Про организацию web-студий (продакшнов), эффективность их работы и стартапы.
Как открыть свою web-студию? Сразу закапывайте!
Сибирикс

Как открыть свою web-студию? Сразу закапывайте!

Немного про стратегическое планирование
Владимир Завертайлов
Главный бармалей Сибирикс
Хочу обобщить некоторые вещи, про которые все знают. Про организацию web-студий (продакшнов), эффективность их работы и стартапы. И на закуску я расскажу, как создать личный капитал любому сотруднику студии.

Своя web-студия — «Хочу, но не делаю». Типичные отговорки

Только за прошлый год мне довелось провести более 100 интервью с ребятами, желающими работать в Сибириксе. Один из моих любимых вопросов кандидатам: «Кем Вы себя видите в профессиональном плане через 3−5 лет». Знаете какой самый популярный ответ? Правильно, «Владельцем собственной студии».

Похвальное стремление, но самое печальное, что «директором студии» так почти никто и не стал. За двадцать лет Сибирикса — свою студию открыли четверо. Это где-то 2 сотых процента от тех, кому я задавал этот вопрос. Скорее погрешность. На вопрос «Что мешает открыть студию прямо сейчас?» типичные ответы звучат приблизительно так:

  • Не хватает денег.
  • Не хватает опыта.
  • Не хватает времени

Уверенно могу сказать, что это полная фигня. Я начинал студентом с 300 рублями в кармане. Да, было сложно, да набил шишек и наделал огромное количество ошибок. Но тем не менее — оно того стоило. Если вы действительно хотите организовать свое дело — не откладывайте ни на минуту. Берите и делайте. Альтернатива — состариться работая на дядю.

Небольшая ремарка. В бизнесе студии, да и любой разработки ПО, самый ценный ресурс — это грамотные кадры. И типичная реакция директоров со стажем примерно такая: «Ну и зачем ты это сказал? Ты где будешь брать работников?»

Кстати профессионалами замечен обратный эффект. Говоришь человеку: «Иди, открывай свое дело». А он: «Не… я еще не готов, можно я тут еще у вас поработаю». Не так просто покинуть привычную зону комфорта. Поэтому все нормально :)

Своя web-студия: кто же начинает?

Я думаю, многие не решаются открыть свою студию, так как не совсем представляют, с какими проблемами им придется столкнуться. Многое зависит от целей, с которыми студия создается.

Я знаю два принципиально разных пути:

Своя студия — начинают разработчики

Первый, когда студию организуют спонтанно — дизайнеры, программисты. Словом, собираются несколько профессионалов, которые могут делать проекты своими руками, причем делать их классно.

В момент создания студии они крайне продуктивны (в прямом смысле этого слова). Но… Постепенно накапливаются рутина, техподдержка, скучные и нудные задачи, от которых не так то просто избавиться.

Приходится нанимать менеджеров, продажников, помощников, тестировщиков, вести бухгалтерию, контролировать работников, проверять качество, решать внутренние конфликты, конфликты с клиентами, заниматься саморекламой… Словом выполнять кучу работы, не относящейся к разработке сайтов напрямую. Если студию организовал программист или дизайнер, на этом этапе его продуктивность падает, иногда — до нуля.

Все меньше и меньше времени уделяется любимой фазе — «разработке» и все больше управлению. Для многих это скучно, неинтересно, работа не в кайф. Мысли: «Нафиг я стал директором?».

Я знаю несколько студий, руководители которых избавились (в лучшем случае — продали) свой бизнес на этой стадии, и ушли работать «наемниками». Рекомендация для тех, кто «завис» в такой ситуации — расслабьтесь. У вас уникальная ситуация и очень широкие возможности. Вы можете переложить всю рутину на других, а сами заниматься только интересными для вас проектами. Читайте книги по управлению, учитесь делегировать задачи.

Когда вас начнет мучить вопрос «На кой я стал директором», подумайте: если вы вновь начнете заниматься любимым делом — дизайном или программированием — 100% будут возникать задачи, за которые вам не захочется браться, вы захотите их делегировать. Соответственно понадобятся люди, рабочие места и так далее, и в результате вы все равно вернетесь к примерно тому, что у вас есть сейчас.

НО! Никогда не покидайте фазу производства. Разучившись работать самостоятельно, вы неуловимо растеряете лидерство в собственном коллективе, ваши былые заслуги забудутся за полгода, а сами вы «морально» устареете.

Каждый день что-то делайте по сайтам своими руками. У вас должны быть какие-то реальные результаты, которые можно посмотреть и пощупать. Словом, то, чем можно гордится, что развивает вас в профессиональном плане. Такие результаты будут стимулировать к личному развитию ваших подчиненных и укрепят ваш авторитет. Постоянно читайте, посещайте семинары, общайтесь с коллегами по цеху.

Ну и вы должны любить свою работу. Потому что каждый день вы конкурируете с тысячами людей, которым их дело доставляет кайф.

Своя студия — начинают менеджеры

Вернемся немного назад. Второй тип web-студии — когда она создается менеджерами. Возможно, на спонсорские деньги. Когда-то у нас был очень большой опыт по работе с такими студиями — по аутсорсу. Сейчас мы по этой модели не работаем, создавая проекты только для конечных заказчиков. Чтобы примерно описать масштабы бедствия — мы работали с десятком компаний по России, и еще наверное дюжиной за рубежом. С некоторыми из них — лет по 6.

Процесс продаж в студиях такого типа тогда был поставлен значительно лучше нашего. Зато у нас лучше был поставлен процесс производства и поддержки сайтов. Для успешной деятельности студии оба направления крайне важны, но именно рост продаж обеспечивает рост студии. Поэтому в определенный момент одним из наших приоритетов стало развитие процесса продаж. А еще можно почитать немного про его эволюцию.

Своя студия: ловушка NDA

Плотно работая по субподрядам мы незаметно для себя угодили в ловушку NDA — соглашений о неразглашении. Расскажу суть. С многими клиентами нас связывали соглашения о неразглашении, запрещающее публиковать кейсы в портфолио или ставить копирайты. Самое параноидальное NDA у нас было году в 2008 из США, от одного адвоката. Там был пунктик мелким шрифтом, по которому мы должны были физически уничтожить все электронные носители (нет, не данные на них), задействованные в ходе работ по проекту.

Ловушка с NDA состоит в том, что ваше портфолио будет расти очень медленно (если вообще будет). Самые сложные и вкусные проекты вы не сможете показать публично, не сможете с гордостью ударить себя в грудь и сказать: «Во! Я делал!». Соответственно такая работа не способствует развитию ваших продаж.

Со временем количество рутины, которую приходится делать для постоянных клиентов возрастает — вместе (а затем и вместо) с крупными проектами клиенты норовят спихнуть всю мелочевку, типа копирайтинга, или срочной разработки серии баннеров, которую нужно было выполнить вчера. В принципе, в этом нет ничего фатального, но создается ощущение суеты. Кажется, что делается очень много работы, которой нельзя гордиться и которую нельзя никому показывать. Нет ощущения значимости результата.

Тем не менее, несмотря на все ужасы NDA, были и положительные моменты. Один из них — стабильность. Мы не зависели от какого-то конкретного большого клиента, или от одного источника клиентов.

Кризис 2008го, который потрепал многие компании, заставлял снижать цены, демпинговать, или даже закрываться, у нас прошел очень мягко. Если из-за внутренних разногласий разваливалась компания-посредник, то на ее месте тут же, теми же людьми (но уже порознь), образовывались две или три другие. И для нас поток заказов только увеличивался. У нас вообще не было сокращения штата, но был рост зарплат. На общем фоне мы выглядели очень достойно.

От NDA к стартапу

В начале 2010 года мы проанализировали ситуацию с NDA, отрефликсировали, и взяли курс на то, чтобы стать более открытой компанией. И вот несколько интересных вопросов, которыми мы задались, и которыми стоит наверное задаваться каждому директору web-студии:

  • Какими активами располагает ваша студия?
  • Что в студии может приносить деньги?
  • Может ли ваша студия приносить прибыль и развиваться без того, чтобы вы лично там работали? Если нет — вы, мало чем отличаетесь от наемного работника. Но в нашей отрасли иное положение дел скорее исключение, чем правило.
  • Сможете ли вы продать свой бизнес, если захотите? Если да — кому и за сколько? И что именно будет продано?
Это очень близкие по смыслу вопросы, которые заставляют проанализировать деятельность компании за все время и расставить приоритеты по дальнейшему развитию. Мы четко поняли, что нужно работать над созданием активов.

Своя студия — что в активах?

  • Торговая марка и сайт.
  • Портфолио: кейсы. Это один из базовых активов web-студии.
  • Собственные проекты.

Я намеренно сейчас не касаюсь кадров, так как это отдельная огромная тема. Как ни странно, все остальные компоненты — или не являются активом, либо низколиквидны. Стало очевидно, что нужно развивать собственные проекты, которые смогут функционировать независимо от основной деятельности студии, и которые можно совершенно спокойно продавать.

К тому времени мы поработали исполнителями пожалуй в десятках стартапов, и у нас был практический опыт с этой кухней изнутри. А опыт был примерно такой:

Во-первых, стадия разработки — далеко не самая затратная фаза проекта. Для успешного запуска нужно быстро привлечь аудиторию. А это можно сделать в только за счет денег. На практике успешное соотношение разработка/маркетинг было где-то один к пяти или даже один к десяти. Например, для создания постоянной аудитории проекта стоимостью в $ 50 000, требовались ежемесячные инвестиции в рекламу в $ 10 000−15 000, в течении года как минимум.

К сожалению, многие начинающие стартаперы не понимают этого. Получив в наследство от бабушки квартиру, продают её и, озаренные какой-то идеей, вбухивают все в реализацию, не заботясь о маркетинге. В результате, к моменту сдачи проекта, они не совсем представляют, что с этим проектом делать дальше, откуда там появятся пользователи, контент и прибыль. Сейчас я стараюсь заранее проанализировать подобные риски и заранее продумать с клиентом развитие проекта, хотя бы на первые несколько месяцев после старта.

Во-вторых, кругом очень много скептиков, которые начинают критиковать чужие идеи стартапов. Это опасные люди, хотя в их критике бывают здравые зерна. Круг посвященных должен быть как можно уже, иначе есть риск растерять энергию.

В-третьих, кругом полно людей, считающих себя «генераторами идей», которые всего лишь нужно реализовать. А уже потом, как проект заработает, разработчик будет получать процент от прибыли. Пожалуй, это один из самых бесперспективных типов «клиентов», которые просто крадут время. Хотя нам поступали и более забавные предложения — например, реализовать любой проект, неважно на какую тему, но с гарантированным доходом в $ 500 месяц. Бюджет проекта был $ 2000.

Повторюсь, у нас был нужный опыт, у нас были нужные связи с людьми, которые запускали свои проекты. Ну, собственно, нам ничего не оставалось, как начать делать свой стартап. Мы сделали несколько продуктов для маркетплейса Битрикса, которые в 2023 уже несколько лет как не поддерживаются — перестала сходиться экономика после введения Битриксом подписок на свой маркетплейс. Запустили свой курс по управлению проектами. Создали и развиваем, наверное, лучший планировщик дел и задач — SingularityApp.

Своя студия: хватит работать на дядю

Теперь небольшая провокация. На самом деле начать свой проект вы можете и будучи наемным работником, вкалывая по 8 часов в день на дядю. На самом деле у каждого есть уникальный шанс: создать реальный капитал, занимаясь в свободное время любимым делом. Причем ваши персональные шансы на успех практически равны шансам студии. И чем раньше вы начнете, чем упорнее будете выкладываться — тем больше у вас шанс сделать коммерчески успешный проект. Очень многие успешные стартапы вообще были организованы по сути случайно.

Начинайте заниматься своим делом, открывайте свой стартап!

Выпишу себе индульгенцию. Все, что я тут говорил, про «бросить работу на дядю и заняться своим делом» — это правильно и верно. Только не делайте резких движений. Вряд ли стоит остаться без единственного источника дохода, в надежде, что первый стартап «выстрелит». Не выстрелит, попробуете еще раз. Берите и делайте!