Поговорили с директором некоммерческого фонда Legacy о прозрачном подходе к деятельности, меценатстве в России и приятных бонусах от филантропии
«Мы обнажены и открыты»
Сибирикс


«Мы обнажены и открыты»
Поговорили с директором некоммерческого фонда Legacy о прозрачном подходе к деятельности, меценатстве в России и приятных бонусах от филантропии
Мы часто делаем проекты для клиентов в коммерческой сфере: удобные интернет-магазины, понятные сайты-одностраничники, полномасштабные и презентабельные корпоративные ресурсы. Но когда клиент хочет достичь чего-то большего и оставить после себя настоящее наследие, а коммерция отходит на второй план, — проект получается более масштабным, нестандартным и запоминающимся: таким, к которому хочется обращаться снова и снова. Как в случае с эндаумент-фондом Legacy.

Мы поговорили с его директором, Юлией Ульяновой, и разузнали о том, как меняется меценатство в России, какие у него есть риски, как отбираются проекты для эндаумента и как команда фонда решилась на интересную фотосессию.
Коротко о Legacy
Сфера: финансирование проектов в различных сферах через эндаумент.

Регион: весь мир.

Тип проекта: корпоративный сайт.

Целевая аудитория: люди, которые хотят сделать этот мир лучше и оставить после себя след.





Юлия Ульянова,

Директор фонда Legacy

О фонде
Идея создания фонда пришла в голову нашим меценатам — семье Рыбаковых. Игорь и Екатерина решили создать эндаумент-фонд, причём с несовсем стандартной структурой — обычно эндаументы создаются при университетах или музеях, а в нашем случае это всё-таки платформенное решение, которое даёт возможность сразу нескольким проектам создавать на платформе целевые капиталы без проблем с администрированием.

Мы не являемся профессиональным участником финансового рынка, у нас нет лицензии на управление денежными средствами. Наше взаимодействие понятно и прозрачно: мы посредники при передаче средств профессиональному участнику рынка (управляющей компании), также мы помогаем нашим проектам выбрать лучшие инвестиционные стратегии и предложения, которые делают управляющие компании, и поиграть на комиссии, которую они дают. Обычно последние предлагают завышенные цены, а мы, исходя из опыта работы с банками, демпингуем и помогаем проектам снизить издержки на взаимодействие.

Главная идея фонда в вечном финансировании. Если проект осознанный, качественный и имеющий перспективы, то и его финансирование должно быть перспективным: регулярным, стабильным и длительным.
Законодательно эндаументы в России могут создаваться минимум на 10 лет. Эндаументы на платформе фонда Legacy создаются на бессрочный период — пока у фонда нет опыта краткосрочных целевых капиталов, но это не значит, что кто-то из будущих меценатов не сможет ограничиться 10 годами, чтобы, например, перестраховаться.
Таким образом наши меценаты через сложную структуру финансового механизма решили повлиять на финансирование многих проектов на территории Российской Федерации, и возможно, даже за её пределами.
Об отличиях от других эндаумент-фондов
У эндаументов, созданных под конкретные проекты, есть конкретный получатель, и под него создаётся фонд. В нашем случае на платформе объединяются разные целевые капиталы под разные проекты: под школы, музеи, какие-то спортивные инициативы. Этим мы и отличаемся от других фондов.

Одни из тех, кто также решился создать фонд под несколько целевых капиталов, стал фонд «Перспектива» — но хотя он существует довольно давно, темпы его развития нам кажутся недостаточными.

Разумеется, это не коммерческая деятельность, где мы могли бы говорить о конкуренции. Здесь, скорее, можно говорить про разные возможности для проектов — с нашей помощью более мелкие проекты создают эндаументы, при этом не прибегая к лишним тратам на самостоятельное управление средствами. Но есть и проекты, которые бы хотели сами контролировать этот процесс, у них есть своя инициатива и свое понимание того, как это работает и как с этим работать. И те, и другие несут пользу, и, по факту, между собой никак не конкурируют.
О меценатах и том, откуда они приходят в проект
Поддержать наши проекты может каждый, хотя основная доля поступлений идёт от меценатов-инициаторов, которые могут повлиять на их развитие и дальнейшее будущее.

Сейчас меценатство немного меняется: это уже не та благотворительность, что была раньше, когда можно было адресно пожертвовать больным детям (хотя это никуда не исчезло). Сегодня меценаты хотят более «изощренно» помогать, прививая социальным проектам коммерческую жилку, чтобы люди могли самостоятельно развивать свои проекты, привлекать средства через какие-то услуги. В целом, конструкция более сложная, но и более эффективная, ведь меценаты хотят вкладывать средства в те проекты, которые имеют потенциал в будущем. И чем интереснее проект с точки зрения долгосрочного развития, тем, как правило, больше сумма пожертвования.

Эндаумент — как раз тот случай, когда проект может заинтересовать способом финансирования и отдачей в долгосрочном периоде. Часто филантропы — предприниматели и бизнесмены, а для них важно, как используются средства, как проводится и осуществляется финансирование и какая от их вложений будет отдача.
Меценаты приходят из разных направлений. Иногда у проекта уже есть свой постоянный меценат (или несколько) — он попадает в фонд вслед за проектом, понимая, что на платформе создавать целевой капитал гораздо эффективнее и экономичнее. Также мы проводим фандрайзинговые мероприятия, где собираем потенциальных инвесторов и рассказываем о нашей деятельности. Естественно, это и пиар и маркетинг — информирование меценатов через наших партнёров как в нашей нише, так и в коммерческой сфере. Плюс наши меценаты-основатели сами рассказывают о фонде, давая возможность другим прийти и профинансировать какой-то проект.

Игорь и Екатерина Рыбаковы
При обращении к нам меценаты смотрят, прежде всего, на команду и на предыдущий опыт работы с другими филантропами и другими проектами. Принципиально важный момент для них — увидеть результаты реализованных проектов, на основе которых они могут понять процесс работы, нашу эффективность и каким будет их вклад в тот или иной проект.
Об уходе от налогообложения
В мировой практике бывали запросы, когда например, меценаты хотели заморозить на время (скажем, на 10 лет) какое-то недвижимое имущество, передавая его в управление фонду. Тем самым они параллельно страхуют и защищают эту недвижимость, при этом принося доход организациям, которым хотят помочь. Как правило, через 10 лет меценаты расформировывают подобные целевые капиталы и забирают имущество во владение.

В России такая практика мало распространена, хотя фонду «Виктория» УралСиб передавал недвижимое имущество в доверительное управление, а фонд с арендных платежей получал доход для своего проекта. Я не думаю, что здесь были какие-то корыстные цели — скорее, хотелось эффективно распорядиться имуществом, направив доход от аренды на благотворительность. Поэтому законодательное послабление в виде отсутствия налогового обложения подобного имущества — больше приятный бонус, чем самоцель.
О рисках для меценатов
Самый главный риск для мецената — раз и навсегда «пожениться» с проектом, а спустя какое-то время внезапно в нём разочароваться. Например, если проект «просел», стал неинтересен, неактивен, потерял перспективы. Это игра в долгую, и здесь риск в том, что входя в проект, ты должен понимать, что тот не потеряет свою инвестиционную привлекательность. Для этого мы всегда вместе с меценатом анализируем стратегию проекта, его эффективность и предыдущий опыт команды проекта в подобной сфере.

С точки зрения инвестирования через управляющие компании риски минимальны — для целевых капиталов проекта подбираются оптимальные стратегии, где нет высоких рисков потери тела капитала, поэтому здесь меценаты могут спать спокойно.

Но если всё-таки меценат разочаровался в проекте или тот перестал приносить доход, он может инициировать расформирование целевого капитала и передать эти средства в другой целевой капитал, в котором он видит больше эффекта и активности.
О критериях отбора проектов
Желательно, чтобы проект уже имел какой-то опыт работы (3-5 лет), чтобы была наработанная концепция (возможно, фандрайзинговая). Как правило, к нам приходят проекты с действующими меценатами — это уже говорит о том, что проект интересен этим людям и имеет потенциал.

Плюс, естественно, мы смотрим план-прогноз проекта на ближайшие 5 лет, и куда будут потрачены средства от эндаумента — тоже принципиально важный момент. Важно, чтобы проект не только покрывал свои текущие расходы, но и привлекал средства для дальнейшего развития и увеличения своего потенциала.
На сегодняшний день на платформе создано 8 целевых капиталов
Один из ключевых проектов — телешоу «Ты супер!»
На одном из мероприятий мы познакомились с продюсером телеканала НТВ Тимуром Вайнштейном, и выяснилось, что тот давно хотел создать какой-то благотворительный проект для канала, поскольку до этого у них ничего подобного не было. Он же был инициатором шоу "Ты супер!", где дети-сироты могут показать свои таланты. В итоге Тимур решил увековечить этот проект, создав одноименный благотворительный фонд и целевой капитал на нашей платформе.
О команде и интересном фотосете
Когда я создавала свою команду, самым главным критерием был человеческий фактор — чтобы люди могли быть взаимозаменяемыми: помогали друг другу, взаимодействовали и объясняли коллегам ключевые моменты в своих сферах. Если кто-то вышел из процесса, его всегда можно заменить, и процесс не остановится.

Наш руководитель юридического блока имеет колоссальный опыт работы с эндаументами, у нее несколько благотворительных фондов за плечами, при которых были созданы эндаументы (один из них — как раз благотворительный фонд «Виктория», который сделал сложную структуру эндаумента через недвижимость). Что касается бухгалтерской части, то руководитель финансовой службы имеет опыт работы с «Рыбаков фонд», а ранее в корпорации «Технониколь», где операции гораздо сложнее, чем в социальном секторе.
На сайте фонда ключевые члены команды выглядят максимально открытыми:)
Инициатива для фотосета была моя — я люблю неординарные истории:) Считаю, что поскольку наша команда — часть сферы благотворительности в России, то и действовать мы должны открыто. Мы готовы помогать тем, кто проявляет инициативу, честно работаем без всяких спрятанных под звездочками условий и прочих завуалированных штук. И таким образом мы хотели показать, что мы полностью обнажены и открыты для внешнего мира и бизнес-сообщества.
Об интернет-проекте для Legacy
Сайт получился довольно яркий и красивый, с точки зрения пользователя он удобный, прозрачный и необычный по сравнению с сайтами другим благотворительных фондов. Уже есть первые платежи, механизмы отлажены. Правда, процесс поиска некоторой информации из-за подструктур и дублирующихся разделов сложноват для посетителей — уверены, вещь поправимая :)
О целях и планах
Конечно, хотелось бы профинансировать ещё больше проектов, дать возможность мелким проектам создавать целевые капиталы на нашей платформе, привлекать новых меценатов и средства на финансирование этих проектов. Развиваться самим и помогать развиваться получателям средств, чтобы они могли проявлять инициативу.