Как не надо разрабатывать онбординг
Вот пример онбординга сайта с конструктором лендингов.
1. У вас нет онбординга вообще
Пока мы создаем продукт, тратим десятки часов на разработку, добавление возможностей и функций: от придумывания до реализации, в самых мельчайших подробностях. Естественно, в итоге мы знаем продукт как свои пять пальцев. А пользователи — нет.
Мы можем думать, что приложение, над которым работали, очень простое и интуитивно понятное, и адаптация пользователей не нужна. Но это почти никогда не бывает правдой. Если провести пользователей по продукту, помогая на каждой остановке, — это поможет удержать их, преобразовать их действия в конверсию и, в конце концов, зачем они вообще к нам пришли — удовлетворить потребность.
Есть случаи, когда адаптация и правда не нужна:
- Продукт действительно слишком прост и едва ли сможет запутать пользователя при любом сценарии;
- У продукта шаблонная структура, как у других аналогичных продуктов из этой же категории (например, этим часто пользуются социальные сети и интернет-магазины);
- Продукт полностью соответствует дизайн-гайдам Google или iOS, где есть общий шаблон разработки для приложений;
- Продукт слишком сложный — тогда и адаптация не поможет, нужно будет организовать специальное обучение.
2. Вы думаете, что и так все понятно
Если в процессе адаптации вы начинаете общаться с недавно зарегистрированным пользователем с терминами, специфичными для вашей сферы, или сразу давать слишком много информации, то, скорее всего, запутаете и испугаете его — новичок пока вне контекста. Попытка адаптации провалится и окажется бесполезной.
3. Вы адаптируете пользователей ко всему подряд
Если основная проблема из предыдущего пункта в том, что адаптация может быть слишком непонятной для новых пользователей (они пока вне контекста), то отсутствие контекста — еще хуже. Так обычно происходит, если адаптация завязана только на одной точке взаимодействия, а остальная часть продукта не учитывается.
Если вы в процессе адаптации вдруг решили рассказать пользователям о чем-то, то вы заставляете их оторваться от самого главного, зачем они к вам пришли. Вспомните сами, как ни с того ни с сего сайт начинает вам рассказывать разом о всех скидках и акциях, предлагает подписаться на рассылку, показывает самые популярные товары… а вы еще даже не поняли, как фильтром товаров пользоваться.
После такого внезапного появления информации, которая пользователю не нужна (пока или вообще), едва ли он захочет что-либо делать дальше на вашем сайте или в приложении. В онбординге нужно показывать ту информацию, которая будет помогать ориентироваться в продукте и не более.
4. Вы заставляете пользователей проходить адаптацию
Есть заядлые интернет-серфингисты, которые всякого повидали. Если их обязать пройти адаптацию, скорее всего, это их это будет раздражать и они просто уйдут. Нулевая пользы им, нулевой профит вам.
Важно позволить пропустить части онбординга, которые пользователи посчитают для себя бесполезными. А остальные, если захотят и им действительно это будет нужно, могут пройти весь цикл адаптации.
5. Вы разрабатываете адаптацию, основываясь на предположениях
Надо не только исходить из принципа «мы не наши пользователи», но и учитывать только реальные факты при проведении брейнштормов по функционалу адаптации. Чтобы онбординг не строился на теориях и легендах, вот что нужно сделать:
- Интервью с пользователями. Проводить их нужно до любых разработок. Опросы пользователей помогут составить краткий список основных функций и расставить приоритеты с точки зрения их значимости, чтобы адаптация была сосредоточена на наиболее важных функциях.
- Тест юзабилити. Проведите не менее 5 сеансов тестирования юзабилити с пользователями, чтобы убедиться, что адаптация выполняет свое назначение.
6. Вы даете пользователям уходя-уходить
Люди могут не любить адаптацию по многим причинам, поэтому стоит дать им возможность вернуться к ней, когда они захотят того сами. Пришлите им об этом напоминание по электронной почте или через push-уведомление. Ненавязчиво, как бы между делом. Мол, если вдруг тяжко и непонятно у нас, то вот есть помощник.
Вот отличный пример электронного письма от InVision:
7. Вы запрашиваете у пользователя слишком много информации
Лучше не просить недавно зарегистрированных пользователей предоставить данные банковской карты. Да, мы все думаем о том, как побольше заработать — в этом нет ничего постыдного. Однако сегодня зарабатывают больше денег те, кто сначала показывает пользователям ценность и пользу продукта/услуги, а затем уже все остальное. Будьте хитрее :) Мотивируйте пользователей поделиться своими финансовыми данными более тонким способом, уделив особое внимание качеству обслуживания клиентов. То же касается и заполнения огромных простыней-анкет для ваших клиентов.
На первых этапах взаимодействия между вами и пользователем все сводится к тому, чтобы просто доверять пользователю и завоевать его доверие. Мы можем попросить небольшую услугу, когда уже построим прочные и длительные отношения.
Нота бене: если в адаптацию подключается представитель компании (амбассадор, менеджер, основатель), то он должен выступать в роли гида по продукту. Его цель в самом начале та же — завоевать доверие.
8. Адаптация ради адаптации (модно же)
Даже идеальный онбординг может раздражать своим наличием (поэтому мы даем возможность ее пропустить). Бессмысленная адаптация и вовсе вводит в недоумение, собьет с толку и выключит пользователя из контекста (он же вроде купить что-то пришел, а не разбираться с невнятными стрелочками и кнопочками) — это не совсем то, зачем делается онбординг.
Как вы познакомите пользователя со своим продуктом, так и будет он его воспринимать дальше. Онбординг поможет вам завоевать сердца новых пользователей и укрепить лояльность к бренду — отнеситесь к нему серьезно.
Статья подготовлена на основе материала 8 easy ways to ruin your user onboarding.