Почему часть рынка разработки сложных web-проектов забирают фрилансеры
Про 8,3%, любовь к клиентам и сложные проекты
Почему часть рынка разработки сложных web-проектов забирают фрилансеры

Анатолий Денисов на днях опубликовал эту очень интересную аналитику.


Обратил внимание на то, что фрилансеры окучивают часть рынка сложных проектов (8.3%). Этому есть разные правильные причины:

  • Во-первых — студии более-менее наладили свои процессы и «отрастили зубки». Клиент, который «в неадеквате» (да и который в адеквате :-)) с большей вероятностью (и меньшими усилиями) прогнет фрилансера на дополнительные работы;
  • Кэп говорит про ценовую разницу. Час фрилансера дешевле часа студии, ага;

Самое веселое то, что технологически сложный проект всё-таки лучше и быстрее делать слаженной командой, практикующей Agile (я проповедую SCRUM, но не принципиально).

Однако таких команд в России все еще крайне мало. И заказчики пытаются организовать сценарий, когда опытный проджект-менеджер «сидит» на его стороне и организует agile — процесс над удаленными фрилансерами. Строит их как надо, контролирует, доит, отмеряет овса.

Прикол в том, что опытных и крутых проджект-менеджеров, которые способны организовать и контролировать удаленную команду — очень мало. А геморрой и риски при такой работе — очень большие. И проекты — валятся. Тыщщами. По графику-то особо не понятно, сколько из 8.3% окончились успехом.

На днях мы писали про то, что значит доделывать за кем-то большой проект. А случай-то типичный. Таких проходит не один и не два за год.

Я к тому, что на этапе разработки и старта — студия, вероятно, сработает лучше, чем 100500 непонятно каких фрилансеров. И доставит на 2-3 порядка меньше неудобств, нежели фриланс. В тысячу раз меньше. И именно потому, что у студии есть отлаженные внутренние механизмы, контроль качества, репутация и юр.лицо, и прочая белиберда, и атрибутика.

Но зато после запуска эти же самые «внутренние процессы» для клиента могут стать дискомфортными. Потому что они слишком тяжеловесны и неповоротливы для повседневных мелких правок, которые охота «здесь и сейчас». Даже скрам не такой гибкий, как вброс задачи в мозг фрилансеру, с приоритетами URGENT и IMPORTANT.

Да, через полгода-год и спустя 5-10 фрилансеров — проект придется чинить нормальной командой (и, возможно, за бешеные бабки)).

Со времен татаро-монгольского ига думать на год-два вперед — не в русских традициях. Вдруг придут татары и пожгут все напрочь? Зачем по-нормальному делать-то?

Отсюда, кстати, вывод: студиям нужно иметь как минимум два типа процессов: для разработки и для поддержки. И аккуратно, нежно и бережно, як пушинку, передавать клиента с одного процесса на другой. И удачи им в этом нелегком деле!