Как сделать сайт? Инструкция по расчету адекватного бюджета
Сибирикс

Сколько стоит сделать сайт?

Инструкция по расчету адекватного бюджета

Кожевина Анна
Аккаунт-директор Сибирикс
— В далеком 2014 году мне попалось исследование, согласно которому в моём городе сайты были менее чем у 30% компаний. Барнаул занимал пятое место по России, хуже дела обстояли только в Набережных Челнах, Астрахани, Липецке и Новокузнецке. А вот в среднем по России не имела сайта половина компаний. С тех пор прошло 8 лет, но поменялось не так много. Вплоть до 2022 года многим небольшим компаниям сайты успешно заменяли страницы в соц. сетях с красивыми фото работ.
Казалось бы, малый и отчасти средний бизнес — огромный неохваченный рынок для web-разработки. Соцсети больше не могут генерировать нужный поток заказов. Так вот — для большинства этих компаний создание сайта в студии, специализирующейся на качественной заказной разработке, никогда не окупится. Так что рынок конечно есть, но только для no-code конструкторов сайтов и для разработчиков из низшего ценового сегмента.

Доля малого и среднего бизнеса в российской экономике невелика и колеблется районе 20% в объеме ВВП (отношение суммарного объема валовой добавленной стоимости по отраслям экономики, которую создают МСП, к совокупной валовой добавленной стоимости по экономике в целом). Уточню от себя, что невелика по общему обороту, а не по общему числу компаний. Давайте разберемся, когда оправдана разработка сайта для такого бизнеса.

Немного скучной теории

Популярные труды по маркетингу учат, что рекламный бюджет зависит от отрасли и обычно составляет:

  • от 1.5% до 3% от общего объема продаж для промышленных (например, станки) и дорогостоящих товаров (например, автомобили),
  • от 15% до 30% от общего объема продаж для потребительских товаров и услуг, то есть как раз для малого и среднего бизнеса. Это же ваш случай?

Чаще всего сайт — все-таки инструмент рекламы. Исключения: интернет-магазины и личные кабинеты для автоматизации и оптимизации сложных бизнес-процессов. Так что поговорим пока про корпоративные сайты.

Сначала несколько очевидных тезисов. Чем больше оборот вашей компании — тем ваш бизнес крупнее. Тем больше можно о нем рассказать и тем больше сервисов стоит предложить посетителям на сайте. Тем больше вы можете позволить себе инвестировать в разработку своего сайта.

Для большинства компаний малого и среднего бизнеса максимально оправданная стоимость создания сайта рассчитывается как оборот за 11 календарных дней, при условии что рентабельность компании не менее 15%.

Если вы хотите, чтобы подготовкой контента для вашего сайта «от и до» занимался подрядчик, считайте максимальную планку как оборот за 14 дней. Хотя, по нашему опыту, тексты, которые готовит собственник компании с любовью к своему бизнесу (с легкой шлифовкой копирайтером), продают всегда лучше.

Если рентабельность меньше 15% — скорее всего сайт создавать рано. Полноценная разработка не только не окупится, но и станет для вас лишним балластом. Стоит ограничиться бюджетным коробочным решением или сайтом на SAAS-платформе. И заняться отладкой процессов.
Чтобы не быть голословными: сайт — это все-таки капитальная инвестиция в ваш бизнес, которая увеличивает его стоимость. Так что вполне адекватно аккумулировать средства на разработку за какой-то период, 5 месяцев — ок. Тем более, этот срок вполне достаточен для того, чтобы запланировать разработку сайта, спроектировать его, сделать и наполнить контентом. При поэтапном финансировании платежи будут распределены у вас по месяцам примерно равномерно.

Возьмем рекламный бюджет по нижней планке — 15% от оборота. Половину рекламного бюджета вам в любом случае стоит сохранить на прежних каналах (ведь отдача от сайта начнётся отнюдь не сразу, нужна «подушка безопасности»). Значит вы можете себе позволить 7.5% оборота потратить на сайт. За 5 месяцев выходит 37.5% от месячного оборота или оборот за 11.25 дней. Округляем в меньшую сторону, чтобы уменьшить риски и получаем 11 дней.

Ах, да — не забудьте в дальнейшем также перераспределить ваш маркетинговый бюджет в пользу интернета. На маркетинг сайта вам придется потратить от 15 до 50% вашего рекламного бюджета ежемесячно. Тогда есть шанс, что он будет эффективным.

Как определить, что вам вообще нужен сайт

Итак — вы можете запросто посчитать бюджет на создание сайта, который оправдан для вашего бизнеса.

Если он меньше 700 тысяч рублей — не стоит связываться с заказной разработкой. Качество сайта, разработанного с нуля с небольшим бюджетом, будет не особенно отличаться от коробочного решения.

В диапазоне от 700 т.р. стоит уже рассматривать варианты разработки на заказ. Не пытайтесь запихнуть в бюджет максимум функций «про запас». Вы потеряете в качестве и простоте обслуживания сайта, а разницы в продажах не увидите.

Набор функций стоит подбирать адекватный бюджету и потребностям компании на текущий день (проконсультируйтесь у разработчиков, лучше у нескольких, с хорошими отзывами и местами в профильных рейтингах). Начните с MVP, по мере роста бизнеса вы сможете добавлять на сайт новые функции. Это, кстати, здорово экономит итоговые бюджеты. Сайт «на вырост», когда ваш бизнес действительно вырастет, вполне может оказаться как-то не по фигуре и жать в плечах.
Поэтапный запуск проекта — для вас. Разные «плюшки», сильно не влияющие на функциональность сайта (типа анимации, мега-супер 3D, личных кабинетов пользователей и т. д.), обычно без ущерба для проекта можно отложить на второй этап и сделать в рамках бюджета на развитие сайта.

Если при расчете по обороту итоговая сумма зашкаливает за несколько миллионов, значит ваша компания уже не совсем маленькая. Сайт не станет для вашего бизнеса камнем преткновения. Решите, что вы от него хотите и закажите просчет бюджета. Стоимость в любом случае будет для вашего бизнеса вполне приемлемой. Главное — выбрать разработчика по душе.

Кстати, в этом случае у вас, вероятно, уже есть основной корпоративный сайт, и вопрос может стоять про личный кабинет для пользователей или лендинг-страницы для привлечения покупателей на определенную услугу и промо-сайты продуктов. Для промо стоимость обычно ниже разработки корпоративных сайтов или сопоставима. Такой сайт является частью рекламной кампании и его бюджет определяется как доля бюджета этой кампании. Формул нет. На глаз, чтобы цель была достигнута. Для личных кабинетов — начните с расчета экономии за счет автоматизации, чтобы понимать, сколько на нее можно потратить.

Не забудьте посчитать в свои затраты также время людей (в самом простом случае — заработную плату), которые будут заниматься сайтом на вашей стороне. Случается, что компания тратит в полтора раза больше ресурсов на обсуждение и согласование проекта внутри себя, чем платит за разработку.

Про стоимость интернет-магазинов

Если у вас один оффлайн-магазин (например, аптека, хозтовары, одежда, спортинвентарь) рассчитанный на покупателей из соседнего дома, то интернет-магазин вам принципиально не нужен. Очень сложно продвигать сайт на кусочек города. Да, у Яндекса есть крутой гео-таргетинг. Все равно большая часть трафика будет не целевая, и продаж через сайт не хватит даже на его содержание.

Если у вас сеть магазинов и отлаженная логистика, открыть дополнительно интернет-магазин — вполне оправданный шаг. Бюджет на такой магазин планируйте, как на открытие еще полноценного оффлайнового магазина вашей сети. Только поделите его пополам: одну половину вы потратите на разработку, вторую — на первоначальный маркетинг и продвижение. Интернет-торговля требует гораздо больших вливаний в маркетинг на первых порах, чем оффлайн-точки.

Товары с узкой аудиторией (например, фурнитура для шитья нижнего белья, альбомы для коллекционирования марок или наборы для разведения орхидей, посуда для приготовления необычных блюд). Печальная правда: если вы просто откроете такой интернет-магазин и даже потратите адекватный бюджет на маркетинг, вы просто выбросите деньги. Увы.
Чтобы продавать подобные товары — вам нужно сообщество единомышленников. С этого и стоит начать — соберите сообщество в доступных социальных сетях. Потом сделайте простейший магазин (Tilda — хватит за глаза, или возьмите готовое решение на базе Битрикса). Продавайте в социальных сетях, ведь в вашей группе уже есть потенциальные покупатели. И только если продажи пойдут — есть смысл подумать о более крутой витрине. При этом надо планировать бюджет от 1,5 млн., иначе нет смысла переходить с коробки. Стоимость разработки проекта в Сибирикс — тут.

Переход со стандартного решения на индивидуальную разработку часто обусловлен потребностью в глубокой автоматизации, сложной интеграции с внутренними CRM и ERP-системами, или желанием добавить в проект нестандартные функции или очень крутой и уникальный дизайн.

Еще вариант — у вас есть уникальный (прикольный) товар. Предлагаете его только вы и возить его можете в любую точку мира. Тогда у вас стартап. Алгоритм тот же что и при разработке любых стартапов. Пишем бизнес-план, пытаемся прикинуть окупаемость. Рискуем.

Продуктовые магазины — вопрос очень спорный. Да, пандемия сильно изменила рынок, но прибыльным пока не стал ни один из сервисов. Крупные игроки вливают огромные бюджеты, чтобы занять рынок, но и они в минусе. Для крупных городов стоимость комплектации заказа и его доставки выходит очень большой (пользователи же жаждут быстрой доставки), что делает или цены неконкурентными, или рентабельность близкой к нулю. Для маленьких — сильно ограниченный рынок. Даже в 2022 году успешные кейсы в этой области можно пересчитать по пальцам, и то там не совсем понятно, чем в итоге кончится дело. Хотите попробовать — рассматривайте такой бизнес как отдельный стартап, а не как дополнительную точку вашей торговой сети. Риски — соответствующие.
Ваш бизнес Тип проекта Расчет максимального бюджета на проект
Компания предлагающая услуги или товары, продажа которых через интернет-магазин нецелесообразна
Рентабельность ниже 15% Максимум — сайт-визитка с контактной информацией Максимально экономим бюджет, выбираем saas-конструктор либо покупаем коробочное решение
Рентабельность выше 15% Корпоративный сайт Оборот компании за 11 дней (если планируете работу с контентом не своими силами, то — за 14 дней)
Магазин (одиночная торговая точка, покупатели из близлежащих районов) Максимум — сайт-визитка с контактной информацией Максимально экономим бюджет, выбираем saas-конструктор либо покупаем коробочное решение
Торговая сеть (за исключением продуктов); логистика отлажена Интернет-магазин, который будет еще одной торговой точкой в вашей сети Бюджет на открытие оффлайн-филиала. Делим пополам: половина на разработку, половина — на первоначальный маркетинг
Продажа товаров для узкого рынка Сообщества в социальных сетях. В перспективе — интернет-магазин Запуск с минимальным бюджетом. Формируем сообщество. Переход на полноценный магазин по мере роста оборотов
Продажа уникальных (прикольных) товаров, потенциально интересных широкому кругу потребителей Магазин-стартап Пишем бизнес-план, считаем риски
Продуктовые магазины Магазин-стартап Пишем бизнес-план, считаем риски