Ланч-тайм 163: краткий
перевод свежих статей о digital
перевод свежих статей о digital
В номере: неприятные вопросы к дизайнерам софта и страшное будущее в их руках
#667
Действуйте медленно и исправляйте.
Размышления о тяжести разработки софта в 21 веке
Размышления о тяжести разработки софта в 21 веке
Move Slowly and Fix Things.
Ruminations on the heavy weight of software design in the 21st century
Ruminations on the heavy weight of software design in the 21st century
![](https://s29805.cdn.ngenix.net/upload/_tilda/project417113_1710312443/tild6435-6235-4237-a636-316165346663__-__empty__667.jpeg)
Когда вы берёте 30 дней отдыха, у вас появляется много времени и свободного пространства — и неизбежно вы начинаете размышлять о жизни. И я подумал, что, черт возьми, я делаю со своей. Что значит быть дизайнером софта в 2018 году и что изменилось с того момента, когда я только начинал свою странную карьеру в начале 2000-х годов?
Ответ раздавил меня.
Поскольку софт продолжает вторгаться в нашу жизнь тайным образом, социальные и этические последствия становятся все более значительными. Наша работа ТЯЖЕЛА, и всё время становится тяжелее. Я думаю, что многие дизайнеры не так глубоко это осознают и не оценивают реальных результатов своей работы. Вот небольшой пример — около 10 лет назад Твиттер выглядел так:
Ответ раздавил меня.
Поскольку софт продолжает вторгаться в нашу жизнь тайным образом, социальные и этические последствия становятся все более значительными. Наша работа ТЯЖЕЛА, и всё время становится тяжелее. Я думаю, что многие дизайнеры не так глубоко это осознают и не оценивают реальных результатов своей работы. Вот небольшой пример — около 10 лет назад Твиттер выглядел так:
![](https://s29805.cdn.ngenix.net/upload/_tilda/project417113_1710312443/tild6437-3238-4565-b865-343466653365__-__empty___2007.jpeg)
Твиттер около 2007 года
Насколько это было милым? Если вы тогда не заметили, в 2007 году Твиттер был чем-то вроде шутки — это было глупое вирусное приложение, где люди писали о своей собаке или бутерброде с ветчиной.
Сегодня всё немножко отличается. Теперь это рупор для лидеров свободного мнения, которые используют его для трансляции своих прихотей. А ещё это лучший в мире источник новостей в режиме реального времени, наполненный ужасным насилием.
Разница колоссальна, и это всего-то за 10 лет. Понимали ли его создатели в 2007, каким Твиттер будет сейчас? Похоже, что нет:
Сегодня всё немножко отличается. Теперь это рупор для лидеров свободного мнения, которые используют его для трансляции своих прихотей. А ещё это лучший в мире источник новостей в режиме реального времени, наполненный ужасным насилием.
Разница колоссальна, и это всего-то за 10 лет. Понимали ли его создатели в 2007, каким Твиттер будет сейчас? Похоже, что нет:
Люди не могут решить: Твиттер — это новый Ютуб или цифровой эквивалент хулахупа. Тем, кто считает это легкомысленным, Эван Уильямс в интервью в апреле 2007 отвечает: «Кто сказал, что всё должно быть полезно?»
Из-за столь неясного старта неудивительно, что Твиттеру приходилось постоянно бороться с тенденцией превратиться в массивную, серьёзную, глобальную коммуникационную платформу, которая теперь влияет на мировой порядок — это вообще не то, что создавалось изначально. Твиттер превратился в монстра Франкенштейна, и теперь его создатели не знают, как с этим справиться.
~
И дело тут не только в Твиттере — его развитие иллюстрирует системную проблему.
Дизайнеры и программисты хороши в создании софта. Они уделяют внимание всем аспектам этого процесса: используемой технологии, своей методологии, визуалу софта и тому, как он работает.
Но мало кто думает, что происходит после интеграции продуктов в реальный мир. Они используют наше окружение, а после становятся частью жизни. И нам приходится создавать что-то новое — мы строители, а не социологи.
Такой подход не был проблемой, пока приложения были изолированными инструментами для управления электронными таблицами или для отправки электронных писем. Небольшие продукты с небольшим воздействием.
Но теперь софт — это нечто большее. Он слушает нас. Он идёт за нами по пятам. Он отслеживает всё, что мы делаем. У него есть отпечатки пальцев. Наш сердечный ритм. Наши деньги. Наше местонахождение. Наше лицо. И он — это основной способ передачи наших мыслей и чувств друзьям и близким. Он глубоко персонализированный и укоренился во всех аспектах нашей жизни. Он ежедневно приковывает к себе наш взгляд — всё больше и больше.
Мы быстро сдались и доверились софту, оправдывая это «прогрессом» или «личным удобством». Софт постоянно развивается, выпуская небольшие дозированные обновления — и вот уже новое вторжение в наше пространство или очередное нарушение неприкосновенности частной жизни нам кажется вполне допустимым.
О, у них просто будет мое местоположение.
О, у них будет только моя личность.
О, у них будет только постоянный микрофон в комнате.
Большинство программных продуктов принадлежат корпорациям, чьи деловые интересы часто противоречат интересам их пользователей. Даже небольшие безвредные приложения могут собирать данные о нас и продавать их. И это не считая армии самообучаемых ботов, которых скоро выпустят для принятия решений за нас.
Все это звучит как антиутопия из фантастических романов, но это не выдумка. Это настоящая правда.
Дизайнеры и программисты хороши в создании софта. Они уделяют внимание всем аспектам этого процесса: используемой технологии, своей методологии, визуалу софта и тому, как он работает.
Но мало кто думает, что происходит после интеграции продуктов в реальный мир. Они используют наше окружение, а после становятся частью жизни. И нам приходится создавать что-то новое — мы строители, а не социологи.
Такой подход не был проблемой, пока приложения были изолированными инструментами для управления электронными таблицами или для отправки электронных писем. Небольшие продукты с небольшим воздействием.
Но теперь софт — это нечто большее. Он слушает нас. Он идёт за нами по пятам. Он отслеживает всё, что мы делаем. У него есть отпечатки пальцев. Наш сердечный ритм. Наши деньги. Наше местонахождение. Наше лицо. И он — это основной способ передачи наших мыслей и чувств друзьям и близким. Он глубоко персонализированный и укоренился во всех аспектах нашей жизни. Он ежедневно приковывает к себе наш взгляд — всё больше и больше.
Мы быстро сдались и доверились софту, оправдывая это «прогрессом» или «личным удобством». Софт постоянно развивается, выпуская небольшие дозированные обновления — и вот уже новое вторжение в наше пространство или очередное нарушение неприкосновенности частной жизни нам кажется вполне допустимым.
О, у них просто будет мое местоположение.
О, у них будет только моя личность.
О, у них будет только постоянный микрофон в комнате.
Большинство программных продуктов принадлежат корпорациям, чьи деловые интересы часто противоречат интересам их пользователей. Даже небольшие безвредные приложения могут собирать данные о нас и продавать их. И это не считая армии самообучаемых ботов, которых скоро выпустят для принятия решений за нас.
Все это звучит как антиутопия из фантастических романов, но это не выдумка. Это настоящая правда.
![](https://s29805.cdn.ngenix.net/upload/_tilda/project417113_1710312443/tild3935-3834-4264-a537-616434303634__-__empty__walle.jpeg)
Сцена из WALL-E или реальная софт-индустрия в 2018 году?
Теперь понятно, что я имел ввиду под ТЯЖЕЛОЙ работой? Подписывались ли мы на это, когда начинали карьеру в области технологий?
15 лет назад это была немного другая история. Интернет был зарождающимся и странным Диким Западом, и у него была эгалитарная атмосфера — атмосфера равенства экономических, политических и правовых возможностей. Он был захватывающим и увлекательным — вам платили за то, что вы делали классные вещи в быстро развивающейся индустрии, где царили убеждения в духе хиппи, что дизайн может изменить мир.
И всё бы ничего, вот только у этого девиза есть подвох, про который все забыли: изменения могут скрывать в себе и тёмную сторону.
Если вы дизайнер, задайтесь вопросом: ваша работа полезна или вредна?
Возможно, вы оптимистично водили себя за нос, убеждая, что дизайн — это всегда полезно, ведь вы хороший человек, а ваша работа носит благородный характер и создаётся только из лучших побуждений.
Но давайте по-честному, хоть это и грубо.
15 лет назад это была немного другая история. Интернет был зарождающимся и странным Диким Западом, и у него была эгалитарная атмосфера — атмосфера равенства экономических, политических и правовых возможностей. Он был захватывающим и увлекательным — вам платили за то, что вы делали классные вещи в быстро развивающейся индустрии, где царили убеждения в духе хиппи, что дизайн может изменить мир.
И всё бы ничего, вот только у этого девиза есть подвох, про который все забыли: изменения могут скрывать в себе и тёмную сторону.
Если вы дизайнер, задайтесь вопросом: ваша работа полезна или вредна?
Возможно, вы оптимистично водили себя за нос, убеждая, что дизайн — это всегда полезно, ведь вы хороший человек, а ваша работа носит благородный характер и создаётся только из лучших побуждений.
Но давайте по-честному, хоть это и грубо.
Если вы разрабатываете «липкий» функционал, который заставляет людей тратить больше времени на использование вашего продукта, а не на что-то поважнее в их жизни, — это полезно?
Если вы пытаетесь отчаянно раздуть количество людей на своей платформе, чтобы вы могли сообщить о корпоративном росте своим акционерам, — это полезно?
Если ваша бизнес-модель зависит от использования хитрых шаблонов или обманчивого маркетинга, чтобы пользователи больше тыкали на рекламу, — это полезно?
Если вы пытаетесь заменить значимую человеческую культуру автоматическими технологиями, — это полезно?
Если ваш бизнес собирает и продает личные данные людей, — это полезно?
Если ваша компания стремится доминировать в отрасли любыми средствами, — это полезно?
Если вы пытаетесь отчаянно раздуть количество людей на своей платформе, чтобы вы могли сообщить о корпоративном росте своим акционерам, — это полезно?
Если ваша бизнес-модель зависит от использования хитрых шаблонов или обманчивого маркетинга, чтобы пользователи больше тыкали на рекламу, — это полезно?
Если вы пытаетесь заменить значимую человеческую культуру автоматическими технологиями, — это полезно?
Если ваш бизнес собирает и продает личные данные людей, — это полезно?
Если ваша компания стремится доминировать в отрасли любыми средствами, — это полезно?
Если вы делаете это … Вы вообще дизайнер? Или прославленный барыга — раздутый пропагандист-художник с крутым названием должности и в офисе с открытой планировкой?
~
Неважно, признаём мы это или нет, у дизайнеров есть авторитет и ответственность за то, чтобы наши продукты не становились бесполезными, вызывающими привыкание, нечестными или вредными. Мы можем продолжать притворяться, что это чужая работа, но это не так. Это наша работа.
Мы — первая линия обороны, которая защищает конфиденциальность, безопасность и здравомыслие людей. Но уже сейчас мы часто не справляемся с этой функцией.
Если последние 20 лет технологии заставляли жить по правилам «делай быстро и разрушай», теперь пришло время замедлиться и проанализировать то, что было сломлено.
Защитите своих пользователей от анти-шаблонов и нечестной деловой практики. Поднимите руку и возражайте против вредных дизайнерских идей. Задумчиво размышляйте о том, что вы отправляете в мир каждый день. Ставки высоки, и они будут продолжать расти. Вспомните о социологии и этике и приступайте к работе.
Мы — первая линия обороны, которая защищает конфиденциальность, безопасность и здравомыслие людей. Но уже сейчас мы часто не справляемся с этой функцией.
Если последние 20 лет технологии заставляли жить по правилам «делай быстро и разрушай», теперь пришло время замедлиться и проанализировать то, что было сломлено.
Защитите своих пользователей от анти-шаблонов и нечестной деловой практики. Поднимите руку и возражайте против вредных дизайнерских идей. Задумчиво размышляйте о том, что вы отправляете в мир каждый день. Ставки высоки, и они будут продолжать расти. Вспомните о социологии и этике и приступайте к работе.
Вывод: если дизайнеры при проектировании интерфейсов и софта и дальше не будут задумываться о порядочности и пользе, нас ждёт страшное будущее, где шагу будет ступить нельзя, чтобы об этом не узнал машинный интеллект и «умные» приложения. Вы сэкономили 12 минут.
В чёрную пятницу не смеем больше вас задерживать — лишние 7 минут на ещё одну статью могут стоить вам пары последних скидочных джинс, супердешевого телевизора или уценённой на 90% виолончели. Или что вы там хотели урвать-то? :)