Как улучшить работоспособность коллектива, увеличить прибыль, оставить всех довольными и обойтись без повышения зарплат
Геймификация в компании: увлекательные игры и серьезные результаты
Сибирикс
Геймификация в компании: увлекательные игры и серьезные результаты
Как улучшить работоспособность коллектива, увеличить прибыль, оставить всех довольными и обойтись без повышения зарплат
Раннее утро. Ненавистный будильник обрывает сладкий сон вашего сотрудника. Он может позволить себе еще 9 минут напряженно подремать до второго сигнала. Поднимается, шагает босым на кухню, готовит кофе. Он ненавидит весь мир: эти серые улицы, вас (своего шефа) и ваш душный унылый офис, всякие цифры за энный квАртал, клиентов, коллег и понедельники…

60% процентов занятых россиян терпеть не могут свою работу. Это недавно посчитала Высшая школа экономики. Много ли пользы могут принести такие люди для компании?

Если вы понимаете, что и у ваших сотрудников не хватает мотивации, сплоченности и интереса к труду — пора принимать меры по оздоровлению рабочего пространства. Например, в некоторых компаниях весь коллектив занят играми :) От этого довольны все. Директоров радуют растущие показатели в бизнесе, сотрудников — увлекательная работа и система поощрений.
К сожалению, вещи, которые взрослые обязаны делать, обычно самые скучные и нудные. И если есть возможность сделать их веселее и забавнее, то почему нет. Здесь на помощь приходит геймификация.

Ю-кай Чоу
Эксперт в вопросах игрофикации
Читайте далее: что такое игрофикация, какой она бывает и почему эффективно работает, как внедрить ее в рабочие будни и чего ждать в итоге.
Один абзац не самой скучной теории
Игрофикация (или геймификация) — это то, что превращает рутинный трудовой процесс в игру. Даже если вы серьезная компания. Поможет повысить ответственность, вовлеченность и мотивацию подчиненных без премий и тринадцатых зарплат. Взамен потребует ваши время и деньги, но результат не заставит о них жалеть (при грамотном подходе, разумеется).

Какие еще цели геймификации бывают:

  • немучительное обучение персонала (как навыкам, так и рабочим привычкам);
  • налаживание здоровой дружной атмосферы внутри коллектива;
  • безболезненное введение новых правил и стандартов;
  • выявление лидеров команды (например, чтоб предложить им должность повыше);
  • продвинутый рекрутинг;
  • виртуальная репетиция реальной деятельности (иначе говоря, тренинги или симуляции).
Методы «увеселения» бизнеса пришли из компьютерных игр. В каждой игре есть правила, роли, миссии и награды за достижения. Такая же структура задач и поощрений за их выполнение переносится на рабочий процесс. Зарабатывая виртуальные очки, человек приходит к успеху в реальной деятельности.

Игровой подход вместо занудных обязанностей порадует молодых сотрудников, которые выросли на гонках, стрелялках и бродилках… Им мало просто зарабатывать. Они жаждут получать на рабочем месте вдохновение, драйв, «огонек».
Размах геймификации может быть очень разным, это зависит от целей и возможностей бюджета. Начиная от простых мотивирующих стикеров в вашем офисе, и до масштабных фантастических внутрисетевых проектов.
Так мы приучали сотрудников к полезным офисным привычкам в 2013-м.
О крутых свежих фишках в российских и зарубежных компаниях расскажем далее.
Космический глобальный проект от YOTA и другие корпоративные игры
Yota Star Wars — игра, объединившая все точки продаж оператора в стране. Ее запустили вскоре после выхода седьмой части известной саги. Большинству сотрудников понравилась проекция сюжета фильма на их работу в компании.
Кто есть кто, и что есть что:
Отдельная галактика = каждый регион.
Космический корабль = точка продаж.
Зарядка корабля = проданные модемы.
Выстрелы из лазерной пушки = проданные сим-карты.
Рекруты Светлой стороны = сотрудники точек продаж.
Звезды смерти (Темная сторона) = план по компании.
Имперский флот (Темная сторона) = план по региону.
Штурмовики (Темная сторона) = план по точке.
Дарт Вейдер = специально обученный человек в скайп-чате игры.
Галактики соревновались в военном потенциале = в выполнении плана продаж, в соблюдении стандартов, в обучении.
В метафоре игры Yota Star Wars каждый сотрудник становился персонажем вселенной «Звездных войн» Лукаса, каждая торговая точка — космическим кораблем. Чтобы правильно навести пушку и верно привести корабль к цели, нужно было подтвердить необходимый уровень знаний. Ребята заполняли чек-листы, проходили аудиторные тренинги и онлайн-курсы. Накопленные знания позволяли лучше ориентироваться в космическом пространстве.

Сергей Журихин
Руководитель по обучению и развитию персонала Yota

Решенные задачи Yota:

  • поддержали продажи в летний сезон;
  • повысили мотивацию и вовлечённость сотрудников;
  • улучшили знания персонала о продуктах (по подсчетам компании с 67% до 98% выросла доля сотрудников, прошедших полный курс тренингов);
  • внедрили новые стандарты обслуживания.
Другие примеры корпоративной геймификации
В американской сети ресторанов Not Your Average Joe’s решили мотивировать официантов с помощью фирменного приложения Muse.

В аккаунте каждого сотрудника фиксируются суммы чеков и чаевых, а также обозначается место в общекомандном рейтинге. Топ-работники могут выбрать награды за свои достижения, например, отгулы.

Приложение умеет анализировать продуктивность. Допустим, на счету официанта мало реализованных десертов. Тогда система предложит ему персональный челендж: продать конкретное количество сладостей за определенное время.
Профиль сотрудника с миссиями на день, рейтингом и чаевыми.
А в ресторане R-Keeper сотрудники на онлайн-ферме выращивают и продают составляющие меню. Что нужно посадить на грядку, определяет администратор, подкладывая в огороды коллег новые задания.
Стратегию игры нужно выбирать в зависимости от существующих проблем в компании. Если задача быстро повысить продажи — то мгновенные бонусы: вплоть до вознаграждения день в день, чтобы продавец лучше чувствовал связь своих рабочих результатов и поощрения.

Примером геймификации с долгосрочной перспективой может быть внедрение мобильного приложения для сотрудников магазина одежды.

Наиболее популярной функцией была ловля «покемонов» (на самом деле были собственные персонажи, но мы их для себя называли «покемонами»). Суть игры: чтобы поймать своего «зверя», в 10 утра нужно было находиться в радиусе не более 50 метров от магазина. Чем больше приходов без опозданий — тем круче «звери». Многие сотрудники настолько увлекались игрой, что бегом неслись на работу, чтобы успеть пересечь радиус и подхватить «покемона» в последний момент. Простая кнопка «начать рабочий день» не вызвала бы такого эффекта.

Эффект от геймификации сложно отследить. Он проявляется скорее в лояльности к компании и понимании правил и регламентов. Никому не придет в голову противиться изменениям, если это просто игра, а если, например, новая система мотивации будет подаваться без игровых элементов, то сотрудники будут пристальнее рассматривать ее, искать изъяны.

Петр Литвин
совладелец компании по разработке игр для сферы продаж
Бобрики, репы, ежики, хомячки и не только
Прошло время, когда продвинутые сотрудники мотивировались одними лишь почетными бейджами и виртуальными званиями. Многие компании пошли дальше — ввели корпоративную валюту, которую можно обменять на вполне реальные полезности.

В «КРОКе» не остановились и на этом. Играть в этой компании начали 10 лет назад с выпуска «бобриков» (внутренних денег, названных в честь владельца компании Бориса Бобровникова). Бобрики начисляют за разные хорошие дела, за помощь коллегам, за активность в проектах и пр.
За бобрики можно купить себе, например, кресло эксклюзивное, супер-удобное. У нас коллега одна купила себе лимонное дерево. Либо, если у коллеги День Рождения, ты можешь записать видеопоздравление для него. И разместить на плазмах, которые висят на этажах — за бобрики.

Юлия Новикова
Сотрудник компании «КРОК»
Есть и более серьезные бонусы. Например, обучение в корпоративной автошколе или на других дорогостоящих курсах. За бобрики можно получить скидки на путешествия или спортивные абонементы. Можно скинуться бобриками с коллегами и купить плазму в офис.

Иногда КРОКовцы отрываются от мониторов и садятся за настольные игры. Они здесь тоже свои «внутригосударственные».
Нетрудно догадаться, что стало прототипом. Но отличия есть — в КРОКополии всё строится вокруг компании. Здесь только реальные заказчики и миссии. Цель игры — стать лидером в отрасли.

Вот еще один корпоративный тренажер «Построй свой КРОК».
Здесь игроки должны строить свою IT-компанию, подбирать персонал, вести проекты, пробовать себя в разных ролях, думать и хитрить… Стартовый капитал и выручка — как всегда, в местной валюте :)

Есть еще одна игра. Ее цель — похихихать и сдружить коллег в неформальной обстановке. В ней нужно меньше думать, но больше креативить: показать жестами наставника, нарисовать менеджера проектов, пантомимой изобразить заказчиков, описать в жанре фэнтэзи корпоративную маршрутку и т. п.
Репа (от «репутация») — виртуальная валюта в М.Видео. Репы раздает не руководство, а коллеги друг другу за различные заслуги. Работники вместе с репами не получают никакой материальной выгоды, кроме подросшей репутации перед коллегами в общем чате.

Старой сказкой на новый лад в М.Видео пытались убедить, что система словесных поощрений сотрудников принесет бизнесу пользу. Но мы не будем утверждать, что это работает. За последний год поиск Гугла не нашел ни одного подтверждения, что репы до сих пор в обороте :)
Хомячки (или логичнее хомечки?) — собственная денежная разработка банка Хоум Кредит (так что может и HOME-чки). За них покупаются не только кружки, флешки и пледы, но и планшеты, телефоны, электронные книги и даже автомобили. Счастливыми обладателями настоящего Фольксваген Поло за 70 000 хомячков стали трое сотрудников.

«Взрослые мужики — какие ежики?» — так восприняли поначалу корпоративную валюту сотрудники украинского трубопрокатного завода. А потом ничего, втянулись и полюбили. Особенно когда узнали, что взамен можно прыгнуть с парашютом, купить бытовую технику и получить реальную денежную премию, став в конце месяца лучшим ежикодержателем.

Несмотря на щедрые товары во внутренних шопах, работодатели все равно оказываются в плюсе. Ежемесячная денежная премия или прибавка к зарплате для всех сотрудников оказались бы расходнее. А награды получают только избранные по итогам месяца. При этом все игроки тянутся за лучшими, и в итоге компания выигрывает.
Игры-тренинги
Они полезны абсолютно всем. От директоров до стажеров. Быстро обучить персонал, отработать новые или внештатные ситуации, столкнуть лбами сотрудников разных отделов для лучшего взаимодействия в будущем…

Например, предприниматели Тюмени (хотя сейчас игра ушла уже гораздо дальше родного города) любят играть в «Завод». Команды воссоздают работу настоящего производственного предприятия и налаживают за один день 88 бизнес-процессов. Цель — максимально заработать. Самые часто выявляемые проблемы — несогласованность работы подразделений и неспособность директора видеть картину бизнеса в целом. Есть примеры, когда после игры доходы настоящих заводов начинали расти.
Можно попытаться взвалить на себя подготовку бизнес-симуляции для вашей компании, но эффективнее и проще будет обратиться к профессионалам. Они могут предложить готовые игры для ваших целей или разработать новый тренинг под нужные задачи.

Например, CTIG предлагает корпорациям игру — виртуальное расследование несчастного случая на производстве. Пока участники выясняют причины аварии — регламенты безопасности прочно закрепляются в голове.

Выдать сотрудникам бумажки с правилами и собрать подписи в журнальчик конечно проще, чем платить за тренинги. Но тут уж выбирайте сами…

Еще компании, предлагающие провести современные инновационные симуляции для решения самых разных задач: StoreWars, Mar-Pro, Exect Business Training, Global Management Challenge.
Гейм-рекрутинг
На Западе любят отбирать кандидатов на разные должности с помощью игр. Самый яркий пример — кейс Work4rich от компании Goodby Silverstein & Partners. Рич Силверстейн, совладелец этого известного (теперь уже) рекламного агентства, искал себе помощника. Он не стал размещать вакансию на сайте объявлений, а создал отдельный лендинг с весьма странными заданиями. Эффект оказался вирусным. Тест прошли около 15 тысяч человек со всего мира.

Это происходило в 2013 году, но до сих пор ни одна компания не повторила такой успех.
Еще пара примеров. Британская служба безопасности Government Communications Headquarters искала талантливого сотрудника, предлагая кандидатам киберигру. Только 1 человек из 100 сумел решить сложную виртуальную задачу, и был принят на работу.

Пройти компьютерную игру вместо собеседования прямо из дома предлагает белорусская компания «СТА логистик». Отчет о пройденных уровнях попадает HR-менеджеру. Если итоги не устраивают компанию, кандидата просто не приглашают в офис. Время нынче дорого.

Вполне возможно, геймификация при трудоустройстве скоро оставит за бортом рекомендации, резюме, творческие задания и тесты. Игра поможет соискателю снять стресс и лучше проявить себя, а компаниям получить хороший отклик на вакансии.
Готовые решения для ленивых руководителей
На рынке есть компании, которые занимаются созданием, внедрением и поддержкой игр на предприятиях (например, GameTrek, GDForse и другие). По словам разработчиков, в последние годы растет число руководителей, заказывающих геймификацию «под ключ».
Еще один вариант — создать ваш корпоративный портал в специальном онлайн-сервисе с готовым набором игровых механик. Например, в «Пряниках».
Миссии, бейджи, баллы, рейтинги, квесты, внутренние деньги, магазин, соцсеть для сотрудников — тут есть готовый набор механик для многих бизнес-задач. Из разных элементов, как в конструкторе, собирается готовое решение для вашей компании.
Gamification Lab – конструктор игрового корпоративного интранета с похожими возможностями. Все игры можно брендировать, а страницу разукрасить в фирменные цвета.
О чем следует помнить, геймифицируя свой бизнес:
  • Это неизбежно повлечет расходы. Можно потратить 20 рублей на распечатку цветных стикеров в офис. Или разработать целую корпоративную игру за 8−10 миллионов рублей.

  • Не всем сотрудникам это может понравиться (например, эксперименты с рейтингами в Сибириксе привели к тому, что уволились две девушки, а в числе сотрудников Yota нашлись те, кто не смотрел ни одной части «Star Wars»).

  • Есть риск спровоцировать игрой конфликты в коллективе, например, из-за проигрыша команды или сильных отрывов между лидерами и аутсайдерами рейтинга.

  • В погоне за виртуальными наградами и удовольствием от игры можно забыть, зачем находишься на работе. Геймификация притупляет ответственность сотрудников, может отвлекать от основных задач и расслаблять.

  • Игру нельзя запустить раз и навсегда. Через пару месяцев увлеченность сотрудников поугаснет. За это время они как раз успеют прокачать навыки, освоить стандарты и пр. Потом лучше взять паузу перед запуском новой игры (или доработанной фишками старой).

  • Как и компьютерные квесты, игрофикация может «затянуть», срастись с вашей рабочей деятельностью и длиться годами. А это потребует постоянных вложений средств и усилий.

  • Моральная сторона геймификации: по сути это инструмент манипуляции. Люди начинают больше и усерднее работать «за пряники» и сомнительные виртуальные медали. И не всегда, увлекаясь, осознают реальную недооцененность их вкладов в компанию.
Кстати, с помощью игр можно управлять не только сотрудниками, но и клиентами. В нашем блоге можно посмотреть примеры, как это работает.

Геймификация — очень мощный инструмент в правильных руках. Принести прибыль конкретной компании — это лишь капля в море ее возможностей. Игры помогают человечеству в более глобальном смысле. Вспомните, как советские пятилетки поднимали страну. А вот пример из современности: в онлайн-игре Foldit ученые подбирают удачные свертки белка в живых организмах и разрабатывают на основе этого вакцину против ВИЧ.
На любую поставленную цель найдется свой способ геймификации. Главное, не заиграться и не потерять контакт с реальностью. Иначе эффект может быть обратным. И очень печальным.