?

Не будем рассуждать сегодня о «железной» части — серверах, обеспечении сотрудников и т.д. Здесь отдельная специфика, особенно, если «железка», которая так нужна, внезапно покинула рынок РФ. Поиск замены зачастую превращается в то еще приключение.

Про быстро

Кастомная разработка под ваши задачи — это не очень быстрая история. Когда к ней обращаются? Когда есть такие специфические задачи, которые нельзя решить имеющимся на рынке ПО.

Конечно, создать что-то наподобие интернет-магазина на той же Tilda можно. Оно даже будет работать. Возможен даже сайт компании силами студентов (хотя, чтобы вы передумали, достаточно просто посмотреть практически на любой региональный сайт ВУЗа).

А если речь идет, например, об интернет-магазине для крупнейшей сети кожгалантереи? Еще и чтобы информация об остатках товара была по каждой оффлайн-точке? Или об интернет-магазине для популярной сети верхней одежды?

Да, в конструкторе собрать сайт можно достаточно быстро. Но при средних и высоких нагрузках он будет настолько тормозить, что клиенту окажется проще дойти до вашего офиса ногами, чем заказать что-то с сайта. А это — потеря доверия и минус клиент. Не очень веселая история, верно? Особенно если стоимость привлечения лида выходит в сотни рублей.

Кожевина Анна
аккаунт директор Сибирикс
— В среднем разработка интернет-магазина с интеграцией с ERP занимает у нас 6−8 месяцев. При этом где-то половина времени уйдет на аналитику и согласование дизайна. Если же действовать поэтапно, постепенно наращивая функционал, первую версию можно запустить месяца за 3−4.
С разработкой, например, CRM-систем или мобильных приложений всё несколько сложнее.

Решает мышление MVP, когда от концепта до некоего рабочего прототипа проходит 1−2 месяца. А когда есть платформа, которую можно использовать как основу, можно серьезно сэкономить время, например, на проработке UX/UI-дизайна.

Андрей Батарин
основатель S2
— У нас от первого концептуального обсуждения готовой системы с клиентом до первой сдачи MVP в среднем проходит от 1,5 до 3 месяцев, в зависимости от сложности проекта и возможностей использовать наработанную базу.
Но в любом случае тестирование, отлов «багов» и доработки функционала (а аппетит приходит во время еды) будут занимать много времени. Конечно, можно целиком выкупить команду и заставить их заниматься одним проектом, тогда все будет быстрее. И соответственно дороже.

На практике, если вам обещают сделать что-то в несколько раз быстрее, чем в среднем по рынку, явно что-то не так.

Про качественно

Качественно — это не только про то, как результат выглядит. Это еще и про то, как он работает и что скрыто «под одежкой».

Можно сделать очень красивый сайт или мобильное приложение, которые внезапно «умрут» от наплыва пользователей. Или получить визуально красивое решение по самым популярным дизайн-трендам с behance, а в коде — большое количество «костылей» и непонятных комментариев.

А спустя пару месяцев, при желании что-то поменять, выяснится, что проще начинать все с нуля.

Компании, которые дорожат своей репутацией, не боятся говорить о качественной работе. Вы можете регулярно это видеть в кейсах, которые они публикуют. Они готовы прописать гарантии в договоре, который понятен без армии юристов.

Впрочем, решать вам. Но на качестве не стоит экономить, правда?

Про дешево

Недавно одна из сибирских диджитал-студий описала свой опыт разработки сайта для заказчика на vc.ru. В комментариях начался натуральный пожар с обвинениями авторов в стремлении нажиться на бедном заказчике и утверждениями, что проект можно сделать за 20 000 рублей.
Посчитаем?

Те же самые комментаторы, которые работают в ИТ, хотят получать зарплату не по нижней границе, и уж точно не ниже рынка. Чтобы было удобнее считать, возьмем 160 000 в месяц (условный программист middle), и это на руки.

Добавляем:
  • НДФЛ: 160 000*1,15*0,13 = 23 920 рублей.
  • Соц. взносы (предположим, ИТ-компания — аккредитованная): 160 000*1,15*0,076 = 13 984 рублей.
  • Расходы на отпуск в месяц: (160 000 + 23 920 + 13 984)*28/(12*29,3) = 15 760 рублей.

Итого = 213 664 в месяц = 1335 в час.

Добавляем минимальный УСН 6% = 226 484 в месяц = 1415 рублей в час.

То есть за 20 000 рублей средний IT-шник проработает примерно 14 часов, это при условии что у компании нулевая прибыль и вообще нет расходов кроме зарплаты, которые надо закладывать в стоимость. Компания не платит за ПО, оборудование, аренду, связь, бухгалтерию, содержание офиса, не оплачивает больничные и т. д. На согласование и подписание контракта тоже заложено ноль времени, как и на менеджмент и тестирование.

Что-то даже сайт на конструкторе за это время сделать нормально не получится.
В текущей реальности заказная разработка — очень недешевая история. Виной во многом дефицит кадров. Не хватает не только программистов, но и UX-дизайнеров, проектных менеджеров, аналитиков, тестировщиков. Компаниям приходится не только предлагать высокие зарплаты при найме, но и постоянно их индексировать. Более того, за время пандемии удаленка стала нормой, а значит и оплата специалистов в Москве и регионах сравнялась. История про дешевую региональную разработку осталась в прошлом.

У большинства подрядчиков ценообразование довольно простое, стоимость проекта определяется как количество часов (которые планируется потратить на разработку), умноженное на стоимость часа разработки. То есть оценка на один и тот же проект может отличаться из-за:
  • разной стоимости часа. В общем случае в стоимости около 40-50% занимает зарплата исполнителя, 30-40% - расходы компании, 20%  прибыль и резерв на форс-мажоры. Сколько должен стоить час у адекватного подрядчика, можете подсчитать сами;
  • разной оценки проекта в часах. Про это мы уже говорили выше.

Итого — стоимость разработки серьезного корпоративного решения легко может перевалить за десяток миллионов рублей.

Конечно, есть вариант обратиться к новичкам и заплатить процентов на 70 меньше. На выходе получить «что-то» и попробовать с этим пожить. Ведь в качестве «специалиста» будет выступать джун-студент, а при реализации будут выбираться самые быстрые и дешевые решения, не рассчитанные на высокие нагрузки и дальнейшее развитие проекта. Так что про дальнейшую проработку, изменения, интеграции с другим программным обеспечением и т. д. лучше промолчать.

Только не забывайте потихоньку откладывать деньги на разработку нового проекта с нуля, с учетом всех набитых шишек. Если конечно эта попытка не утопит ваш бизнес.

Андрей Батарин
основатель S2
— У нас был опыт, когда компания с сотнями миллионов рублей оборота до последнего держалась за собственную CRM-систему, потому что «ну это наша дешевая внутренняя разработка».

За CRM, в которой не было возможности нормально настроить воронку продаж. Не было нормальной API-документации. Как все это работало, знало только несколько человек в компании, которые по стеку и технологиям застряли в начале нулевых.

После нормальной кастомной разработки менеджеры отдела продаж буквально плакали от счастья от того, как стало удобно работать. Да, это не было дешево, зато грамотно продумано не только под текущие задачи, но и под дальнейшее масштабирование.
Дешево, быстро и качественно — вечный треугольник выбора для клиента. С точки зрения разработчиков можем только дать совет: «Не торопитесь. Сильно не экономьте. Уделяйте особое внимание качеству работы». Тогда и выбор будет сделать проще.