Привет, маркетологи, которые очень хотят сделать хороший сайт своей компании, но не знают, с чего начать. Специально для вас мы создали целый цикл статей по разработке нового ресурса — честный и подробный. В первой статье поговорим о выборе подрядчика. Забегая вперед — про поэтапную разработку проекта мы уже рассказывали.
Как сделать сайт? Шаг первый — выбор подрядчика
Привет, маркетологи, которые очень хотят сделать хороший сайт своей компании, но не знают, с чего начать. Специально для вас мы создали целый цикл статей по разработке нового ресурса — честный и подробный. В первой статье поговорим о выборе подрядчика. Забегая вперед — про поэтапную разработку проекта мы уже рассказывали.

Где искать подрядчика?

  1. Тендеры.
  2. Рейтинги агентств.
  3. Мониторинг рынка.

1. Тендеры

Тендер — выбор подрядчика на основе объявленного конкурса. Часто встречается ситуация, когда по итогам мониторинга рынка компания самостоятельно отбирает три-четыре-пять участников и устраивает конкурс уже между ними.

Впрочем, есть специализированные площадки, которые подбирают подходящие студии по заданным заказчиком условиям.

Минимальные данные для объявления тендера

  • Тип проекта — интернет-магазин, корпоративный сайт, промо-сайт, портал.
  • Техническое задание — описание желаемых функций сайта и требований к нему.
  • Бюджет — верхняя планка.
  • Требования к организациям-участникам.

Аудит или новый сайт — расставляем приоритеты


Основные площадки

Кроме того, тендер можно объявить на собственном сайте, создав для этого специальный раздел. Организации с государственным участием обязаны проводить тендеры — для этого предназначена площадка государственных заказов.

Страхи маркетолога

Махинации участников тендера

Обратите внимание, есть ли в числе участников малоизвестные или непрофильные организации или компании с одним и тем же учредителем — так называемые статисты.


Тендеры «Калашникова» на разработку бренда и сайта обжаловали в ФАС


Ставки слишком высоки

Если планируется сложный проект, и маркетолог не может даже примерно оценить бюджет на его реализацию, можно пригласить эксперта, который поможет с оценкой.

Чего делать не стоит

  • Уходить в отпуск в день, когда должны быть объявлены результаты тендера.
  • Просить в тендере готовый дизайн сайта и несколько концепций на выбор.

Да, есть студии, которые делают наброски дизайна уже на первом этапе тендера. Только вот дизайн — это всегда вершина айсберга: ему предшествуют аналитика и проектирование, без которых картинка работать не будет.

2. Рейтинги

Количество всевозможных рейтингов, в которых студии мерятся мастерством и проектами — тема для нескончаемых шуток в диджитал-среде. Только в агрегаторе Ruward целых 52 всевозможных топа, и это далеко не предел.

Хорошая новость — есть три крупных рейтинга с более или менее прозрачной методологией оценки, которые могут помочь с выбором подрядчика.

СMS Magazine

Отраслевой портал о рынке веб-разработки. Под эгидой CMS Magazine действует проект «Рейтинг Рунета».

Ruward

Единый рейтинг веб-студий, агрегатор рейтингов, который строится с учетом позиций агентств и студий в других отраслевых топах.

Чего делать не стоит

  • Думать, что уровень работ соответствует занятому месту в рейтинге.
  • Обращаться к компании из SMM-рейтинга за разработкой сайта, к рекламщикам — за дизайном, к дизайнерам — за продвижением.

Шок и трепет — правда о рейтингах веб-студий


3. Мониторинг рынка

Сайты конкурентов и ссылки на интересных проектах

Мониторить сайты конкурентов в поисках подрядчика — способ, вполне имеющий место быть. Но на этом пути есть преграда — профессиональная этика, часто стимулируемая договором.

Например, компания, работающая с «Мегафоном», не будет работать с «МТС». Такова жизнь. Впрочем, можно просто составить список интересных проектов, не обязательно тематических, и посмотреть, кто их делал.

Сарафанное радио

Сарафанное радио — это нормально. Сарафанное радио в социальных сетях — это современно. Собственно, тут два варианта развития событий: или вы получите рекомендации от знакомых, или выберете компанию по отзывам в сети.

Поисковые системы

Вбиваете в строку поисковой системы запрос вроде «редизайн сайта» или «разработка сайта», составляете список, выбрасываете аутсайдеров.

Подводные камни

Защита от директора

Вы долго собирали информацию, объявили тендер, нашли несколько подходящих студий, а потом (сюрприз-сюрприз) ваш руководитель заявил, что уже нашел подрядчика, и теперь вы будете работать с ним.

Что делать?

  • Оцените позицию протеже директора в конкурентной среде — вы же маркетолог.
  • Организуйте встречу выбранного вами агентства и директора. Нет, серьезно.
  • Смиритесь внешне, боритесь внутренне. Может, все не так уж и плохо.

Как вариант: обратитесь к понравившейся студии и попросите подготовить вас к презентации перед руководителем.

Это может быть особенно важно, если решение принимаете не вы сами, или если выбор подрядчика проходит без общения агентства и ответственного лица.

Вы в Москве, студия — в Новосибирске

Границ в мире давно нет. Они стерлись с появлением быстрого интернета и Skype. В хорошей студии, работающей не только в пределах своего региона, схема коммуникации давно налажена, и проблем с общением обычно не возникает. Более того, специалисты в некоторых агентствах территориально удалены друг от друга, но это не мешает процессу.

Если хочется, чтобы общение с подрядчиком протекало лично, а стоимость проекта не зашкаливала за все допустимые отметки, подыщите студии с офисом в вашем городе, но удаленным производством. Мы пришли к этой схеме со SPYK, объединенным сибирским агентством.

Наличие в портфолио проектов по сходной тематике

Один из спорных вопросов всея диджитал. С одной стороны, хорошо, что подрядчик знает специфику отрасли. Только вот специалистов по отдельным тематикам среди агентств нет — они специализируются в основном по типам сайтов: интернет-магазинам, корпоративным или промо-сайтам, и то не всегда.

Больший бюджет, чем планировалось

Аналитическое исследование проекта «Рейтинг Рунета» показывает, что 42,8% заказчиков тратят на разработку сайта больше, чем планировали на этапе выбора подрядчика. Это типично для крупных проектов со сложным функционалом.

Почему бюджет может выйти за рамки?

1. Заказчик не описывает функции сайта в полном размере

Не ориентируясь в веб-разработке, достаточно сложно корректно рассказать, что требуется от сайта. Плюс к тому некоторые идеи появляются позднее, а их реализация прибавляется к ранее рассчитанной студией сумме.

Ценовой ком растет, директор негодует, а маркетолог чувствует себя неловко.

Что делать?

  • Заказывать техническое задание в агентстве.
  • Определять приоритеты функций и переносить менее важные на этап развития сайта.

2. Агентство неточно оценивает стоимость работы.

Оценка стоимости проекта базируется на оценке трудовых затрат. Точно рассчитать, сколько времени потребуется на реализацию той или иной функции, не способен даже менеджер проектов уровня «Бог». Погрешность есть всегда, и ее стоит учитывать — хотя бы ради собственной безопасности.

Что делать?

  • Заказывать прототип за отдельную плату, после чего получать точную оценку стоимости.
  • Закладывать определенный бюджет на риски, чтобы лицо, принимающее решение, не было в шоке.

Оценка подрядчиков

Мы не сторонники математических моделей оценки любых агентств, поэтому руководства на эту тему не будет. Как говорится в тоннах псевдополезных статей в любой сфере деятельности, универсального рецепта не существует — все нужно пробовать на собственном опыте.

Следующая статья — о начале работы над проектом.