Модель Кано в разработке программных продуктов
Модель Кано позволяет разделить планируемые функции продукта на 5 базовых категорий и определить приоритетность их разработки, чтобы добиться большей лояльности клиентов. Также она показывает, какие функции негативно влияют на удовлетворенность клиентов.
Немного истории
Когда доктор Кано создавал свою модель, он изучал факторы, которые влияют на лояльность и удовлетворенность клиентов. В 80-е было принято повышать лояльность клиентов за счет анализа их жалоб и улучшения наиболее популярных функций продукта. Кано захотел понять, от чего ещё зависит лояльность.
Так он выявил, что важную роль играют эмоциональные реакции на продукт. Кано выделил пять типов таких реакций и пять категорий требований к продукту. Все категории вызывают разные реакции — от этого зависит отношение пользователей к продукту. Кано провел небольшое исследование с реальными участниками на основе этой гипотезы, по результатам которого и создал свою модель.
Стало ясно, что продукту недостаточно просто выполнять требуемые функции. Люди обращают внимание на эстетику и удовольствие от использования, богатство функций — например, выбирая таск-менеджер, люди смотрят на его интерфейс, красоту тем оформления, удобство постановки задач и управления ими и дополнительные функции.
Функциональность и удовлетворенность
Пять категорий требований к продукту
Обязательные требования
Те, ради которых и создавался продукт. Пользователь ожидает, что базовые функции по умолчанию будут работать хорошо — если так и происходит, то яркой эмоциональной реакции это не вызывает. Причем, даже если такие функции будут на протяжении времени «шлифоваться» и доводиться до совершенства, то к особому подъему эмоционального фона это не приведет. Но если они работают плохо, то пользователь будет испытывать негативные эмоции — вплоть до разочарования.
Примеры:
- Покупка билетов в транспортном приложении;
- Отслеживание рейсов на сайте аэропорта;
- Отправка сообщений в приложении для знакомств.
Степень ожидания клиента: функции подразумеваются сами собой.
Приоритетность: первый приоритет.
Требования к производительности
Кано также называл их линейными или однонаправленными, потому что чем их больше (в некоторых случаях — меньше), тем выше удовлетворенность. Это те требования, которые выделяют продукт среди конкурентов за счет какого-либо количественного выражения.
Узнать такие требования довольно просто: часто клиенты сами говорят, что хотели бы сделать приложение более быстрым, добавить в сервис больше алгоритмов защиты или увеличить возможный объем загружаемых файлов. Так можно быстро повысить лояльность клиентов, не прикладывая значительных усилий.
Если в продукте много функций, положительно влияющих на производительность, то это может вызывать сильные положительные эмоции, вплоть до восхищения. Но их отсутствие не приведет к разочарованию — максимум, к неудовлетворенности.
Примеры:
- Скорость загрузки сайта;
- Количество задач, которые можно создать в таск-менеджере;
- Размер файла для обработки, который можно загрузить в приложение.
Приоритетность: второй приоритет.
Требования, повышающие привлекательность
Это как раз те функции, которые вызывают у пользователей восхищение и обеспечивают продукту конкурентоспособность за счет влияния на эмоции. Чаще всего именно эти характеристики становятся предметом обсуждения при выпуске нового продукта. Они обеспечивают продукту вау-эффект и служат триггером для эмоциональной покупки. Но такие функции должны разрабатываться после того, как будут удовлетворены обязательные и повышающие производительность требования.
При этом, пользователи изначально не ожидают, что продукт будет обладать этими функциями — они идут как приятное дополнение. Поэтому, если такие функции будут выполнены недостаточно совершенно или вовсе отсутствовать, это не вызовет негативной реакции.
Стоит помнить, что со временем вау-характеристики переходят в разряд обязательных или линейных. Так, например, возможность съемки видео в смартфонах раньше была вау-фичей, а сейчас это необходимость. Или темная тема в интерфейсе — пока эта функция не является базовой, но она довольно востребована и получает все большее распространение — поэтому есть вероятность, что она тоже перейдет в разряд базовых.
Примеры:
- Наличие режима RAW в приложении для съемки;
- Темная тема в таск-менеджере;
- Рекомендации по оптимизации трат в банковском приложении.
Приоритетность: третий приоритет.
Неважные требования
Нежелательные характеристики
Некоторые функции, наоборот, переходят в разряд нежелательных. Например, на раннем этапе развития продукта необходим подробный туториал и всплывающие подсказки. Со временем пользователям, уже изучившим все функции, становится неудобно постоянно закрывать ненужные подсказки, это начинает раздражать. Разработчикам важно предусмотреть возможность отключения туториала.
Как использовать модель Кано в работе
Самый популярный ответ на позитивные вопросы | Самый популярный ответ на негативные вопросы | С какими требованиями соотносится функция |
---|---|---|
Ожидаю, что это будет | Мне бы не понравилось | Обязательные |
Мне бы понравилось | Мне бы не понравилось | Требования к производительности |
Мне бы понравилось | Мне все равно | Повышающие привлекательность |
Мне все равно | Мне все равно | Нейтральные |
Мне бы не понравилось | Ожидаю, что это будет | Нежелательные |
Чек-лист для опроса по модели Кано:
- Отберите не более 20 важных функций — на более длинных опросниках внимание респондентов рассеивается.
- Выберите правильную целевую аудиторию — достаточно 15−20 человек, чтобы сделать выводы.
- Составьте четкие вопросы — они должны быть простыми и абсолютно понятными. Можно даже передать опросник коллегам, чтобы они оценили ясность вопросов.
- После опросника можно выборочно провести интервью с респондентами, чтобы подробнее узнать, почему они выбрали те или иные ответы.
- Узнать, какие опции из категории повышающих привлекательность или производительность нужны клиентам, можно, задав в конце опросника вопрос: «Какие еще функции вы хотели бы видеть?»
Преимущества модели Кано
Опрос покажет, какие планируемые функции будут не нужны или даже вызовут недовольство у клиентов. Вам не придется тратить ресурсы на их разработку.
Вы получите готовый список задач, расставленных по приоритетам. Вам не нужно будет тратить время на гипотезы — клиенты сами расскажут, чего они ожидают от продукта.
Вы узнаете, какие функции или параметры продукта быстро повысят лояльность клиентов и отстроят вас от конкурентов. А также поймете, какие параметры будут для пользователей критичными.
В MVP стартапе важно уделить внимание вау-характеристикам — именно они быстро выделят продукт среди похожих. А базовые характеристики можно будет доработать потом.