Владимир Завертайлов про заказную и продуктовую разработку
Тренды этой весны
Сибирикс

Тренды этой весны

Владимир Завертайлов про заказную и продуктовую разработку
Мы разрабатываем на заказ сложные и высоконагруженные web-проекты и развиваем собственное приложение для планирования дел и задач — SingularityApp. Так что можем посмотреть на ситуацию с двух сторон.

Тренды в заказной разработке

Про тренды в заказной разработке, которые наблюдаем, я подробно писал в конце марта у себя в телеграм-канале. С тех пор мало что изменилось, разве что начали потихоньку оттаивать проекты, которые клиенты заморозили в ожидании развития событий. Итак:
1
Сначала все притихли.
2
Затем часть клиентов попросили форсировать работу. Меньшая часть пребывает в растерянности до сих пор. Причем некоторые вместо того, чтобы решать реальные бизнес-проблемы, перестраивать цепи поставок и т. д., сфокусировались на игре в шрифты и выдумывании ненужных функций к ТЗ. Часть клиентов реально находится в состоянии «наверное, расходимся… или может не расходимся». В основном это те, кто работает с поставщиками из Европы.
3
Мы видим, как часть рекламных бюджетов (предназначавшихся на продвижение в закрытых сейчас зарубежных соцсетях) перетекает в разработку — бизнес готов улучшать свои сервисы, сайты и приложения.
4
Госконтраты подписываются и тендерятся в штатном режиме.
5
Многих клиентов коснулись разного вида атаки. В основном ddos. Многие серьёзно усилили безопасность и продолжают работать в этом направлении. Нам, как компании, оказывающей в том числе и техподдержку, приходилось помогать, в том числе вечерами и по выходным. Тут все сложно. Управление безопасностью — это как управление автомобилем, который в пропасть летит, а за рулем сидит медведь, который руль крутит, на бибикалку жмет. Вроде чем-то управляет, а толку?
6
Наш поток лидов практически восстановился примерно к середине марта. Как обычно по весне выросло количество запросов на странные стартапы. Но и нормальные лиды в целом восстановились. Запросов на проекты, которые теоретически можно сделать «из коробки» или на конструкторе стало резко меньше. А вот аналоги сложных зарубежных сервисов — сейчас основное, что обсуждаем с новыми клиентами.
7
В конце марта пошёл всплеск обращений с запросами: «Наша материнская компания сказала, что закрываемся и расходимся. А мы решили что не дождутся: каналы есть, средства производства — тоже. Меняем вывеску и срочно нужен сайт». Однозначно, вырос спрос на Tilda-сайты. А мы обсуждаем проекты по автоматизации того, что было автоматизировано силами головной компании. Сейчас много говорят про кейс OBI, так вот — сейчас такое повсеместно.
8
На рынке начали появляться свободные руки, которые раньше работали на зарубежье. Пока не много, но тренд заметный. Хорошего мало, но как есть. Уровень зарплат по рынку скорее проседает. Вероятно будет коррекция по ранее перегретым вакансиям.
9
Очень много джунов — начинающих специалистов, которых сейчас просто никто не берет. Они с надеждой пытаются впрыгнуть в убегающий digital-паровоз. Всех утомил их карьерный трек: пристроиться куда-то, набраться опыта, перейти через пол года в другую компанию на оклад x2. Очень рискованная инвестиция, съедает ресурсы компании без внятных перспектив. Некоторые компании и раньше пытались подстраховаться хитрыми ученическими контрактами, но это не решало проблему в целом. Короче, джуны попали, и это не совсем их вина. Это их беда. Не знаю, чем посоветовать. Учитесь, больше пишите код, переставайте быть джунами, идите куда берут…

Продавать приложение стало сложнее

1
У нас шла реклама в сторах и через Google. Для России эти каналы больше недоступны. Но мы с самого начала активно использовали контент-маркетинг: свой блог про управление временем и группы в социальных сетях, в том числе Вконтакте и Telegram.
2
Еще одна сложность была связана с ограничениями по оплате, которые сначала ввели для владельцев карт российских банков, а потом и просто для пользователей сторов из России. Мы оперативно отправили пользователям уведомления, что в России можно и нужно переходить на оплаты по карте через сайт вместо Google Play и Apple Pay. Пользователям, которые оплачивали картами иностранных банков мы, наоборот, рекомендовали перейти на оплату через Apple и Google.

Несмотря ни на что — база пользователей продолжила расти, и сейчас это достижение.

По поводу мер поддержки

Самое интересное на самом деле — отсрочка от призыва в армию для программистов. Позволила снизить настроения «пора валить» из-за страха попасть под призыв.

А вот налоговые льготы, это скорее актуально только для очень крупных игроков. Большая часть ИТ-компаний, занимающихся разработкой, используют УСН. Просто потому, что основная статья расходов — заработные платы, а значит — входящего НДС нет. Перейти на общую систему — значит или автоматически потерять 20% от оборота или поднять на ту же величину цены. Так что налоговые льготы повлияли на рынок незначительно.

Больше полезного — в блоге Владимира Завертайлова в Telegram.