Рассказываем, что такое VR, AR, MR. Объясняем, почему скоро они станут нашей обыденностью. Удивляем современными примерами использования. Прогнозируем, до чего может докатиться прогресс.
Нереальная реальность
Сибирикс
Нереальная реальность
Рассказываем, что такое VR, AR, MR. Объясняем, почему скоро они станут нашей обыденностью. Удивляем современными примерами использования. Прогнозируем, до чего может докатиться прогресс.
VR, AR, MR — знакомимся ближе
Виртуальная реальность (VR - Virtual Reality)  — очки, шлемы, жилеты… Игры с полным погружением, полеты над океанами, экстремальные приключения без риска… Многие слышали об этом, кто-то видел людей в VR-масках, которые довольно странно себя ведут. Немало и тех, кто успел испытать виртуальную реальность на себе.
VR полностью изолирует пользователя от реального мира в пользу искусственно созданного цифрового пространства. Картинка и звук из жизни полностью вытесняются, и человек отдается во власть фантазии сценаристов, разработчиков и дизайнеров.

Виртуальная реальность позволяет обманывать мозг и заставлять его ощущать скорость, терять равновесие. Иногда люди пытаются трогать вымышленные предметы, преодолевать «поддельные» препятствия и пр.

Кстати, VR — это не обязательно какие-нибудь надеваемые девайсы. Вот, например, экранная версия цифрового погружения (можно двигать картинку пальцем или мышкой). Вау-эффект с замиранием сердца вряд ли случится, но «на первый раз» может впечатлить.
Дополненная реальность (AR — Augmented Reality) не отстраняет человека от привычного видения и восприятия, но дополняет их новыми элементами, которые накладываются поверх реальной картинки.
И тренировка, и игра. За попадание в виртуальные арки начисляются очки.
AR доступна пользователям через экран смартфона, но также существуют специальные очки для получения информации без помощи рук. Некоторые модели (например, от Intel или North) практически неотличимы от обычных очков для коррекции зрения.
О дополненной реальности многие узнали во времена пика популярности Pokémon Go в 2016 году. Сейчас AR гораздо шире сферы игр. Используется на сложных производствах, в навигации, в торговле и пр. Наберитесь терпения, крутые примеры и возможности использования покажем чуть позже.
Вначале были те первые приложения, и люди смотрели на них и говорили: «Это какая-то ерунда…». А затем шаг за шагом всё начало двигаться… и теперь вы не можете представить себе жизнь без приложений. С дополненной реальностью так же. Это будет фурор.

Тим Кук
генеральный директор Apple
Спектр реальностей. От обычного мира до виртуального. AR примерно посередине.
Дополненная и виртуальная реальность – два родственных технологических направления, которые, тем не менее, нужно чётко разделять из-за особенностей восприятия информации пользователем. В дополненной реальности обогащается реальное окружение человека, а виртуальная реальность заменяет его тем, что генерирует компьютер.

Алексей Лисовицкий
редактор блога об AR- и VR-технологиях Holographica.space
VR и AR легко отличимы друг от друга. Но все меняется, когда в результате их слияния появляется третье явление — смешанная реальность (MR — Mixed Reality). Сложно понять, на кого из родителей она больше похожа, но нередко ее путают с AR.

Смешанная реальность не просто накладывает новую информацию поверх привычного мира, а естественно «вживляет» ее в правдоподобные, но виртуализированные объекты действительности.

Подозреваем, что некоторые из вас плохо поняли на словах, что представляет собой MR. Покажем на картинках:
Слева — дополненная реальность, справа — смешанная.
Существует еще два тематических термина:

RR  — реальная реальность :) Это тот обычный мир, который мы видим, когда на глазах ничего не надето, а смартфон тихо лежит в сторонке.

XR - перекрестная реальность. Пока это редко используемая аббревиатура. Означает трудноразделимое сочетание всех возможных реальностей. Не исключено, что в будущем она сможет заменить все остальные …R (когда все настолько смешается, что в итоге будет Х… пойми что :)
Разработки, которые вас точно удивят
Запахи для виртуальной реальности
Успешно воздействовать на слух и зрение уже научились. Чтобы еще сильней оторвать пользователя от реальной жизни, нужно включать в VR и остальные органы чувств человека.

Уже существуют прототипы перчаток и костюмов с эффектом обратной связи. А недавно японская компания Vaqso решила взять на себя разработку устройства, имитирующего запахи. Оно совместимо со всеми гарнитурами виртуальной реальности.
Внутри девайса устанавливаются картриджи с подходящими под тему погружения ароматами. Например, океана, пороха, леса, земли, кофе, карамели, шоколада, карри, жареной курицы, мяты, бензина, цветов, а еще… зомби и «женщины» :)

Каждое такое устройство стоит 1000 долларов. Один картридж оценивается в 70.
Можно заказать разработку любого желаемого запаха. Правда, это очень недешевое удовольствие: каждый будет стоить не меньше 3000 долларов. Но клиенты находятся… Одни из них — разработчики игры South Park: The Fractured but Whole. Брезгливым не смотреть!
Электростимуляция в измененных пространствах
В немецкой лаборатории человеко-компьютерного взаимодействия предложили решение проблемы обратной связи с предметами в дополненной реальности. Они показали портативный мышечный электростимулятор, который заставляет пользователя чувствовать виртуальные объекты при взаимодействии с ними.

Ток низкого напряжения передается на запястья, бицепсы, трицепсы и плечевые мышцы. Кто уже опробовал на себе новинку, признаются, что испытывали усталость при физической работе с вымышленными вещами.
Синтетическая кожа дополненной реальности
Группа учёных из четырёх институтов Австрии и Германии предложила не просто усилить вовлеченность органов чувств в виртуальные реальности, но и добавить человеку новые сверхприродные возможности.

Они представили новый класс интерактивных устройств — тончайший синтетический кожный покров с датчиками, которые позволяют почувствовать электромагнитное излучение.

Пользователь с новой «кожей» может легко взаимодействовать с магнитными полями, передавать в компьютер положение тела и манипулировать объектами без физического контакта.

Технология может быть полезна не только в AR. Если сделать магнитные поля частью интерфейсов, устройства ручного ввода данных могут навсегда уйти в прошлое.
VR анализирует эмоции
Экспериментальная гарнитура XTAL VR от VRgineers совмещена с датчиками электроэнцефалографии. Она собирает данные об импульсах мозга пользователя. Также устройство имеет функцию отслеживания глаз. Такое сочетание позволит системе выявлять, измерять и анализировать эмоции и намерения человека. Есть вероятность, что на основе этих данных очки в будущем смогут корректировать контент, опираясь на настроение юзера. Среди других перспективных направлений использования таких очков указывается изучение реакции потребителей на какие-либо рыночные новинки.
Скорая победа над морской болезнью в VR
Согласно исследованиям, опубликованным ScienceNews, примерно треть пользователей сообщают о тошноте во время нахождения в виртуальной реальности. Эта проблема способна тормозить активное развитие отрасли.

Над этой проблемой трудились специалисты Otolith Labs. Они выявили причину морской болезни: наш мозг воспринимает VR как движение, в то время как тело находится в покое. Такой диссонанс и вызывает неприятные симптомы. Для обмана вестибулярного аппарата они предложили небольшое устройство, генерирующее серию вибраций.
Прибор создает незаметный человеку белый шум, который отвлекает область мозга, ответственную за баланс.
Обувь с колесиками от Google
Ограниченная свобода передвижения в неограниченном виртуальном пространстве — еще одна проблема отрасли. Пользователь в очках привязан к зоне рядом с компьютером и не может полноценно и безопасно ходить и двигаться во время погружения. Год назад 44-летний москвич погиб во время сеанса VR, ударившись головой о стеклянный стол.

Некоторые компании проектируют сложные всенаправленные дорожки, но они доступны по цене далеко не всем. А Google придумал решение проще — моторизованную VR-обувь. Двигаясь в любом направлении, пользователь всегда остается в строго определенной зоне. Пока это только патент, надеемся, скоро мы увидим эту разработку в продаже.

Коротко о других интересных событиях:

  • Qualcomm (американская компания-разработчик) обещает обеспечить виртуальную реальность в разрешении 8K уже в 2019 году.
  • Видеочат в Facebook Messenger стал поддерживать игры дополненной реальности. А в ленте новостей FB можно встретить AR-рекламу.
  • Еще одна новость с Фейсбука: недавно они оформили патент на VR-очки с двойными дисплеями. Один из них — микроэкран — находится по центру поля зрения и обеспечивает высочайшую четкость картинки. Второй дисплей выходит за рамки первого и отображает размытое фоновое изображение по периферии. Четко отображается именно та область искусственной реальности, в которую направлены зрачки пользователя.
  • Дополненную реальность стало возможно создавать в последней версии Adobe Photoshop CC с помощью инструмента Project Aero.
  • Этим летом вышел первый сериал на русском языке для просмотра в VR. Это сага «Невидимые» от голливудского режиссера Дага Лаймана.
  • Еще новость из России. Член фракции ЛДПР Борис Чернышов предложил создать Министерство новых технологий и виртуальной реальности РФ. Автор отмечает, что министерство поможет населению адаптироваться к цифровым реалиям, будет способствовать развитию экономики и укреплению благосостояния граждан страны.
  • 35-летний японец женился на героине аниме из виртуальной реальности. Никто из 40 приглашенных родственников на торжество не прибыл.
Как искусственные миры служат человечеству
Искусственная реальность — это уже давно не только развлечения и игры. В последние годы технологии погружения подросли до более серьезных сфер. Особенно тесна дружба «реальностей» и ритейлеров. Кроме этого, очки и шлемы используют в медицине, технике, проектировании и других областях. Но расскажем обо всем по порядку.
В ритейле
Дополненная и виртуальная реальности открывают необычайные перспективы по вовлечению пользователя во взаимодействие с брендом, вызывают эмоции и глубоко воздействуют на сознание и подсознание. Намного глубже, чем обычное видео или простые стенды. Показывать товары в дополненной и виртуальной реальности – лучшее, что можно сделать для того, чтобы человек стал покупателем. Наглядность, интерактивность, ощущение, что товар уже у вас в руках, которое не хочется терять – это мощные драйверы принятия решений. Эффект присутствия помогает воздействовать на потребителя.

Алексей Лисовицкий
редактор блога об AR- и VR-технологиях Holographica.space
Lowe’s, крупная североамериканская торговая сеть товаров для дома, предложила покупателям испытать опасные электроинструменты в безопасной виртуальной реальности. Одев шлем и перчатки для тактильной обратной связи, клиенты стригли живую изгородь компьютерным аналогом продающегося триммера.
Этот же магазин нашел способ полезно внедрить в свою сеть и дополненную реальность. Мобильное приложение In-Store Navigation с помощью AR служит путеводителем для покупателей по огромным торговым площадям.
Мы уже упоминали о появлении рекламы дополненной реальности в Фейсбуке. Такие объявления начали тестировать в июле 2018 года. Первыми коммерческими клиентами новой интерактивной рекламы в Facebook и Instagram стали косметические бренды, принадлежащие L'Oréal. Они разработали программы для интерактивного наложения макияжа.

Удивительно то, что изображение клиенток с мейкапом не статично — можно осматривать цифровой макияж при любом освещении и под любым углом. Также софт умеет отслеживать мимику в реальном времени. Посмотреть, подходит ли новая помада вашей улыбке — без проблем :) По сути этот продукт можно назвать зеркалом с дополненной реальностью.
Сеть магазинов одежды TopShop предложила своим клиенткам очутиться в первых рядах престижного модного показа новой коллекции. Сделать это можно было при помощи VR-очков.
Все больше продавцов одежды и обуви понимают, что будущее — за виртуальными полками и примерочными. Например, всемирно известный онлайн-магазин AliExpress сейчас вкладывает огромные ресурсы в это направление. Пользователи могут взять 3D-модель товара, покрутить в руках, рассмотреть со всех сторон, узнать дополнительную информацию, оценить с помощью AR, насколько эта вещь впишется в их образ или интерьер. А после мгновенно купить, если все устроит.
Придет время, когда исчезнут магазины. Не будет необходимости ездить, искать, сравнивать. Изучив товар в искусственных реальностях, мы будем покупать в интернете не только одежду и обувь, но и недвижимость, автомобили, предметы интерьера. И ритейлеры, и потребители в ближайшем будущем сильно изменятся.
В медицине
Компания FundamentalVR выпустила симулятор для обучения хирургов. Сочетая виртуальную реальность и тактильную обратную связь, он имитирует реальные ощущения при использовании разных медицинских инструментов на всех типах тканей организма.

В будущем в симулятор можно будет добавлять анатомические данные настоящих пациентов. Благодаря этому хирурги могут отточить навыки работы с учетом индивидуальных особенностей больного еще до предстоящей операции.
VR помогает вернуть хорошую моторику мышц после инсульта. В игровой форме пациентам предлагается поймать, схватить или бросить какие-либо виртуальные предметы. Так постепенно тренируются и восстанавливаются нарушенные функции конечностей.
В Мельбурнском университете с помощью виртуальной реальности изучают работу суставов в обычных жизненных условиях и разрабатывают новые способы лечения и профилактики болезней. Подвижная платформа и реалистичная картинка заставляют человека естественно двигаться в разных режимах. Врачи при этом фиксируют и анализируют различные физические показатели человека.
Некоторые взрослые и нередко дети боятся игл и инъекций. Если сделать укол в момент погружения человека в виртуальную реальность, то он практически не почувствует боли. Такой метод медицинских вмешательств уже практикуется во Флориде.
В технике
Виртуальная реальность помогла американскому производителю авиатехники Bell Helicopter в 10−15 раз ускорить проектирование новой инновационной модели вертолета (они сделали это за полгода вместо 5−7 лет!).

Инженеры с самого начала работали с полномасштабной трёхмерной моделью будущей машины, внося коррективы в режиме реального времени. До внедрения виртуальной реальности приходилось многократно создавать вручную тестовые макеты 1:1. По подсчетам компании VR сэкономила им десятки миллионов долларов.
Речь, конечно, идет о прототипе, а не о летном экземпляре. Такие штуки хорошо смотрятся на картинках, но когда дойдет до дела, придется решать тысячи вопросов в реальном мире. Авиация — довольно консервативная отрасль, где вопросы безопасности на первом месте. Что получится в итоге, и сколько будет стоить — на этом этапе довольно гадательно.

Владимир
Руководитель студии
Tesla снабдила каждого сотрудника автозавода очками дополненной реальности. В результате работа ускорилась, а ошибки по причине человеческого фактора сошли на нет. Очки давали работникам подсказки по калибровке, маркировке и размещению деталей, а также контролировали качество сборки техники.
Шведский концерн Volvo давно использует обе технологии себе во благо. Несколько лет назад они выпустили игру с тогда свежим седаном S60. Сегодня виртуальные технологии помогают им проектировать, управлять производственным процессом, основательно следить за качеством выпускаемых автомобилей и даже проводить краш-тесты.
В конце этого лета Apple запатентовала цифровую автомобильную систему с лобовым стеклом дополненной реальности. Умная система может подстраиваться под окружение в реальном времени и наглядно передавать водителю необходимые знания (навигация, скорость, правила проезда участка и пр.) на уровне его глаз.
Без AR не обошлось ни на земле, ни в космосе. С помощью очков-помощников в NASA собирают элементы аппарата Orion. Больше нет необходимости в многочасовых инструктажах и изучении множества сотен страниц бумажных руководств по работе.
«Неигрушечные» возможности созданных параллельных реальностей захватили мир. Но это еще далеко не расцвет их возможностей. Крупнейшие мировые технологические гиганты готовятся к следующему рывку. В прошлом году были запущены ARKit от Apple и ARCore от Google. Эти программные решения для разработчиков дополненной реальности могут привести к новым удивительным решениям во всех сферах жизни. Ждем и готовимся.