Когда налоговая просит у студии документы по проекту, которые ей в общем-то не надо
Все хотят контролировать интернет?
Сибирикс
Все хотят контролировать интернет?
Когда налоговая просит у студии документы по проекту, которые ей в общем-то не надо
Неделю назад нам пришел запрос (внимание!) НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ, которая, проверяя заказчика сайта, решила выяснить чо-как и у подрядчика. Список предоставляемых финансовых документов не пугает. Это ее, налоговой, вотчина. А вот дальше — интересно:

  • Техническое задание по созданию сайта.
  • Кто является администратором доменного имени, использует индивидуальные пароли для связи с регистратором и управления "личным счетом Договора", кто оплачивает услуги по регистрации и поддержке функционирования доменного имени.
  • ФИО физических лиц, которые представляли интересы Заказчика и Подрядчика в финансово-хозяйственных взаимоотношениях.
  • (!!!) IP-адрес,используемый Заказчиком при входе на сайт.
  • Доменное имя, используемое Заказчиком.
  • Письменные заявки на передачу прав администрирования другому лицу в отношении использования доменного имени.
Получить подобный запрос может КАЖДАЯ СТУДИЯ/АГЕНТСТВО про ЛЮБОГО своего клиента. Мы опросили коллег из других агентств — ситуация не редкая: кто-то старается предоставить максимум бумажек, чтобы только отстали, другие, наоборот, отписываются на запрос по-минимуму, а остальные странные требования отвергают, списывая всё на NDA или внутренние регламенты.
По сути налоговая через студии запрашивает технические данные по интернет-проектам, их администраторам и разработчикам. Да, возможно (и скорее всего) они проверяют факт выполнения работ, а возможно пытаются контролировать интернет — так сразу не разобрать. Шутка.

Мы на запрос ответили. И в этом материале разберем, как стоит отвечать, чтобы максимально избежать рисков, если вам пришел аналогичный запрос про вашего клиента. Для того, чтобы не скатиться в канцелярит, постараемся описать суть максимально простым языком.
1. Техническое задание
В нашем случае попросили поднять ТЗ по проекту 2015 года. Хотя при работе по SCRUM тех. задание — артефакт странный, его по привычке просят многие. Так что чаще всего техническое задание есть. Дальше оно по частям переносится в бэклоги, по которым идет работа.

Только почти всегда на больших проектах ТЗ расходится с проектом после 2-й итерации, не говоря уже о проектах, которые развиваются, поддерживаются и трансформируются несколько лет. Что попросят дальше? Выгрузка всех тикетов из таск-трекеров для налоговой?

Самое интересное, ТЗ — это, как правило, РЕЗУЛЬТАТ РАБОТ, права на которые передаются заказчику в ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ. А значит, такое требование инспекции сопоставимо с тем, чтобы передать им исходный код проекта или исходники макетов. На наш взгляд, это однозначно незаконно. В комментариях написали, что и тикеты из таск-трекеров могут попросить запросто, и даже пригласить сотрудников «побеседовать».
Наш ответ:
Нам повезло — налоговая запросила данные за период, когда по проекту выполнялись только работы по технической поддержке. Соответственно, требование можно было отклонить по формальному признаку. Если у вас не так, но вы пользуетесь нашими шаблонами документов — ссылайтесь на то, что Техническое задание является результатом работ, а значит — собственностью Заказчика.
2. Информация о том, кто является администратором доменного имени, использует пароли, оплачивает хостинг и домен
Какой шаг будет дальше? Если утрировать, это уже близко к «Дуров, отдай ключи»? Более того, в рамках договора на разработку сайта эти работы чаще всего не выполняются. Домен регистрируется в три клика на сайте того же nic.ru, и заказчики уже давно делают это самостоятельно. С хостингом — аналогично. Мы обычно только консультируем по выбору оптимальной площадки.
Наш ответ:
3. Перечень конкретных людей с фамилиями, кто курировал проект
Непонятно, как это вяжется с законом о передаче персональных данных. Но интуитивно требование — «за гранью». Интересно, если это требование все же законно, как должны выкручиваться подрядчики, использующие труд фрилансеров. Указывать что-то вроде «fl31345» (у нас такого нет, расскажите, кто сталкивался)? Впрочем, интерес чисто спортивный, у нас доселе все инхаус.

Договор с обеих сторон подписывали директора. Их и указали. Тем более, что менеджеры и на стороне заказчика, и у нас уже давно поменялись.
4. IP-адрес, используемый при входе на сайт
Трактуйте, как хотите :) У нас фантазии не хватает, чтобы понять, что имел в виду автор. Ну разве что указать маску подсети /0.0.0.0. Гадать сильно не стали, ответили, что информация не относится к работам по Договору и мы как Подрядчик ей не располагаем.
5. Доменное имя, используемое Заказчиком
У нас сайт был в рамках этого договора доделан и опубликован. Информация не секретная: в Договоре у нас прописано право на анонсирование результата работ. Есть и публикация про проект в блоге. Просто указали домен. Но что делать, если по какой-то причине проект в итоге не запущен? Бывает, что до релиза проходит больше года, пока клиент собирает контент, или вообще релиз не случается. А если у Заказчика уже новый сайт (четыре года — очень серьезный срок)?
6. Письменные заявки на передачу права администрирования другому лицу в отношении использования доменного имени
Непонятно, почему это должно быть у подрядчика, который делал сайт? Также ответили, что к договору это никак не относится.
Мы рекомендуем следующий порядок действий при встречной проверке
1. Свяжитесь с клиентом, в отношении которого ведётся проверка, и согласуйте перечень документов, которые вы планируете предоставить.

В случае расхождений между данными, полученными от вас и от контрагента, с цепи спустят налоговых инспекторов, которые будут искать, как эти отклонения повлияли на правильность формирования налоговой базы. Причем, уменьшение налоговой базы налоговики зачастую могут найти на ровном месте. Придется доказывать, что это не так, через суд. Оно вам надо?

2. Проконсультируйтесь со своими юристом и бухгалтером.

3. Соберите нужные документы и составьте вместе с юристом пояснительную записку в ответ на уведомление налоговой службы. Только не забудьте проверить, что в договорах могут быть совсем конфиденциальные данные, которые налоговой уж точно незачем. Например, у нас в Приложении на техническую поддержку указываются все явки-пароли для работы с сайтом. Пришлось выкручиваться:
А если просто не ответить?

Норма, на которую ссылается налоговая (статья 93, пункт 2 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ), предполагает, что непредоставление запрошенных документов в отведенный срок (10 рабочих дней) аукнется — если на пальцах, без канцелярита:

  • штрафом 200 рублей за каждую бумажку + 5000 рублей за сам факт непредоставления.

А для стимуляции, если вдруг не успели предоставить:
  • блокировкой расчетного счета до того момента, пока вы будете искать бумажки или доказывать, что эти бумажки предоставлять не должны.

Также игнорирование запроса может стать поводом для выездной проверки вашей компании.
Отвечать на запросы налоговой, однозначно надо. И проигнорировать требование не получится: если вы не успеваете получить любое требование от налоговой в течение 5 рабочих дней, у нее есть полное право заблокировать ваши расчетные счета. Если получить и не ответить — тоже самое. Отдавать лишнее тоже не стоит: чем больше документов вы отдаете, тем больше возможностей у налоговой к чему-то придраться, а у вас — шансов нарушить договоренности о конфиденциальности с контрагентом.


Анна
Финансовый директор scrum-студии Сибирикс