... или как перестать воровать новогодние подарки у заказчиков
Пара хинтов по удаленной сдаче дизайна
... или как перестать воровать новогодние подарки у заказчиков

Меня просто бесит, когда менеджер проекта отправляет макет дизайна — письмом, с припиской «Вот, нарисовали. Смотрите. Ждем ваших замечаний». Убил бы.

Во-первых, получение макета воспринимается как получение подарков на Новый год — ожидание чуда из детства. Если отправить макет по email-у — это то же самое, что положить под елку подарки без упаковки, — не будет «ожидания чуда». И кайф от работы с проектом просто улетучится.

Во-вторых, отправляется работа, на которую дизайнер потратил несколько десятков часов, а то и дней своей жизни. Просто так взять и «швырнуть» его работу по почте — ну, как минимум, неуважение к чужому труду.

В-третьих, клиент может получить письмо в хреновом расположении духа или не вовремя, а это значит, что макет, как бы хорош он ни был, — будет воспринят как хрень или как помеха, или как «прислали картинку... ну и чо?».

В-четвертых, отправляя макет по почте (или даже несколько вариантов, с припиской «выбирайте»), вы оставляете клиента в недоумении, что ему нужно выбрать. Клиент не совсем понимает смысл присланной картинки, и ему не у кого эти смыслы уточнить. Поэтому он начинает придираться ко всему подряд.

В-пятых, вы не контролируете ход переговоров по макету и не получаете обратной связи, не слышите первых эмоций клиента. В результате теряете способность влиять на ход событий, а это — 50% фэйла. Итак, вот несколько простых шагов по ведению презентации макета, которые помогают синхронизировать виденье проекта — между дизайнером, проджект-менеджером и клиентом, удаленно.

Если нет возможности организовать личную встречу — назначьте видеозвонок.

Договоритесь на конкретное время. Обычно на макет мне нужно от 12 до 14 минут. Согласуйте время начала колла и продолжительность. Продолжительность согласовать важно, поскольку в этом случае клиенту становится понятно, что вы имеете опыт в делах презентации макетов, четко знаете, что именно делаете и чего хотите добиться, а значит не будете тратить его драгоценное время на ерунду. За час-полтора до колла — согласуйте, что все в силе. Ни в коем случае не отправляйте макеты предварительно, до колла.

Клиент должен видеть макет вместе с вами, вы должны получать мгновенную обратную связь, поэтому отправлять макеты нужно именно в момент переговоров. Можно — по скайпу. В этом случае — медленный канал будет вашим плюсом, т. к. подогревает нетерпение клиента.

Начало презентации. Настройте клиента на дружественный лад.

Как правило, во время работы над проектом (дизайном) у нас с дизайнером или арт-директором происходят внутренние битвы за те или иные элементы макетов. Мы делаем пробы каких-то идей, часть — отбрасываем, часть — перерабатываем. При этом вполне можем немного отклониться от начального скетча или ТЗ.

В результате, в папке с проектом — образуется от 3 и более промежуточных макетов, причем дизайнеру может нравиться один вариант, менеджеру — второй, арт-директору — третий. Это — нормально. Но клиенту мы обещали показать только один вариант. Поэтому вы сообщаете ему, что внутри вашей компании были довольно серьезные баталии за макет и интерфейс, вы буквально устроили мордобой с арт-директором, но в итоге каждый остался при своем.

Теперь клиент получает в распоряжение вместо одного макета — два или три, из которых может выбрать. Но, тем не менее, я, как проджект-менеджер, буду отстаивать, например, более светлый, так как именно он лучше решает бизнес-задачи клиента.

Что это дает:

  • Во-первых, у клиента появляется выбор, хотя по договору предусмотрен только один вариант макета.
  • Во-вторых, клиент видит, что его проект не безразличен вашей команде. У нас конкретно до мордобоя не доходило, но мат и куча эмоций по поводу каждого макета — присутствует постоянно. Отсюда и варианты/эксперименты, отклонения от ТЗ:-). Так что небезразличие будет правдой, и это стоит продемонстрировать, я считаю.
  • В-третьих, вы, как менеджер проекта — встаете на сторону интересов проекта (именно проекта, конечных пользователей, потребителей, а не интересов представителя клиента — интересы представителя клиента и интересы проекта могут не совпадать), и помогаете выбирать среди макетов.
Вы должны сказать, что самый лучший вариант, по вашему мнению, — вот этот, и обосновать его выбор с точки зрения решения бизнес-задач клиента (а не детских комплексов конкретного менеджера, который, например, боится красного цвета). Тонкий момент — нужно сказать, что вы внутри команды долго спорили над самой лучшей реализацией («поскольку у вас опытная команда, у всех полно идей и все гордые»). Но при этом главное не давать повода считать какого-то из команды — некомпетентным («этот Вася нарисовал хрень, я еле-еле добился, чтобы хоть че-то можно было показать»). Дискредитировать свою команду и переваливать ответственность на кого-то — самый идиотский шаг, который только может сделать менеджер при сдаче проекта.

В нашем случае налицо многолетний опыт команды дизайнеров и арт-директора, внутренний срач по поводу макетов — все по-настоящему. Была пара случаев, когда из-за внутренних разногласий мы просили перенести колл по сдаче проекта на сутки — как ни странно, клиенты благосклонно принимают такую причину переноса сроков, а интриги — становится больше.

Пока вы про это рассказываете, клиент сосредотачивается на акте приема, а макета у него еще нет. Напряжение — интрига.

Отправка макета

Я предпочитаю отправлять макеты по очереди. Напомните клиенту, как выглядел карандашный скетч. Какой именно макет отправить первым — тот, который вы считаете лучшим, или начать с самого слабого (по вашему мнению) — зависит от многих факторов, тут нужно действовать по обстоятельствам. Я обычно рассказываю историю, как мы шли от первого варианта к «самому удачному». Пока макет «летит» к клиенту — вкратце расскажите словами, что именно будет нарисовано на картинке, какие объекты и цвета использованы и почему именно они решают бизнес-задачу. Как только клиент получил макет и начал его просматривать — дружелюбно отвечайте на вопросы, рассказывайте, как будет устроена навигация, какие анимационные эффекты планируются.

Покажите остальные макеты, также во время отправки — рассказывайте, почему вы решили что-то поменять и почему эти изменения больше соответствуют целям проекта.

В любом случае клиенту нужно будет время подумать и переварить увиденное. Не заставляйте его принять решение немедленно, но постарайтесь собрать как можно больше обратной связи. Задавайте вопросы — как клиент находит ту или иную идею/решение. Закончите колл на позитиве, договоритесь о следующем колле через день-другой.

Этот пункт иногда очень сложно реализовать, но это 99% успеха. Делайте презентацию именно тому человеку, который принимает решение. Нет смысла делать хорошую презентацию менеджеру среднего звена, который пошлет потом письмо с макетом своему директору с припиской: «Вот, нарисовали. Покритикуйте!».

Резюмирую:

  • Никаких макетов по e-mail. Только личная презентация или презентация по skype на 12–14 минут.
  • Дружелюбный настрой в начале колла.
  • Расскажите правдивую историю работы над макетом. Обоснуйте свои идеи. Покажите промежуточные эскизы. Расскажите про ход ваших мыслей и командной работе над проектом.
  • Расскажите про конфликт внутри команды (если он был) или про единодушие (если было оно), в общем, расскажите побольше правды и деталей о ходе работы.
  • Отправляйте макеты по одному. Рассказывайте, что там будет и почему.
  • Дайте клиенту осмыслить увиденное в одиночестве и принять решение.
  • Задавайте вопросы. Получайте обратную связь.
  • Делайте демонстрацию правильным людям.

Это лично мой опыт. Если у вас есть, что дополнить/поспорить, или вы знаете какие-то фишки, которые вам помогают при сдаче макетов — пожалуйста, поделитесь в комментах.