Комментарии
Студия? Закапывайте! (Стратегическое планирование или «создавая активы»)
Владимир Завертайлов
Владимир Завертайлов
Фото с сайта: http://krasnoyarsk.spectehinfo.ru

Тезисы:

  • Средний наемный работник хотел бы иметь свою студию.
  • Своя студия. Как и зачем.
  • Своя студия. Ловушка NDA.
  • Своя студия. Что в активе?
  • Хватит работать на дядю. Открываем свой стартап.

Черновик доклада к V интернет-неделе. Последовательность букаф сохранена.
Своя студия — «Хочу но не делаю» — типичные отговорки.

Я хочу обобщить некоторые вещи, про которые знают все. Речь пойдет про организацию студий, эффективность их работы и стартапы. И на закуску я расскажу как создавать личный капитал любому сотруднику студии.

Итак, за этот год мне довелось провести более 50 интервью с ребятами, желающими работать в нашей студии. Один из моих любимых вопросов кандидатам «Кем Вы себя видите через 3-5 лет, в профессиональном плане». Знаете какой самый популярный ответ? Правильно, «Владельцем собственной студии».

Похвальное стремление, но самое печальное, что «директором студии» так никто и не стал, ну в лучшем случае — успешным фрилансером. На вопрос «А что мешает открыть студию прямо сейчас?» типичные доводы звучат приблизительно так:

  • Не хватает денег.
  • Не хватает опыта.
  • Не хватает времени.

Уверенно могу сказать, что это полная фигня. Я начинал студентом с 300 рублями в кармане. Да, было сложно, да набил шишек, наделал огромное количество ошибок. Но тем не менее — оно того стоило. Если вы действительно хотите организовать свое дело — не откладывайте ни на минуту. Берите и делайте. Альтернатива этому — состариться работая на дядю.

Небольшая ремарка. В сайтостроении, самый ценный ресурс — это грамотные кадры. И типичная реакция директоров со стажем примерно такая: «Ну и зачем ты это сказал? Ты где будешь брать работников?»

Тут кстати профессионалами замечен обратный эффект. Говоришь человеку — «А ну иди делай свое дело» — а он «Не.. я еще не готов, можно я тут еще у вас поработаю». Не так то просто покинуть привычную зону комфорта. Так что все нормально :-)

Своя студия — кто же начинает?

Я думаю, что ребята не начинают создавать свои студии, так как не совсем представляют, с какими проблемами им придется столкнуться. Ну тут многое зависит от целей, с которыми создавалась студия.

Я знаю два принципиально разных пути. Своя студия — начинают разработчики.

Первый — когда студию организуют спонтанно — дизайнеры, программисты. Словом — собираются несколько профессионалов, которые могут делать проекты своими руками, причем делать их классно.

В момент создания студии — они крайне продуктивны (в прямом смысле этого слова). Но... Постепенно накапливается рутина, техподдержка, скучные и нудные задачи, от которых не так то просто избавиться.

Приходится нанимать контент-менеджеров, помощников, дизайнеров, вести бухгалтерию, контролировать работников, проверять качество, решать внутренние конфликты, конфликты с клиентами, заниматься саморекламой...

Словом выполнять кучу работы, не относящейся к разработке сайтов напрямую. Если студию организовал программист, или дизайнер — на этом этапе его продуктивность падает, иногда — до нуля.

Все меньше и меньше времени уделяется любимой фазе «разработке» и все больше управлению. Для многих это скучно, неинтересно, работа не в кайф, нафиг я стал директором.

Я знаю несколько студий, руководители которых избавились (в самом хорошем случае — продали) свой бизнес на этой стадии, и ушли работать «наемниками».

Рекомендация для тех кто «завис» в это ситуации. Расслабьтесь. У вас уникальная ситуация и очень широкие возможности. Вы можете переложить всю рутину на других, а сами заниматься только интересными для вас проектами. Читайте книги по управлению, учитесь делегировать задачи.

Когда начнет мучить вопрос «На кой я стал директором» — подумайте, если вы вновь начнете заниматься любимым делом — дизайном, программированием — 100% будут возникать задачи, за которые вам не захочется браться, вы захотите их делегировать. Соответственно понадобятся люди, рабочие места и так далее, и в результате все равно вернетесь к примерно тому, что у вас есть сейчас.

НО! Никогда не покидайте фазу производства. Разучившись работать самостоятельно вы неуловимо растеряете лидерство в собственном коллективе, ваши былые заслуги забудутся за пол года, а сами вы «морально» устареете.

Каждый день что-то делайте по сайтам — своими руками. У вас должны быть какие-то реальные результаты — которые можно посмотреть и пощупать — будь то принятые макеты, работающий программный код или просто верстка. Словом, то, чем можно гордится, что развивает вас в профессиональном плане.

Такие результаты будут стимулировать к личному развитию ваших подчиненных и укрепят ваш авторитет. Постоянно читайте, посещайте семинары, общайтесь с коллегами по цеху.

Ну и вы должны любить свою работу, потому, что каждый день вы конкурируете с тысячами людей, кому их дело доставляет кайф. Своя студия — начинают менеджеры.

Вернемся немного назад. Второй типу студи — когда она создается менеджерами, возможно на спонсорские деньги. У нас накопился очень большой опыт по работе с такими студиями — по аутсорсу. Чтобы примерно описать масштабы бедствия — скажу, это буквально десятки компаний по России, и еще наверное дюжина за рубежом (США, Австралия, Кипр, Украина). География заказов очень широкая. С некоторыми из них мы работаем уже наверное лет 6.

Я думаю, что процесс продаж в студиях такого типа — поставлен значительно лучше нашего, зато у нас лучше поставлен процесс производства и поддержки. Для успешной деятельности студии — оба направления крайне важны, но именно рост продаж обеспечивает рост студии. В этом году мы начали исправляться, соответственно одним из наших приоритетов стало развитие прямых продаж. Своя студия — Ловушка NDA (соглашение о неразглашении).

Кроме того, плотно работая по субподрядам мы незаметно для себя угодили в ловушку NDA — соглашений о не разглашении. Расскажу суть.

С многими клиентами нас связывает соглашение о неразглашении, — запрещающее публиковать работы в портфолио или ставить копирайты. Самое параноидальное NDA у нас было пару лет назад из США, от одного адвоката. Там был пунктик мелким шрифтом, по которому мы должны были уничтожить все электронные носители, задействованные в ходе работ по проекту.

Ловушка с NDA состоит в том, что ваше портфолио будет расти очень медленно (если вообще будет). Самые сложные и вкусные проекты вы не сможете показать публично, не сможете с гордостью ударить себя в грудь — сказать — «Во! Я делал!». Соответственно такая работа не способствует развитию прямых продаж. Со временем количество рутины, которую приходится делать для постоянных клиентов возрастает — вместе, (а затем и вместо) с крупными проектами клиенты норовят спихнуть всю мелочевку, типа копирайтинга, или срочной разработки серии баннеров, которую нужно было выполнить вчера. В принципе в этом нем ничего фатального, но создается ощущение суеты, что делается очень много работы, которой нельзя гордиться и которую нельзя никому показывать. Нет ощущения значимости результата.

Тем не менее, несмотря на все ужасы NDA — были и положительные моменты. Один из них — стабильность. Мы не зависли от какого-то конкретного большого клиента, или от одного источника клиентов. Кризис, который покоцал многие компании, заставлял снижать цены, демпинговать, или даже — закрываться — у нас прошел очень мягко. Если из-за внутренних разногласий разваливалась компания-посредник, то тут же на ее месте, теми же людьми, но уже порознь образовывались две или три другие. И для нас — поток заказов только увеличивался. У нас вообще не было сокращения штата, но и был рост зарплат. На общем фоне мы выглядели очень достойно. От NDA к стартапу.

В начале 2010 года мы проанализировали ситуацию с NDA, отрефликсировали, и взяли курс на то, чтобы становиться более открытой компанией. И вот несколько интересных вопросов, которыми мы задались, и которыми стоит наверное задаваться каждому директору студии —

  • какими активами располагает ваша студия;
  • что в студии может приносить деньги;
  • может ли ваша студия приносить прибыль и развиваться без того, чтобы вы лично там работали? Если нет — вы, мало чем отличаетесь от наемного работника.
  • сможете ли вы продать свой бизнес, если захотите. Если да — кому и за сколько. Да, и еще — что именно будет продано.

Это очень близкие по смыслу вопросы, которые заставляют проанализировать деятельность студии за весь ее период и расставить приоритеты по дальнейшему развитию. Мы четко поняли, что нужно работать над созданием активов, и выделили для себя следующие: Своя студия — что в активах?

  • Торговая марка и сайт.
  • Портфолио. Это один из базовых активов студии.
  • Собственные проекты и патенты.

Я намеренно сейчас не касаюсь кадров, так как это отдельная огромная тема, но тем не менее на слайде их нарисовал.

Как не странно — все остальные компоненты — или не являются активом, либо низко ликвидны. Нам стало очевидно, что нужно развивать собственные проекты, которые смогут функционировать не зависимо от основной деятельности студии, и которые можно совершенно спокойно продавать.

К тому времени мы поработали исполнителями пожалуй в десятках стартапах, и у нас был практический опыт того, как эта кухня работает изнутри. И опыт был примерно такой:

Во-первых, стадия разработки — далеко не самая затратная фаза проекта. Для успешного запуска — нужно быстро привлечь аудиторию. А это можно сделать в только за счет денег. То, что мы видели на практике успешное соотношение разработка/маркетинг было — где-то один к пяти или даже один к десяти. Например, для создания постоянной аудитории проекта стоимостью в $7000, понадобились ежемесячные инвестиции в рекламу в $5000, в течении полугода. Наблюдения из практики стартапов.

К сожалению многие начинающие стартаперы не понимают этого, и, получив наследство от бабушки в $10000, озаренные какой-то своей идеей, вбухивают все в реализацию, не заботясь о маркетинге. В результате к моменту сдачи проекта они не совсем представляют, что с этим проектом делать дальше, откуда там появятся пользователи, контент и прибыль. Сейчас я стараюсь заранее проанализировать подобные риски и заранее с клиентом продумать развитие проекта, хотя бы на первые несколько месяцев после старта.

Во-вторых. Кругом очень много скептиков, которые начнут критиковать чужие идеи стартапов. Это опасные люди, хотя в их критике бывают здравые зерна. Круг посвященных должен быть как можно уже, иначе есть риск растерять энергию.

И в-третьих. Кругом полно таких людей считающих себя «генераторами идей», которые всего лишь нужно реализовать. А уже потом, как проект заработает — разработчик будет получать процент от прибыли. Пожалуй, это один из самых бесперспективных типов «клиентов», которые просто крадут время и выносят мозг. Хотя поступали и более забавные предложения — например, реализовать любой проект, неважно на какую тему, но с гарантированным доходом в $500 месяц. Бюджет проекта был $2000.

Повторюсь, у нас был нужный опыт, у нас были нужные связи с состоятельными людьми, которые запускали свои проекты. Была определенная заинтересованность с их стороны. Ну собственно нам ничего не оставалось, как начать делать свой стартап. Своя студия — хватит работать на дядю.

Теперь небольшая провокация. На самом деле начинать свой проект вы можете даже будучи наемным работником, вкалываю по 8 часов в день на дядю. Если посмотреть в перспективу — то сейчас у каждого есть уникальный шанс — создать реальный капитал, занимаясь в свободное — любимым делом, причем ваши персональные шансы на успех, по сравнению с шансами студии — практически равны. И чем раньше вы начнете, чем упорнее будете выкладываться — тем больше ваш шанс сделать коммерчески успешные проекты. Очень многие успешные стартапы вообще были организованы по сути случайно. Если у вас нет своей идеи — подойдите поговорите с владельцем студии, в которой вы работаете — наверняка у него миллион идей, которые некогда или некому реализовывать (Вы даже не представляете, он будет очень рад вашей инициативе. Разговаривать именно с владельцем, а не с менеджером). Если вы не сильны, например, в дизайне — то рядом с вами полюбому трудится дизайнер с которым можно объединить усилия. Начинайте заниматься своим делом, открывайте свой стартап!

Выпишу себе индульгенцию. Все, что я тут говорил, про «бросить работу на дядю и заняться своим делом» — это правильно и верно. Только не делайте резких движений. Вряд ли стоит остаться без единственного источника дохода, в надежде что первый стартап «выстрелит». Не выстрелит, попробуете еще раз. К черту все, берите и делайте!

Вопросы?