Fortune ежегодно выпускает рейтинг крупнейших компаний мира. А мы внимательно посмотрели на сайты некоторых корпораций с верхних строчек этого рейтинга
Унылые сайты сильных мира сего: рейтинг Fortune
Сибирикс

Унылые сайты сильных мира сего

Рейтинг Fortune
Fortune — прямой конкурент Forbes, деловой журнал, издаваемый гигантом AOL, который любит считать чужие деньги. Ежегодно ежедневник выпускает собственный рейтинг крупнейших компаний мира на основании валового дохода и отрасли деятельности.

Каждый участник списка Fortune Global 500 — многомиллиардная корпорация, широко известная в своей стране или даже по всему миру. Сюда входят крупнейшие банки, нефтяные и IT-компании, маркетплейсы. И, кажется, что у всех этих организаций должны быть превосходные современные сайты — их бюджет точно это позволяет. Но не тут-то было.

Изучая список Fortune Global 500 за 2023 год, мы обнаружили множество унылых, неудобных и попросту устаревших сайтов. Покажем некоторые примеры и расскажем, что в них не так.
  • Место в рейтинге: 5
  • Страна: Китай
  • Отрасль: нефтяная компания
  • Доход, млрд $%: 483 019
  • Число сотрудников: 1 087 049

China National Petroleum — одна из крупнейших национальных нефтегазовых компаний Китая. В основном, она разрабатывает месторождения КНР, но имеет свои вышки также в некоторых странах Африки и Азии. В 2014 году было подписано соглашение между China National Petroleum и российским «Газпромом».

Сайт корпорации выглядит, будто его разработали лет 10 назад, чтобы просто он был, и с тех пор не меняли. Пестроту и хаотичность оформления частично можно списать на особенности азиатского web-дизайна, но недостаток логики в структуре уже на менталитет не спишешь. На первый план вынесены новости из жизни компании, новости и… снова новости.
Все это — новостные заметки: о компании, нефтяной отрасли, событиях в корпоративной жизни.
Где-то на предпоследнем экране — отчеты и график цен на нефть. Действительно, зачем эта ненужная информация на сайте нефтяной компании?
Что интересно, у компании отдельные версии сайтов на английском, русском и испанском языке. Их делали разные подрядчики — сайты отличаются. Но нельзя сказать, что в лучшую сторону.
Английская версия выглядит понятнее, но во многом за счет языка. Проблемы с юзабилити никуда не делись: глаза разбегаются. Ощущение, что на каждом экране пытались уместить как можно больше контента. Подзаголовки красного цвета подсознательно считывается пользователями как сообщения об ошибке.
Главной задачей версии сайта на русском языке, видимо, было показать годовой обзор за 2022 г.
  • Место в рейтинге: 14
  • Отрасль: управляющая компания
  • Страна: США
  • Доход, млрд $%: 302 089
  • Число сотрудников: 383 000

Berkshire Hathaway — один из крупнейших холдингов, которому принадлежат компании GEICO, Dairy Queen, Duracell, BNSF Railway и другие. Также холдинг владеет акциями всемирно известных пищевых, финансовых и IT-компаний, в том числе, Coca Cola Company, Apple, American Express, Bank of America. И так действительно выглядит сайт этой огромнейшей организации.

Конечно, если твой лидер — Уоррен Баффет, меньше задумываешься о красоте сайта, но все же визитку Berkshire Hathaway можно было сделать и посимпатичнее. Сейчас дизайна у сайта банально нет. Информации минимум — адрес штаб-квартиры и ссылки на документы: отчеты, презентации, официальные письма (кстати, не все из них даже рабочие). Все это можно было бы упаковать в лаконичный лендинг.
  • Место в рейтинге: 16
  • Отрасль: энергоснабжение
  • Страна: Германия
  • Доход, млрд $%: 288 309
  • Число сотрудников: 7 008

Uniper — государственная энергетическая компания со штаб-квартирой в Дюссельдорфе, которая поставляет электроэнергию по всей Европе. Контрольным пакетом акций владеет финская компания Fortum. Философия Uniper — «чистые» способы добычи энергии и цифровизация энергетической отрасли.

Сайт оформлен скромно — дизайн больше похож на шаблон. Но по крайней мере от него плакать не хочется. Зато есть вопросы к контенту и реализации.
Пятиминутное видео на втором экране — интересно, кто будет смотреть его до конца? И классическое описание компании из статей с примерами неудачного копирайтинга — со стандартными фразами про мощные компетенции, важную роль и индивидуальные решения.
Может, конечно, верстка так и задумывалась, но выглядит она разъехавшийся.
Избитые стоковые изображения тоже можно было бы заменить.
  • Место в рейтинге: 20
  • Страна: Франция
  • Отрасль: нефтегазовая компания
  • Доход, млрд $%: 263 310
  • Число сотрудников: 101 279

Total Energies — одна из крупнейших нефтегазовых компаний в мире со штаб-квартирой в Париже. Также она занимается продвижением новых экологичных видов электроэнергии, например, ветряной. Компания инвестирует в лесные хозяйства, сельскохозяйственную деятельность, защиту водных массивов.

Сайт снова выглядит, как шаблон десятилетней давности, что никак не соответствует представлению о прогрессивной организации. Проблемы типичные: контент — не только содержание, но и однотипное скучное оформление, мелкий шрифт, неинтуитивный красный цвет гиперссылок.

BP

  • Место в рейтинге: 22
  • Страна: Великобритания
  • Отрасль: нефтегазовая компания
  • Доход, млрд $%: 248 891
  • Число сотрудников: 67 700

BP — транснациональная нефтегазовая компания, штаб-квартира которой находится в Лондоне. Около трети выручки приносит деятельность в США. Широко известна за счет сети АЗС, является одним из крупнейших поставщиков авиационного топлива. Также компания занимается производством альтернативных видов энергии — владеет ветряными станциями, изготавливает биотопливо, участвует в постройке солнечных электростанций.

Сайт неожиданно неудобен. Прежде всего — боковое меню (на ноутбучных разрешениях оно еще и с отдельным слайдером), которое более характерно для мобильных версий сайтов. Снова — очень мелкий шрифт, а сам сайт максимально безликий и несовременный.
Меню — монстр. Кажется, что изначальной задачей было написать книгу о BP, но книга отменилась, и пришлось запихнуть весь написанный контент на сайт.
Проблемы с выравниванием и оформление блоков вразнобой. Информация для соискателей и инвесторов почему-то соседствует с планами по развитию энергетической экономики, а по пресс-релизам непонятно, когда они были добавлены.
  • Место в рейтинге: 19
  • Страна: Япония
  • Отрасль: автомобилестроение
  • Доход, млрд $%: 274 491
  • Число сотрудников: 375 235

Toyota — крупнейшая публичная автомобилестроительная компания. Кроме этого, она занимается финансовыми услугами и недвижимостью. Toyota активно продвигает гибридные автомобили, а в 2019 году представила проект беспилотного лунохода, который позволяет космонавтам передвигаться по планете без использования скафандра.

Главный сайт компании выглядит намного хуже, чем рекламные лендинги дистрибьюторов. Японские автомобили ассоциируются с инновациями и новейшими технологиями, но сайт корпорации современным не назвать. Снова мелкий шрифт, а гиперссылки подсвечиваются красным.
Так выглядит страница-презентация новой модели. Может она выпущена лет 10 назад? Нет, она свежая — от 6 сентября 2023 года.
Страница «О компании». Когда один взгляд лучше 1000 слов.
В России сайт доступен только через VPN.
  • Место в рейтинге: 26
  • Страна: США
  • Отрасль: ритейл
  • Доход, млрд $%: 226 954
  • Число сотрудников: 304 000

Costco — крупнейшая в мире сеть магазинов самообслуживания в формате склада. В магазинах продаются товары повседневного спроса по минимальной стоимости, большая часть — под собственной торговой маркой. Чтобы совершать покупки в Costco, нужно купить клубную карту стоимостью $ 60/год. Количество брендов и товаров ограничено, но покупателей привлекает значительно более низкая цена, чем в других супермаркетах.

Сайт компании, видимо, тоже делали по принципу — чем дешевле, тем лучше.
Зачем как-то выделять плашки со скидками или ключевые преимущества? Пусть покупатели сами разбираются за такие-то цены.
Карточка товара выглядит, будто стили страницы не загрузились.
  • Место в рейтинге: 64
  • Страна: США
  • Отрасль: телекоммуникации
  • Доход, млрд $%: 136 835
  • Число сотрудников: 117 100

Verizon — один из крупнейших операторов сотовой связи в США, кроме этого занимается продажей телефонов и модемов. Официальный дистрибьютор смартфонов iPhone, которые продаются в магазинах Verizon с уже установленной sim-картой и предоплаченным тарифом.

В принципе, структура сайта выглядит нормально, а визуальные решения — относительно современно, но по сравнению с сайтом Apple становится грустно.
На странице «О компании» журнальная верстка в две колонки — на сайте информацию так читать неудобно, особенно, если у пользователя небольшая высота экрана.
У Verizon есть отдельный сайт для соискателей — но он такой же мрачный.
  • Место в рейтинге: 82
  • Страна: США
  • Отрасль: финансы
  • Доход, млрд $%: 115 053
  • Число сотрудников: 216 823

Bank of America входит в четверку крупнейших американских банков. Имеет несколько зарубежных представительств — в Европе, на Ближнем Востоке, Африке, Азии и Латинской Америке. Американская штаб-квартира компании в городе Шарлотт (Северная Каролина) — это 265-метровый небоскреб, который является одной из главных достопримечательностей города.

А так выглядит сайт этого финансового конгломерата — безнадежно устаревшим. Абсолютное пренебрежение паттернами визуального восприятия, обилие «предупреждающего» красного цвета и куча однотипных CTA, которые теряются на фоне остальных гиперссылок.
Изображения в разной стилистике, нечитабельный текст и проблемы с расстоянием между текстом и иконками.
Стоковые картинки не внушают доверия, а на последней кнопке внезапно появился синий цвет.
  • Место в рейтинге: 80
  • Страна: Мексика
  • Отрасль: нефтегазовая компания
  • Доход, млрд $%: 118 537
  • Число сотрудников: 120 054

Pemex — мексиканская государственная нефтегазовая и нефтехимическая компания, совет директоров наполовину состоит из государственных чиновников высшего ранга. Компания занимается не только разработкой месторождений нефти и газа, но и логистикой добытого сырья, торговлей нефтепродуктами, производством топлива, нефтехимической продукции и удобрений.

Сайт компании выглядит не так масштабно, как ее деятельность. Дизайн родом из 2010-ого и фотографии плохого качества на главном баннере. Кроме того, сайт очень тяжелый — если у вас слабый интернет, придется подождать пару минут, пока он загрузится.
Фото без ретуши в слайдере на главной странице.
Зачем делать фото к новостям, если можно использовать логотип компании?
На одном экране разместились: самая актуальная новость, посты из X (ex-Twitter), цена нефти на бирже, юридические документы и ссылка на раздел для соискателей. Мы обвели ссылку красным, а вот как ее будут находить на сайте реальные соискатели — неизвестно.

Вместо заключения

Мы взяли примеры только из первой сотни рейтинга Fortune — вероятно, дальше можно найти не меньше подобных сайтов. Почему крупнейшие и богатейшие компании мира так наплевательски относятся к собственным сайтам? Они могут позволить себе лучшую разработку и опытнейших специалистов. Их маркетологи прекрасно знают, что нужно клиентам и на какие визуальные паттерны они реагируют. Бюджет и время практически не ограничены. Почему же их сайты выглядят как результат работы фрилансера в лучшем случае 10-летней давности?

Скорее всего, ответ самом вопросе: потому что эти компании и так добились успеха и продолжают зарабатывать миллиарды долларов. Основные цели разработки сайтов — привлечение клиентов или партнеров, создание имиджа, увеличение продаж — для них не актуальны. Компании уже давно на слуху в своей отрасли, а партнеры находят их не через сайт. К тому же, большинство таких компаний развиваются в консервативной сфере, а там особую роль играют личные контакты. По факту, они когда-то сделали сайт для галочки и так и забыли про него.

Такой подход могут позволить себе только сильные мира сего. Если пока вы не зарабатываете 10−20 миллиардов (долларов), расслабляться нельзя.