Кто все эти люди, что приходят на ваш сайт? Откуда они и чего хотят? Это знают сервисы веб-аналитики. И если вы с ними ещё не знакомы и не знаете, чью сторону принять — мы поможем.
Google Analytics vs Яндекс.Метрика
Сибирикс
хэндбук заказчика

Google Analytics vs Яндекс.Метрика

Кто все эти люди, что приходят на ваш сайт? Откуда они и чего хотят? Это знают сервисы веб-аналитики. И если вы с ними ещё не знакомы и не знаете, чью сторону принять — мы поможем.
Гугл, Яндекс, метрика-шметрика — кому нужны сервисы веб-аналитики, кроме seo-специалистов?

Если у вас есть сайт, который должен работать — вам нужны. Не думайте, что это сложный инструмент для IT-зануд. Системы сбора статистики понятны и интересны как раз тем, кто переживает за сайт, радуется успехам и пьёт горькую из-за уменьшения количества посетителей, заказов или заявок. То есть для владельцев и иногда — для ответственных администраторов сайта.

Чтобы отпали сомнения, держите метафору. Представьте, что у вас есть магазин. Продаёт, скажем, круассаны с кофе и жвачку на кассе. Вы знаете, что продажи есть, и не чешетесь. Вам не интересно, кто заходит в магазин, сколько лет среднему покупателю, когда час пик продаж и почему часть посетителей убегают, если к ним подходит продавец.
Это глупо, да же? Владелец магазина, который заинтересован в продажах, всегда знает своего покупателя и время, к которому нужно испечь побольше круассанов. А ещё выяснит, что сентиментальный продавец читает под прилавком цикл «Игра престолов» и плачет каждый раз, когда Старкам плохо. Поэтому встречает гостей с потёкшей тушью и выпечкой со вкусом слёз — вот посетители и убегают, ничего не купив. Тогда владелец магазина меняет продавцу «Игру престолов» на «50 оттенков серого» и наблюдает за изменениями.

Сайт — тот же магазин, только в виртуальном пространстве. Даже если у него нет прямой цели продать, он выполняет другие бизнес-задачи. Чтобы получить максимальную выгоду, нужно следить за посетителями, знать, откуда они, какого пола и сколько им лет. Что они любят на сайте и, наоборот, не понимают. Отталкиваясь от этого — менять и улучшать его.

Системы веб-аналитики в этом помогут. С ними можно анализировать:

  • аудиторию сайта и поведение посетителей;
  • выручку и конверсию;
  • юзабилити;
  • источники трафика;
  • эффективность рекламных кампаний.

Поэтому сервисы веб-аналитики важны и нужны тем, у кого сайт не для галочки, а для работы.

С этим определились, решаем следующую проблему — какой сервис выбрать и нужен ли он вообще? Изучите рейтинги, например этот. Сразу станет ясно, что лидеры — Google Analytics и Яндекс.Метрика. Тем, кто против мейнстрима, остаётся популярный в узких кругах Openstat, консерваторам любителям боли — статистика LiveInternet. А мы рассмотрим популярные системы.
Google vs Яндекс
Сначала про то, что у Метрики и Analytics общего.

Они бесплатные. Хотя, если хотите заплатить сервису, способ найдётся. У Яндекса есть платный инструмент «Целевой звонок», который анализирует звонки. У Google — платная версия Analytics Премиум с инструментами, которых нет в бесплатной. Но и без доплат сервисы работают эффективно.

Простая установка. Зарегистрируйтесь в сервисе, воткните готовый кусочек кода на сайт — поздравляем, теперь вы можете в аналитику!

Функционал.
Обе системы умеют главное: анализировать, кто заходит на сайт (возраст, пол, страна), откуда посетитель пришёл, сколько времени находился на сайте. Обе собирают данные в отчёты, на основе которых вы уже делаете выводы. И шлют письма, если с трафиком происходят странные вещи: снизился, совсем пропал или опасно вырос. Можно ставить цели и контролировать их выполнение.
А остальное — дело вкуса. И будете вы человеком Метрики или Analytics — решайте сами. Мы поможем, подкинув фактов для размышлений.
Google Analytics
Google сделал продукт, о скрытом потенциале которого написано много, а люди всё равно используют его только на 20%. Проблема Analytics в том, что он и правда может оооочень много. Его отчёты вызывают слёзы радости у аналитиков-перфекционистов, а маркетологи держат под подушкой распечатки анализа пользователей по сегментам.

Но чтобы взять максимум от сервиса, придётся потратить много времени и нервов — без этого не разобраться, что где лежит и как работает. Например, есть в Analytics карта кликов. Но найти её так сложно, что люди записывают видеоинструкции, как это сделать. Или сдаются и устанавливают специальные расширения или вторую систему сбора данных — ту же Яндекс.Метрику.
Зато Google Analytics заточен под работу с интернет-магазинами. С инструментом «Электронная торговля» можно отслеживать каждый товар. Посмотреть, какие позиции привлекают посетителей, которые пришли на сайт по определённой рекламной кампании. Это поможет оптимизировать расходы на рекламу в будущем.

Или отследить, какие позиции никому не интересны и набирают больше отказов. Analytics отражает доход по каждому товару и товарной категории — данные можно использовать, чтобы изменить продуктовую линейку.

Долго преимуществом Analytics был детальный анализ по сегментам, но Яндекс, который жарко дышит в спину Google, на прошлой неделе запустил сервис с похожими возможностями.
Яндекс.Метрика
Если Google Analytics — Лев Толстой в мире систем веб-аналитики, на копание в котором нужно посвятить неделю, чтобы втянуться и влюбиться, то Яндекс.Метрика — комикс, где картинки и всё понятно.

В плане юзабилити и визуализации Метрика удобнее Analytics для юзеров, которые с веб-аналитикой на вы. Вопросы, куда ткнуть, если и возникают, решаются сами собой через пару минут размышлений и тестовых тычков. Та же карта кликов здесь находится на раз-два.
С Метрикой можно больше, чем анализировать поведение посетителей сайта — за ними можно подглядывать. Для этого есть инструмент WebVisor, который записывает все действия: клики, заполнение форм, отчаянные метания в попытках закрыть попап. Получается маленькое кинцо, в котором любой может стать главным героем. А вы, как режиссёр, должны анализировать его поведение и менять сайт, чтобы посетитель отыграл свою роль как вам нужно.
Что выбрать?
Ещё раз повторим, что оба счётчика хорошие, работают чётко. Если уметь ими пользоваться, оба помогут улучшить показатели сайта. Выбирайте сердцем, но учитывайте следующее:

  • Google Analytics требует больше времени для изучения. Яндекс.Метрика проста и понятна, если помедитировать над ней полчаса-час.
  • У Analytics детальные отчёты по сегментам пользователей и по товарам (спасибо инструменту «Электронная коммерция»). У Метрики — вебвизор.
  • Системы часто ошибаются, определяя характер трафика. Тех, кто пришёл на сайт через рекламу в Google AdWords, Метрика может принять за органический трафик, и наоборот. Если вы даёте рекламу через одну систему, к ней же лучше и идти за статистикой — точнее будет.
  • У Google бывают странные ошибки (или проблемы с настройкой, которая темна и опасна, вылазят), когда учитывается трафик только из США, Канады и Европы. С Россией и СНГ Метрика работает стабильно.

Если вы сомневаетесь, подключите вместе Метрику и Analytics (и сколько ещё захотите счётчиков). Они не мешают друг другу — есть мнение, что даже дополняют. Только не паникуйте из-за разницы в показателях — у Метрики и Analytics различаются подходы к сбору данных.
*Минутка занудства*

Почему показатель отказов разный в Метрике и Analytics?

Потому что за отказ системы принимают разные действия пользователей. Google Analytics считает отказом, если пользователь посетил только одну страницу. Яндекс.Метрика — если пользователь посетил только одну страницу или был на сайте менее 15 секунд.
У систем сбора статистики сайта возможностей больше, чем мы описали. Их так много, что они влезают только в блоги и энциклопедии, которые есть у Google и Яндекса. Поэтому мы прошлись по вершкам — простите, что забыли ваш любимый инструмент, про который знают 2% пользователей системы, но он незаменим. О нём потом поговорим :)

Любая система поможет сделать работу сайта эффективнее. Главное — установить хоть что-нибудь.