спайк
Как стать № 1 по креативу для FMCG? В этом году уже никак!
![](https://s29805.cdn.ngenix.net/upload/tilda/8b7/8b7764fd444300f34e8395aa86e65949.jpg)
Владимир Завертайлов
СПАЙК | Agile Marketing Agency, координатор,
Сибирикс, scrum-студия, генеральный директор
Сибирикс, scrum-студия, генеральный директор
Хорошие новости под конец 2015 года. СПАЙК стал № 1 по КРЕАТИВНОСТИ в самом жадном до креатива сегменте — FMCG (потребительские товары). Учитывая, что за неделю до этого мы разделили третью строчку в Лучших разработчиках с легендарными Creative People (которые поймали белку), попутно забрали 5-е место в интернет-коммерции и еще пачку каких-то наград в разных категориях — с 8 по 14 места, наверное, нам было бы честно рассказать, за счет чего.
Итак, про КРЕАТИВ!
![](https://s29805.cdn.ngenix.net/upload/tilda/25c/25c7970e64ac2ce13fd2bde9430329ec.jpg)
Принципы креатива
1. Флагманский проект, хотя бы иногда
![](https://s29805.cdn.ngenix.net/upload/tilda/850/850686ed29baa1868a10b93a093d1f2b.jpg)
Нам нужны проекты, на которых мы обкатываем новые для нас технологии. Или пробуем что-то нестандартное. Такие проекты, которые бросают нам вызов. Сможем ли мы это сделать?
Если проект получил зеленый свет — это практически безграничные ресурсы, которые мы готовы тратить на его воплощение. Выбор флагманского проекта — это ощущение где-то на первой его трети, что будет бомба. Что идею не зарубят на корпоративных согласованиях. Что продукт, для которого мы делаем сайт, не какая-то пустышка, а реально клёвая вещь.
Если проект получил зеленый свет — это практически безграничные ресурсы, которые мы готовы тратить на его воплощение. Выбор флагманского проекта — это ощущение где-то на первой его трети, что будет бомба. Что идею не зарубят на корпоративных согласованиях. Что продукт, для которого мы делаем сайт, не какая-то пустышка, а реально клёвая вещь.
2. Много-много смотреть
![](https://s29805.cdn.ngenix.net/upload/tilda/e2f/e2fc0c3ce4a69b1a9a21bde0546f500b.jpg)
Дизайнер обязан пропускать через себя тонны дизайнов. Ежедневно. Смотреть и учиться. Мы пришли к выводу, что это нужно не только Дизайнерам, но и менеджерам, и аналитикам. Каждое утро мы смотрим сайты дня, которые подобрали наши аналитики. Самое интересное попадает в наш твиттер с тегом #SOTD. Чтобы структурировать увиденное, мы завели PinTerest, на который нужно обязательно подписаться. Так можем довольно быстро найти идеи
и сайты, которые нас вдохновляют.
и сайты, которые нас вдохновляют.
3. Истреблять «дизайн ради дизайна» и «шаблоны Wordpress»
![](https://s29805.cdn.ngenix.net/upload/tilda/35d/35d9761450aa5a1ac06f507fa192d8d5.jpg)
Есть много креативных методик, о которых мы подробно рассказывали здесь.
У нас прижились:
Последовательность очень сильно влияет на результат. Я заметил, что если сделать подробный прототип, то — даже несмотря на то, что он черно-белый — заказчики прикипают к нему, и у нас остаётся мало маневра для креатива.
Или выкидывать прототип ради Идеи, или красить.
У нас прижились:
- метод персон;
- мудборды;
- классические брейнштормы (Дизайнер+АртДиректор+Менеджер или Дизайнер+АртДиректор+Менеджер+Аналитик);
- скетчи, варефреймы и прототипы.
Последовательность очень сильно влияет на результат. Я заметил, что если сделать подробный прототип, то — даже несмотря на то, что он черно-белый — заказчики прикипают к нему, и у нас остаётся мало маневра для креатива.
Или выкидывать прототип ради Идеи, или красить.
Если первым рисовать скетчи — есть риск получить «дизайн ради дизайна»
Бывало по всякому. Но если красить — получаются аккуратные макеты. Которые полностью решают задачу, полностью попадают в ожидания клиента, но... Но с которыми нет никаких шансов получить медальку на конкурсе:) Я их называю «шаблоны для Wordpress». Хотя, повторюсь, требования и задачи клиента будут решены очень хорошо.
Если первым рисовать скетчи — есть риск получить «дизайн ради дизайна». Чешущий ЧСВ дизайнера. Или клиента. Это из области «добавьте больше креатива» или «дорисуйте в шапке wow-эффект».
Если первым рисовать скетчи — есть риск получить «дизайн ради дизайна». Чешущий ЧСВ дизайнера. Или клиента. Это из области «добавьте больше креатива» или «дорисуйте в шапке wow-эффект».
Наша задача — найти годный компромисс между этими двумя крайностями. Именно поэтому дизайнер/артдиректор проводят брейнштормы еще до прототипа, в паре с аналитиком.
Экспериментируя, мы пришли к выводу, что наиболее рационально действовать так: Агрегация требований -> Мудборд -> Идея -> Скетч (прототип) -> Проверка требований -> Дизайн
Когда-нибудь мы научимся и контент писать заранее:)
4. Рациональная системность
![](https://s29805.cdn.ngenix.net/upload/tilda/554/554b0498ac840f08af8706bc2f0cb26d.jpg)
Первое, что нужно сделать — изучить продукт или услугу, которой будет посвящен проект. У нас хорошо поставлена аналитика, и первые несколько дней работы над проектом мы посвящаем именно этому: анализу продукта, конкурентов, персон. Словом, всего, что вокруг.
Второй шаг, и это самое важное в креативных проектах, найти какой-то инсайт о продукте. Скрытую потребительскую правду. Или ключевое сообщение, которое в итоге мы обыграем в дизайне. Здесь мы решаем вопрос, как привлечь к продукту внимание. Какая будет фишка на проекте. За счет чего посетитель залипнет на этом сайте.
Второй шаг, и это самое важное в креативных проектах, найти какой-то инсайт о продукте. Скрытую потребительскую правду. Или ключевое сообщение, которое в итоге мы обыграем в дизайне. Здесь мы решаем вопрос, как привлечь к продукту внимание. Какая будет фишка на проекте. За счет чего посетитель залипнет на этом сайте.
Второй шаг, и это самое важное в креативных проектах — найти какой-то инсайт о продукте. Скрытую потребительскую правду
Третий шаг — проверить значимость найденного нами инсайта. Не заигрались ли мы в креатив? По сути нам нужно сверить нашу идею с тем, что мы проанализировали на первом шаге.
Такой подход нужно постоянно держать в голове, чтобы не нарисовать инопланетян, спаривающихся с негритянкой для рекламы мороженого в Новосибирске.
Такой подход нужно постоянно держать в голове, чтобы не нарисовать инопланетян, спаривающихся с негритянкой для рекламы мороженого в Новосибирске.
5. Дизайнеры рулят!
![](https://s29805.cdn.ngenix.net/upload/tilda/aa3/aa383c1030eaa8bfe7efdcab42e836f0.jpg)
Даже когда всё уже нарисовано — дизайнер видит, контролирует и направляет команду разработки. Не просто отдал и забыл, а знает, что сейчас происходит на проекте. Ругается на верстку. Что-то допиливает на анимации. Отсматривает итоговый проект. Плюется на то, как клиент вставил неоттипографированный текст, и заставляет менеджера «разобраться со всем этим гребаным адом». Выдаёт люлей контент-менеджерам. Словом, фанатично дожимает всех, чтобы было «как надо».
Даже когда всё уже нарисовано — дизайнер видит, контролирует и направляет команду разработки
Таки да, не всегда амбиции дизайна будут удовлетворены. На это может банально не хватить никаких бюджетов (исключение — флагманский проект) или сил достучаться до разума человека с CMS. Но если результат небезразличен студии и клиенту, если от дизайнера не отмахиваются катахрезами «да, это важно, но у нас нет времени», это сильно улучшает карму проекта.
И на десерт
И на десерт
Что бы там ни говорили — 90% успеха зависит от КЛИЕНТА и ЕГО ПРОЕКТА. И я благодарен, что нам позволяют время от времени похулиганить и поэкспериментировать. Сделать что-то реально клёвое и довести дело до конца.