Мелкая техническая поддержка
Владимир Завертайлов про cамую неоднозначную сферу в заказной разработке
Есть такой бич заказной разработки — «мелкая техническая поддержка». И я не про ситуацию, когда с клиентом можно сесть, обсудить стратегию и планы на год. Составить роадмап, накидать и наштормить идей. И работать рука-об-руку в HADI-циклах. Это, напротив, шикарно.
HADI-цикл — это простой алгоритм, предназначенный для проверки гипотезы через действие, целью которого является получение определенных данных и выводов. Аббревиатура HADI расшифровывается как: hypothesis (гипотезы), actions (действия), data (данные) и insight (выводы).
Я именно про мелкую техническую поддержку. Когда раз в полгода-год всплывает проект столетней давности. Просит либо какую-то странную мелочь (и в итоге можно застрять на много часов в починках регрессий). Либо насыпает мелких, разнородных задач, просит их срочно оценить, а затем пропадает на пол года (цикл может повторяться несколько раз).
Почему это больно:
- Оценка сама по себе требует времени, мозга, привлечения специалистов. Это прямые затраты. Но в нашей культуре — за спрос денег не берут.
- Разнородные мелкие задачи порой требуют больше мозга для погружения, обсуждения, переформулирования. В итоге часто оказывается, что задачу лучше вообще не делать, или можно сделать другим, более дешевым способом. Время потрачено, выхлопа ноль.
- Риски. Как я писал в статье «Как дать адекватную оценку времени, когда неопределённость бьёт по башке» — даже математика против вас. Особенно по проекту, который никто давно не поддерживал и не помнит код.
- Программисты ненавидят поддерживать старый код. Если давать им много мелкой технической поддержки, резко повышается вероятность, что они начнут от вас разбегаться.
- Рабочий день менеджеров становится сильно рваным из-за мелких и разнородных задач. Просто не хватает мозга. Можно возненавидеть весь этот digital и род людской. Запросто.
Клиентов тоже можно понять:
- Не у всех есть бюджеты и задачи на полноценные HADI-циклы и постоянное развитие проектов.
- Задачу может санкционировать руководство. Но ему нужны цена-сроки. А за дорого и долго задача может быть не нужна.
- Нет времени объяснять и навыков грамотно формулировать задачу. В конце концов, есть подрядчик, который, как эксперт, должен подсказать и помочь.
- Задачи нужны «прямо сейчас» но «все может десять раз поменяться на ходу и завтра уже будет не надо».
Всех понял. Обнял. А делать что?
- Заказчику: если можно что-то не разрабатывать — лучше не разрабатывать. Адаптировать готовое, даже если оно не совсем подходит. NoCode, конструкторы, боже храни Тильду, вот это все.
- Классика. Time & Material. Подрядчик хотя бы не улетит в минус. Заказчик получит свои хотелки максимально быстро. Правда это не решает проблемы с большим переключением у менеджеров и команды. И не дает заказчику возможности прогнозировать бюджеты. Годится только если есть нормальный уровень доверия между всеми лицами.
- Paywall. Мелкая, разовая техническая поддержка будет стоить офигенно-дорого, именно из-за больших транзакционных расходов. Особенно если на каждый мелкий тикет нужно чуть ли не тендерную процедуру проходить.
- «А мы не занимаемся поддержкой». Встречал такое, причем чаще, чем хотелось бы. Очень частый запрос: «Возьмите проект на поддержку, старая команда отказалась / распалась / нежжот». В коде обычно ад, садом и гомора. «Довести до ума» порой очень сложно. Несколько раз вписывался в такие проекты, пару таких — спасли. Но это всегда было очень больно.
- Сделать бесплатно. Применяем на разовых задачах с клиентами, где есть дружеские отношения. Помощь по-братски, вирусы с сервера вычистить, или типа того. Понятно, что решение штучное и не масштабируемое.
- Решение на букву «С». Смирись.
- Мазохисты-трудоголики. Найти кого-то, кто готов делать мелкие, разнородные задачи на потоке, качественно, с гарантией результата за еду. Есть такие на примете?)
- ChatGPT путь поддержкой занимается. У него оценку и спрашивайте :)
Всё. Больше хороших вариантов нет. И тенденция такая, что даже крупные компании (типа гугла) дистанцируются от поддержки так, что их не достать километровой палкой. Дорого и муторно.
NoCode, T&M + PayWall, либо «извините, у меня нет сейчас мощностей».
Больше полезного — в блоге Владимира Завертайлова в Telegram.