Где живёт гектопаскаль
На этот раз пост не про сайты, интернеты и всё такое, а про небо и самолёты.
Кто пришёл сюда за digital-статьями — сорри, ребят, но сегодня у нас будет небольшой оффтоп про самолёты. Почему? Да потому что они офигительные! (И, как оказалось, работают на благо Сибирикса :)
![](https://s29805.cdn.ngenix.net/upload/_tilda/project30911_1486624819/tild3230-6536-4566-b030-306133333535__-__empty__noroot.png)
Руководитель нашей студии уже рассказывал в блоге, как он научился летать на самолёте. Продолжая тему, вот история о том, что ждёт пилота в небе. Да начнётся пост свободы и летних фотокарточек! Передаём слово Владимиру.
![](https://s29805.cdn.ngenix.net/upload/_tilda/project30911_1486624819/tild6439-6163-4930-b663-303163666437__-__empty__wz1.jpg)
Владимир Завертайлов
Руководитель scrum-студии Сибирикс
— Валера, зачем нам два одинаковых прибора?
— Затем, что оба п%^$т. Но каждый по-своему!
— Затем, что оба п%^$т. Но каждый по-своему!
В августе наша пилотажная группа «Открытое Небо» произвела бешеный фурор на новосибирском авиашоу. В Мочище.
![](https://s29805.cdn.ngenix.net/upload/_tilda/project30911_1486624819/tild3764-6231-4232-b466-653837663230__-__empty__1.jpg)
Сердце (в процессе рендеринга)
Мужики жали руки. Девочки хлюпали, визжали от восторга. Прыгали на руки пилотам... Короче, основная часть прошла очень четко.
![](https://s29805.cdn.ngenix.net/upload/_tilda/project30911_1486624819/tild6131-6130-4563-b137-323235623034__-__empty__2.jpg)
Минута славы
Но на подлете были курьезы
Мы вылетали тремя бортами: два ЯК-52 и мой жёлтенький RV-7.
Первый борт. Денис с Валерой. Валера — бородатый, опытный летчик, который на авиашоу комментировал и рассказывал все фигуры. За грозную и чёткую дикцию его прозвали Валерий Левитан.
Первый борт. Денис с Валерой. Валера — бородатый, опытный летчик, который на авиашоу комментировал и рассказывал все фигуры. За грозную и чёткую дикцию его прозвали Валерий Левитан.
![](https://s29805.cdn.ngenix.net/upload/_tilda/project30911_1486624819/tild6461-6263-4130-b036-623532346434__-__empty__5C13AECD99295EA463A6AD87DD41AACACE7EFE556407B07D01pimgpsh_fullsize_distr.jpg)
Валера
Денис — ведущий летчик из основной программы. С ним постоянно случаются всякие ЧП (по слухам, в детстве у него и прозвище такое было: ЧП). Можно было бы списать на случайные совпадения, если бы они не происходили именно с Денисом и именно всегда. Даже если всё пройдет ровно и про это напишут в газете, то как минимум фамилию у Дениса перепутают.
![](https://s29805.cdn.ngenix.net/upload/_tilda/project30911_1486624819/tild3663-3661-4539-b939-613337303664__-__empty__4.jpg)
Денис
Второй борт. Сергей Александрович, наш сенсей. Стартует левым ведомым. Опыта полетов у него больше, чем мы с вами картохи съели.
![](https://s29805.cdn.ngenix.net/upload/_tilda/project30911_1486624819/tild3262-6230-4466-b633-303964636635__-__empty__5.jpg)
Сергей Саныч. Сенсей, начальник. На Брюса Уиллиса похож. Характером.
С ним — наш суровый техник Леха. Чинить самолет умеет, посадить — не, не пробовал.
![](https://s29805.cdn.ngenix.net/upload/_tilda/project30911_1486624819/tild6637-6135-4464-a533-663539326637__-__empty__6.jpg)
Леха! (Космонавтом!)
Третий — я с супругой. Погодка — тучанты. Дождя вроде бы нет. На исполнительный. Захожу в хвост. Взлетаем.
![](https://s29805.cdn.ngenix.net/upload/_tilda/project30911_1486624819/tild3938-6236-4763-a437-356430396635__-__empty__7.jpg)
На исполнительном
Ништяк. Высоко не суёмся. Метров 100-120 над землей, выше — молоко. Идем не шибко кучно, метров 50 друг от друга. Природу глазеем.
Дорогой в Мочище
Обходим километров за 20 барнаульский аэропорт. Там как раз на посадку заходит аэроавтобус из Москвы. Слушать его очень интересно: излагает грамотно, коротко, четко, красиво. Молодец! На посадке только начинает ругаться, что, мол, птицы на полосе. Типа птичку жалко. Нам тоже жалко, но у нас тут свои дела начинаются.
Мы как раз перелетаем великую сибирскую реку Обь
![](https://s29805.cdn.ngenix.net/upload/_tilda/project30911_1486624819/tild6532-3966-4865-a131-306365653032__-__empty__C259FA8FF9961ABA5E9344D67D3313FFA22E4D3D6DE8719201pimgpsh_fullsize_distr.png)
Обь
И выходим из юрисдикции связи нашего района управления полетами. Тучки прижимают все ниже и ниже.
На приборе метров 70-80. Верхушки сосен близко.
На приборе метров 70-80. Верхушки сосен близко.
![](https://s29805.cdn.ngenix.net/upload/_tilda/project30911_1486624819/tild3038-3865-4035-b035-363732633663__-__empty__72772E2D560792040078F51188EFD36CEB0E00C6F2BAA1F70Epimgpsh_fullsize_distr.png)
Жмемся
А дальше нужно сделать несколько вещей одновременно:
- Доложить, что выходим из барнаульской зоны и дальше будем работать с томской. Не спрашивайте, почему с томской, если мы летим с Алтая в Новосибирск. Это военная тайна!
- Заодно узнать у барнаульцев давление за бортом. Без этого — никак, приборы будут врать.
- Поменять давление на приборах (это надо верньер крутить).
- Переключить частоту рации на томскую (тут тоже надо крутить фурнитуру).
![](https://s29805.cdn.ngenix.net/upload/_tilda/project30911_1486624819/tild3962-3765-4133-a535-376462353538__-__empty__3F683AA4126B7AF4FEB9DB6E00148B011CA6159FCCDE9D8528pimgpsh_fullsize_distr.jpg)
Он улетел
И тут с этим нас накрывает ТУЧАНТАМИ. Смотреть за окно сразу становится скучно и неинтересно. Ко всем операциям добавляется переключение с визуального полёта на приборный. Круть!
Дальше как в анекдоте: «Петька, ты меня видишь? Нет? Хорошо же мы спрятались!»
Яки переходят на новую частоту. Больше я их не слышу, а они — меня. Ну и не вижу заодно. Да и они друг друга то же.
Меняю частоту на томскую (которую честно подсмотрел в интернете при подготовке к полету). Алё-алё? А на ней никого нет. Как оказалось позже, не всем сайтам в интернете можно верить. Кто бы знал :)
Ок. Глаза в прибор. На всякий случай набираю высоту. Дури у моего самолета много. Быстро пробиваюсь через первый слой сумрака. Летим между слоями. Красота неописуемая!
Меняю частоту на томскую (которую честно подсмотрел в интернете при подготовке к полету). Алё-алё? А на ней никого нет. Как оказалось позже, не всем сайтам в интернете можно верить. Кто бы знал :)
Ок. Глаза в прибор. На всякий случай набираю высоту. Дури у моего самолета много. Быстро пробиваюсь через первый слой сумрака. Летим между слоями. Красота неописуемая!
![](https://s29805.cdn.ngenix.net/upload/_tilda/project30911_1486624819/tild3737-3333-4439-b232-343037643138__-__empty__7411138EC9251CEEEC01F59DC707E23FF995E71D22974C1930pimgpsh_fullsize_distr.png)
За первым слоем сумрака
Перехожу обратно на частоту Барнаула. «Привет, мужики, подскажите, какая частота у Томска?». Подсказывают. Перехожу на частоту Томска. Ура! Яки на связи. Как оказалось — разлетелись в разные стороны и бороздят в тучах. Что с их совковыми приборами полная жопа еще та радость.
Рассказываю, что тут на 400 метрах — хорошо, красиво и туч нет! Денис радуется возможности посмотреть на что-то, кроме белезны за бортом и древних приборов. И начинает набирать высоту.
Через пару минут выходит на связь. Расстроенный. Говорит, что и 400 набрал, и 800 — везде тучи.
Ну да. Вопрос высоты решается просто: достаточно вовремя не переставить давление на приборе. 1 гектопаскаль (крутануть на деление) — метров 16. А на советских приборах шкала в миллибарах. Там по табличке надо. Что там Денис выставил — хрен его не знает. Я же, пока возился с рацией, давление не переставил.
Начинаем разбираться, кто на каком удалении от Мочище. Оказывается, я ото всех оторвался, иду километров на 10 впереди. Но по курсу, четко. За мной — Сергей Саныч. У Дениса какая-то непонятка с GPS-кой. Ему её на коленки положили. Крутая, Garmin-796. Из другого, уже несоветского самолета. Но он что-то на ней натыкал, и теперь плохо понимает, где оказался. Судя по эфиру, картина там такая:
Рассказываю, что тут на 400 метрах — хорошо, красиво и туч нет! Денис радуется возможности посмотреть на что-то, кроме белезны за бортом и древних приборов. И начинает набирать высоту.
Через пару минут выходит на связь. Расстроенный. Говорит, что и 400 набрал, и 800 — везде тучи.
Ну да. Вопрос высоты решается просто: достаточно вовремя не переставить давление на приборе. 1 гектопаскаль (крутануть на деление) — метров 16. А на советских приборах шкала в миллибарах. Там по табличке надо. Что там Денис выставил — хрен его не знает. Я же, пока возился с рацией, давление не переставил.
Начинаем разбираться, кто на каком удалении от Мочище. Оказывается, я ото всех оторвался, иду километров на 10 впереди. Но по курсу, четко. За мной — Сергей Саныч. У Дениса какая-то непонятка с GPS-кой. Ему её на коленки положили. Крутая, Garmin-796. Из другого, уже несоветского самолета. Но он что-то на ней натыкал, и теперь плохо понимает, где оказался. Судя по эфиру, картина там такая:
- Денис бросил ручку управления самолетом и судорожно пытается найти, где он.
- Валера взял управление на себя и летит в кромешной мгле.
- Сергей Саныч ругается в эфир страшными словами
![](https://s29805.cdn.ngenix.net/upload/_tilda/project30911_1486624819/tild3734-6433-4935-b139-666133353661__-__empty__0D7F431BD68E48790C4176078FBBCB04CBFAA5F2319B1694B4pimgpsh_fullsize_distr.jpg)
Убежали от тучи. Ищем дорогу.
В итоге матюки побеждают, Денис находит маршрут (всего-то километров на 20 промазал). Все успешно подлетают к Мочище. А там прямо дырка в облаке, снижайся-нихачу.
![](https://s29805.cdn.ngenix.net/upload/_tilda/project30911_1486624819/tild6163-6539-4330-b466-306265633639__-__empty__EC713D431585BF35DB32A0E0214F32D1CDC3FB0DAF541FBB76pimgpsh_fullsize_distr.png)
Над Мочище
Посадка. Аплодисментов нет, но все, сука, довольные!
![](https://s29805.cdn.ngenix.net/upload/_tilda/project30911_1486624819/tild6162-3734-4966-b166-313830343965__-__empty__CFAC92B4FC99F2B3B3AF29491DDBC312B6F4256F7208C94D3Fpimgpsh_fullsize_distr.png)
Приехали
На следующий день отлетали очень здорово! Но это уже другая история. А больше крутых фоточек ищите здесь.