Сегодня мы поговорим с Александром Крючковым, ныне прокачанным руководителем проектов, в недалеком прошлом программистом, еще ранее — верстальщиком, а совсем где-то в начале своего пути, по его собственным словам, «человеком, который не умел ничего». О Саше и его стремительном, как трассирующая пуля, пути к успеху — наш рассказ.
Рома: Можно сказать, что ты как раз тот «проджект-менеджер с сильным техническим бэкграундом», которого мы как-то разыскивали. Этакий мультиклассовый персонаж. Программизм помогает рулить проектами?
Александр: Конечно, помогает. Предвидеть проблемы технического характера уже на этапе оценки.
— И сразу насчет обратной стороны. А как мешает?
— Ну, знаешь, иногда открываешь багрепорт, пролистываешь баги разного приоритета и понимаешь «да-а, когда я был программистом, я дичайше не любил делать вот такие мелочи». Но ясно же, что заказчику мы должны отгрузить полностью рабочий продукт, без «дырок», даже маленьких. Поэтому ломаешь свое сострадание и становишься жестким начальником :)
— А давай-ка, расскажи про свой путь в Сибириксе. Насколько я помню, ты около двух с половиной лет назад пришел. Вот каким ты был в самом начале?
— В самом начале я не умел ничего. Пришел полным нулем.
— ??
— Ну, начнем с того, что я закончил матфак. Программировать практически не умел. Немного знал php и html, но даже не щупал, например, JS. Поэтому над несколькими первыми задачами сидел с квадратными глазами. Сначала давали верстку, второй сайт, который верстал, получился уже относительно неплохо. Это, кстати, Restlook, если помнишь такой.
Restlook.ru — онлайн-сервис, гид по городу, неоднократно бравший первые места на всероссийских конкурсах сайтов.
— А потом?
— Потом классика Сибирикса: тебе дают опытного наставника, который знакомит тебя с Битриксом. Постепенно усложняют задачи. Прокачка нелинейная, сначала идет медленно, как втянешься — быстрее и быстрее.
— У тебя по моим представлениям всё как-то очень быстро получилось. Просто относительно недавно смотрели с дизайнерами верстку для сайта Маркинского кирпича, там, где параллакс и вообще задумка интересная. Ну и проскальзывает такой комментарий, что Саша, наверное, сейчас самый прокачанный верстальщик. И буквально через месяц — Саша уже тимлид. Кстати, можешь поподробнее про свой опыт тимлидства?
— Получилось так: я одно время программировал в команде с другим разработчиком, равным по способностям, потом команды перестроились и мне дали новичка. То есть это был тот же этап, через который я в свое время прошел, только теперь уже я был наставником. И сразу же пришел еще один новенький. Пока прокачивал их и прокачивался сам — что-то щелкнуло в мозгах, понял, что хочу попробоваться руководителем проектов.
— Ну я так понимаю, что переход от тимлидства к проджект-менеджменту — всё же, менее болезненный, чем если бы тебя резко выдернули из программистов и усадили бы общаться с клиентами.
— Да, есть такое. Сначала, кстати, мне дали руководить проектом, который я программировал от и до. И рабочее время распределялось примерно так: половина на коммуникацию по проекту, половина на код. Потом с Владимиром поняли, что такой расклад не подходит — из-за постоянных переключений производительность падает. Предложили выбрать: что интереснее, код или менеджмент. В итоге сказал, что не против вести проекты. И буквально за неделю с меня сняли все задачи по коду и передислоцировали в «менеджерскую».
— Ну вот, кстати, для одной статьи слушал твои записи разговора с клиентом: там всё очень грамотно. У проджектов-новичков лично я наблюдаю две крайности. Первая — это когда человек «плавает» в технической стороне дела и говорит с заказчиком «общими словами». А вторая — когда его так и тянет засыпать несчастную девочку-менеджера по ту сторону скайпа программерскими терминами (это если PM технарь). Вот, а у тебя как-то сбалансированно сразу вышло. И на конференциях все время выступаешь, опять же... Природные данные?
— Да вот, если честно, для самого стало открытием. Я раньше думал, что это в принципе не мое — разговаривать с людьми.
Интересный факт: когда иной раз копирайтер Даша просит Сашу дать пару строк комментариев по какому-нибудь проекту для блога — тот мигом выдает три абзаца убористым почерком, безупречных по стилистике. Что есть редкость. Всего единожды Даша заменила слово «пиздец» на слово «аврал», но то была необходимая корректура :)
— Давай об увлечениях. Знаю про шахматы и гитару (что ты скрывал до недавних пор).
— На самом деле, увлечения три: шахматы, музыка и футбол. Шахматы с детства — первый разряд еще в школе, в универе стал КМСом. Трижды выиграл чемпионат края в составе сборной АлтГУ. Среди взрослых пока ничего не достиг, к сожалению.
— Ну, правильно, то футбол, то гитара...
— В отпуске успел выступить на Высшей лиге чемпионата края. С перепуга чуть не занял третье место. В итоге проиграл последнюю партию и стал седьмым.
— Человек, талантливый в одном, должен быть талантливым во всем? Или прокачивать это самое «одно»?
— У меня один принцип: если чем-то занимаешься, старайся быть лучшим в этом. Всё банально.
— «Менеджерский» вопрос. Занимаешься саморазвитием, книги специальные читаешь?
— Хотелось бы гораздо больше читать, на самом деле. Но «общая» литература всегда меня не особо интересовала. «Черного лебедя» читал из последнего. А вот техническую больше люблю — по программированию, по тем же шахматам.
— Давай напоследок воодушевляющую цитату для разработчиков!
— Пусть не ленятся :) И всякий раз помнят о том, что конечная цель — сделать крутой проект. Даже когда перед тобой баглист на тридцать экранов.
Алсо, вот что думает по этому поводу главный бармалей Сибирикса:
Я бы от себя добавил, что у нас нет иерархии — все плоское, и манагеры и кодеры — никто не главнее, только у них разные задачи. Менеджеры не имеют никаких особых привилегий. Например, scrum-мастер (программист) в команде имеет полное право осаживать менеджера по каким-то вопросам, если ему хватает аргументов и личного авторитета. Ну и самое важное в построении карьеры, на мой взгляд, — выбирать горизонтальный рост, становиться все более и более крутым спецом. По «вертикали» всегда можно прыгнуть вверх, а вот обратно не получится.