Закончили на днях большой проектище, над которым начали неусыпно трудиться, совершая возвратно-поступательные движения напильничком, еще в прошлом году. И так вышло, что его сдача совпала с публикацией той самой любопытной статистики от Анатолия Денисова (это где говорится, что приличную долю IT-проектов доверяют делать фрилансерам). Мы, мягко говоря, озадачились.
Отбросим представителей веб-студий на фри-лансе.ру. Возьмем только гордых «одиночек». Их можно условно поделить на тех, кто:
Что привело нашего гипотетического Заказчика на фриланс? Желание сэкономить. Конечно, это желание не настолько сильно, чтобы штурмовать сложный проект армией клонов (1). Поэтому Заказчик взвешивает свой бюджет и вербует одного Дарта Вейдера (3) и пару-тройку галактических наемников (2). Сообщает им стратегические планы и отсчитывает треть кредитов сразу (с наемниками всегда так). Думаете, победа уже в кармане?
На ближайшие несколько месяцев в обязанности самого Заказчика будет входить:
- Работа арт-директором, главным по дизайнам;
- Работа техническим директором, главным по коду;
- Работа менеджером, главным по переговорам и мотивации;
- Работа QA, главным по качеству (да, да, ручками перебирать сценарий за сценарием);
- А еще хранение у себя актуальных макетов, сборок, их своевременная передача от исполнителя к исполнителю, контроль по типу «чтобы никто не слился» и многое другое.
В общем-то, Заказчик может найти на том же фрилансе и IT-менеджера, и арт-директора, и грамотного технического консультанта, и бригаду тестировщиков. Заплатить каждому и сидеть на измене, боясь, что проект вот-вот развалится на составные части.
Собственно, за что вы «переплачиваете», обращаясь в профессиональную студию — так это за организованные внутренние процессы и контроль качества. Если по-другому — за «не болящую голову». Что и предпочел наш клиент.
Итак, начало работы — это переговоры. Нам нужно получить функциональную доску объявлений Prodam.ru. Для того, чтобы зафиксировать все идеи, мы активно применяем анализ записанных телефонных разговоров и «карты разума». Примерно так выглядела программная логика проекта (вернее, его малой части), пока на бумаге:
Слева — дерево каталогов из прототипа, который и был вторым этапом разработки. Преимущество прототипа очевидно (кто еще не пользуется):
- На прототипе все можно потрогать руками.
- Правка в прототипе в десятки раз дешевле, чем правка в готовом проекте, на «рабочем» сервере.
В общем, сплошное счастье.
Дизайн сразу отдаем арт-директору под чуткую опеку — это позволяет избежать лишних итераций при создании макета. Поэтому, наверное, будет неуместно приводить здесь весь рабочий процесс — от шага к шагу макеты изменяются очень незначительно, лишь кое-где «приспосабливаясь» под вновь возникающие идеи. Вот такую главную страничку получаем:
Задуманный функционал реализуется по шагам, от главного к второстепенному (одно из главных правил Scrum’a). Это дает целых две ну очень полезные возможности:
- Заказчику — отслеживать прогресс, по ходу предлагая новые функции. А при желании — запустить проект в «урезанной» версии и начать продвижение хоть сразу.
- Отделу QA — беспроблемно тестировать работающий продукт, выявлять несоответствия, оперативно улучшать юзабилити.
Бегло пролистаем основные функции:
У нас есть личный кабинет, где пользователь может производить знакомые с детства манипуляции: придумать текст объявления, приклеить к нему фотографии и разместить в подходящем разделе.
Продавать, покупать и обменивать можно и без регистрации на ресурсе, в этом случае вам выдадут «ключ», по которому вы будете отслеживать состояние объявления. Но удобнее всё-таки завести свой кабинет.
У привилегированного пользователя появляется такая возможность, как «рыбалка». Работает по принципу «я искал, где в Барнауле купить кожаный диван за 2000 руб. и ничего не нашел (как так?!). Сохраню запрос, как только что-то появится — мне об этом сообщат».
Для самых нетерпеливых в личном кабинете предусмотрено несколько способов продвижения объявления в топ. Здесь же — привинчена оплата через робокассу и система фильтрации отображаемых разделов на сайте. Не говоря уже о удобном редакторе, загрузчике фотографий и бартеру по методу «перетащи меня на свой товар» (который drag’n’drop).
Результат: Клиент получил полностью работоспособный проект, который планирует развивать в будущем силами проверенных партнеров (это нас то есть, ага :) ). Здравый смысл торжествует, Темная Сторона прикуривает от бластера в сторонке.
В статье использованы графические материалы с сайтов:
www.brickartist.com
www.minifigures.co.uk