Как использовать баги в психике человека, чтобы лучше работать самому и эффективнее подпинывать окружающих
Багфикс человека
Сибирикс
Багфикс человека
Как использовать баги в психике человека, чтобы лучше работать самому и эффективнее подпинывать окружающих
В человеческой психике есть баги, которые мешают нам объективно воспринимать реальность. Они — причина прокрастинации, желания отморозить уши назло маме и того, что временами люди не понимают друг друга, хотя вроде бы не дураки и общаются на одном языке. В психологии причины таких проблем называются когнитивными искажениями.

Как и баги в коде, когнитивные искажения можно фиксить. Но для этого нужно понимать, где их искать и какими они бывают.

На странице Википедии в списке когнитивных искажений аж 200 пунктов, и 199 вы, скорее всего, найдете у себя. В этой статье мы рассмотрим те, которые часто встречаются у работников digital-сферы и у людей интеллектуальных и творческих профессий.

Менеджеры, сразу кидайте статью в закладки — она вам ещё пригодится. Зная, как работают когнитивные искажения, вы научитесь понимать, почему подчинённые капризничают, и регулировать их поведение.
Генерализация частных случаев
Генерализация частных случаев — когнитивное искажение, из-за которого человек расширяет поставленную задачу. При этом он даже не осознает, что её можно выполнить проще и быстрее.

Генерализация фиксится варан-менеджментом, который пришёл к нам из дикой природы. Существует байка, что варан кусает свою жертву, при этом отравляет её. Яд действует не сразу, поэтому после укуса варан ходит за жертвой и ждёт, когда она сдохнет. И уже тогда обедает.

Как и варан, менеджер кусает человека задачей. А после садится рядом и внимательно смотрит в его мониторчик. Он может даже не понимать, что делает подчинённый — это не обязательно. Главное — быть рядом и следить. И — о чудо! — через непродолжительное время исполнитель поймёт, что таки существует более простое и быстрое решение, чем то, которое он придумал сначала.
Это невозможно!
Среди когнитивных искажений можно выделить целую группу тех, которые мешают взяться за задачу. И все они сводятся к тому, что человек, чуть поковырявшись в постановках, упирается и заявляет «Это невозможно!».
У такой реакции несколько причин:

  • исполнителю просто лень;
  • сработал эффект сопротивления и человек хочет доказать, что он сам волен решать, что делать, а что нет;
  • задача противоречит его чувству прекрасного.

В любом случае менеджеру нельзя верить в то, что задача невыполнима. Наоборот — он должен выяснить, какие ресурсы нужны исполнителю, чтобы все сделать. Снова и снова долбить починённого вопросом: «Расскажи, пожалуйста, что тебе потребуется, чтобы сделать эту задачу?».
Опыт показывает, что со временем подчинённый понимает, что ему не верят, да и действительно задача не так уж и невыполнима... И в конце концов и он её выполняет

В будущем этот случай можно будет использовать как тыкательную палку в аналогичных ситуациях. На категоричное «Это невозможно!» у вас будет кейс, когда сотрудник тоже считал, что задача невыполнима, а потом сделал её за 20 минут.
Личное оскорбление
Следующее когнитивное искажение — когда критика результата воспринимается исполнителем как личное оскорбление.
Это искажение часто встречается у личностей творческих, особенно невыспавшихся и в плохом настроении. Чтобы вырулить ситуацию в конструктив и никого не обидеть, нужно действовать по следующему алгоритму.

  1. Отделить хорошее и плохое.

  2. В работе, пусть её и нужно переделать, все равно были какие-то положительные моменты — вспомните их и похвалите исполнителя.

  3. Объясните, в чём ошибка. Возможно, человек не знает, как эту ошибку исправить, и именно поэтому сопротивляется и бунтует.

  4. Инициируйте повторное обсуждение или брейншторм по уже пройденным вопросам.

  5. Попросите помощи коллег или дайте дополнительный ресурс — например, время на рисёрч.

  6. Настаивайте на переделке плохого.

  7. Закрепите пройденный урок: выясните причину, почему искажение активировалось, и запомните, как вы его пофиксили.

Если следовать алгоритму — можно выйти на конструктив даже быстрее, чем вы ожидали.
Проклятие знания
Вот пример когнитивного искажения, которое называется «проклятие знания». Это когда человек более информированный не может рассмотреть проблему с точки зрения человека, который знает меньше. Отсюда столько непонятых гениев.

Проклятие знания устраняется самодрессировкой. Нужно отлавливать своё нелогичное поведение и наступать себе на хвост. Пытаться выстроить конструктивный диалог, даже если очень не хочется. А то всю жизнь можно прожить, думая, что все вокруг глупые, а ты один в пальто стоишь красивый. А на деле окажется, что все совсем наоборот.
Эффект генерации
Не все когнитивные искажения — причина проблем и непонимания. Бывают и полезные. Например, «эффект генерации». Благодаря этому искажению человек лучше запоминает информацию, когда воспроизводит её сам, а не воспринимает извне.

Это искажение эксплуатируется в авиации. Например, когда диспетчер общается с пилотом. Если диспетчер на земле передал какую-то информацию, пилот в самолете должен повторить все параметры, которые были заданы.

Менеджерам тоже полезно использовать этот приём, чтобы проверять, правильно ли подчинённые поняли задачу.
Слепое пятно
Ещё одно когнитивное искажение: слепое пятно в отношении когнитивных искажений. Человек, который в курсе, что они существуют, отрицает, что они влияют на его поведение. А последствия списывает на обстоятельства и на глупость окружающих. И, соответственно, не делает ничего, чтобы пофиксить свои когнитивные искажения.
Так что если подчинённый говорит вам, что вы начитались книжек по психологии, а задачу «Ну правда невозможно никак выполнить» — не слушайте и продолжайте гнуть свою линию. Он так делает только потому, что это очередное когнитивное искажение (гладкая теория, не правда ли?).

Когнитивные искажения — штука интересная и полезная: даёт понимание, что движет людьми, даже если они сами не в курсе. И учит поворачивать их в нужном вам направлении. В общем, маст-хэв для менеджера. Поэтому подробнее о них и других приёмах, облегчающих жизнь руководителя, мы рассказываем в нашем онлайн-курсе «Управление digital-проектами». Записывайтесь и узнавайте больше ;)