Комментарии
Просвечиваем UX-рентгеном 10-ку аптечных интернет-магазинов (и пьем валерьянку, глядя на некоторые)
Аптечный е-коммерс: обзор
Просвечиваем UX-рентгеном 10-ку аптечных интернет-магазинов (и пьем валерьянку, глядя на некоторые)
Прошлогоднее интервью с техлидом проекта Яндекс.Здоровье показало, что все мы по-прежнему боимся идти к врачу и сделаем всё, чтобы этот поход оттянуть. До последнего, конечно же. А если под рукой есть аптечный е-коммерс, где можно самому выбрать и «прописать» себе таблеточки — так вообще красота. Мы, конечно, утрируем, но вы и сами по себе всё знаете :)

Ладно, отбросим назидательный тон и надоевшие истины про то, что самолечением заниматься нельзя, и обратим взор на сами аптечные е-коммерс — сделаем новый мощный обзор игроков отрасли. У кого самый понятный интерфейс, удобные фильтры и забота о клиенте на каждой странице, а у кого так-себе сервис без адаптива в 2К19-м и принудительная регистрация для оформления заказа.
Кого с кем сравнивали
Как всегда, у нас есть классный проект в этой нише — маркетплейс «Проаптека». Взяли ближайших конкурентов сервиса, о которых когда-то говорили с клиентом на агрегации (например, ещё один аптечный маркетплейс АСНА), приправили их рандомной выборкой вот из этого списка, ну и погуглили, конечно (SEO-шникам привет).

В итоге получился список сервисов, на которые потенциально мог наткнуться любой пользователь в поисках интернет-аптеки:

Проаптека
Аптека.ру
36,6
Пилюли.ру
Eapteka
Здравсити
АСНА
Wer.ru
Белые лекарства
Фармакопейка

С позиции обыкновенного пользователя на проекты и взглянули: насколько информативная главная, легко ли найти нужные товары, насколько удобна выдача каталога, легко ли сделать заказ и всё такое прочее. Дальше — остановимся подробнее на каждом критерии.
Главная страница
На сайты с аптечным ассортиментом редко заходят просто поглазеть или посмотреть новинки — обычно люди сразу ищут что-то конкретное. А уж если это маркетплейс, то и подавно, поэтому на главной «Проаптеки» нет плашек с категориями, товаров дня, спецпредложений и всего такого. Вместо этого — строка поиска на первом же экране, возможность сразу попасть в каталог товаров из бургер-меню и слайдер с сезонными предложениями. Похожим образом устроена главная старейшей интернет-аптеки в России WER.RU (вот только со слайдером на разрешении 1280 какая-то беда прям).

Неплохо структурирована информация на главной Еаптеки: немного категорий, чуть-чуть товаров дня вместо привычного слайдера, категории и подкатегории сгруппированы по блокам, карточки товаров в каждом разделе привлекают внимание. У Здравсити тоже лаконичный дизайн и чёткая структура: слайдер, товар дня, схема работы, немножко баннеров, статьи. Вполне адекватный вариант и у сети 36,6.
На сайте Белых лекарств вообще минимум украшательств и ярких акцентов. Чего не скажешь о сайте АСНА или Фармакопейки. Аптека.ру тоже в теме: их уникальный дизайн с плиткой из шевелящихся рекламных баннеров можно использовать для тренировок на внимательность (ну, или тестов на эпилепсию). У Пилюли.ру главная выглядит как каталог, но в целом производит впечатление сервиса, который не ходит вокруг да около и сразу предлагает выбрать конкретные товары в каталоге — к чёрту классическую главную вообще!
Адаптивность
Ну, казалось бы, в 2019-м-то об этом можно даже не спрашивать. И действительно, у 9 из 10 участников обзора есть версия сайта для мобилки. Отличились «Белые лекарства» (но мы не очень-то ждали от них такой роскоши — десктопная версия в стиле критического минимализма, неудивительно).
Навигация
На Проаптеке категории и подкатегории в выпадающем меню аккуратно сгруппированы, а чтобы пользователь не промахнулся, кликая на конкретную строчку, вместо переключения между категориями по ховеру мы сделали переключалку по клику. Похожий принцип у АСНА.

Аккуратные выпадашки у Еаптеки, Пилюли.ру и 36,6 (хотя у последних попап даже слишком компактный, и если категорий слишком много, слегка теряешься). У Еаптеки некоторые подкатегории помечены зеленой точечкой — мы так и не поняли, зачем :)
На сайте Здравсити попапы, вроде бы, тоже компактные и адекватно сгруппированы, но баннеры из слайдера на фоне сильно отвлекают. И, кстати, еще и баг с акционным товаром появляется на разрешении 1280 :)
Баг — картинка товара люто искажается
На сайтах Аптеки.ру и Фармакопейки разворачивающееся меню каталога гигантское, его нужно скроллить вверх и вниз: много категорий и подкатегорий, и это многообразие еще и от души приправлено иконками: в первом случае мелкими и трудно различимыми, во втором — наоборот, огромными (полагаем, расчет на пожилую ЦА). У Аптеки.ру все подкатегории еще и подчеркнуты как ссылки.
Но самое вычурное меню у WER.RU — чтобы его просмотреть, важно не поддаться импульсу и не сделать клик на тексте, а филигранно попасть на стрелочку, раскрывающую список (и скрывающую предыдущий список). У «Белых лекарств» все категории из выпадающего меню уже есть на главной, поэтому смотрится вместе это несколько забавно.
Поиск
Поиск по названию

Добрались до самого интересного :) Поиск в аптечном е-коммерс — чуть ли не главная опция, поскольку типичный сценарий пользователя примерно таков:

сходил к врачу (мы надеемся, не погуглил нужный препарат по отзывам в интернетах) → получил рецепт → вбил название лекарства в строке поиска → заказал → забрал в аптеке

Но если б всё было так идеально: рецепты теряются, названия лекарств коверкаются. И вот тут бы очень пригодился умный поиск, который будет учитывать ошибки и опечатки :) У Проаптеки, Аптеки.ру, Еаптеки, Здравсити, WER.RU и Фармакопейки с этим всё в порядке — сложные и неправильно написанные лекарства находятся на раз.
У сети 36,6 и Пилюли.ру с этим похуже: если написать первое слово из названия с ошибками, поиск ничего не даст. Но если добавить второе слово из названия лекарства, препарат уже находится. Белые лекарства стабильно ломаются — сайт вообще перестаёт работать, стоит начать что-то искать. У АСНА учета ошибок нет вообще :(
Поиск по категориям

Окей, один сценарий отработали. Представим второй: у вас в аптечке (автомобильной, домашней или офисной) закончились болеутоляющие — сейчас ничего не болит, но про запас иметь стоило бы. Вы хотите посмотреть предложения разных производителей и выбрать оптимальное для себя. Логично, что в первую очередь вы будете искать подобную подкатегорию.

У Проаптеки, Еаптеки, WER.RU, 36,6 есть понятные подкатегории вроде «болеутоляющие» или «анальгетики, спазмолитики…». На сайте Пилюли.ру найти такую подкатегорию чуть сложнее — придётся сходить на отдельную страницу с большущим списком всех подкатегорий, но это вполне выполнимо. У АСНА и Еаптеки вместо обезболивающих и спазмолитиков есть подкатегории «боль и температура» — нетривиально, но вполне соответствует запросам пользователя.

На сайте Аптеки.ру найти такую подкатегорию — надо сильно постараться (а если найдете, придется еще и подождать — при клике страницы грузятся неприятно долго). У Фармакопейки тоже найти нужное непросто: почему-то обезболивающие спрятали аж в заболевания опорно-двигательного аппарата, хотя зубная боль туда не очень-то вписывается. На сайте «Белых лекарств» вообще нет подкатегорий (и фильтра с сортировками), поэтому поиск усложняется еще больше.
Хуже всего выглядит выдача каталога у Белых лекарств (нет контента, мало информации о товаре) и у Фармакопейки (все товары сливаются и превращаются в цветастую кашу)
Поиск в каталоге

Окей, подкатегорию вы с горем пополам нашли, осталось как-то выбрать нужный препарат среди других. Если вы прошаренный больной или у вас пятерочка по органической химии, то вы точно знаете действующее вещество, которое вам нужно в составе. И чтобы не тратить время на поиски, вы быстренько введете его в фильтре на сайте Проаптеки, Еаптеки и АСНА. На сайтах других участников обзора — ну извините, нету такой опции (иногда и фильтра самого нет даже, как у Аптеки.ру, WER.RU, Фармакопейки и Белых лекарств). Будьте добры посмотреть весь список.
Екатерина
Руководитель проекта «Проаптека»
Проаптека — маркетплейс, поэтому в выдаче каталога пользователь может выбирать конкретный товар по лучшей для него цене: для дорогостоящих препаратов это имеет особенное значение. АСНА работает по тому же принципу, а остальные участники обзора дают единую цену на товар в выбранном регионе. В этом большой плюс маркетплейсов :)
Если вы фанат зарубежных производителей (и уверены, что российское фармсырье хуже), то хотели бы отфильтровать товары и по производителю (или хотя бы страну происхождения увидеть на карточке в выдаче каталога). Многого хотите, скажем прямо — на Проаптеке, Еаптеке, 36,6 и АСНА не вопрос, а вот на остальных аптечных е-коммерсах из нашего обзора нет такой информации в каталоге, увы.

Ну и, конечно же, вам будет интересно наличие и доставка — чтобы зря себя не обнадеживать возможностью покупки витаминок, которых в итоге не окажется в нужной вам аптеке. Проаптека, Еаптека, Здравсити, АСНА и Фармакопейка с удовольствием покажут наличие и некоторые даже дадут ссылки на список аптек, где товар есть здесь и сейчас. Остальные пять участников обзора опрометчиво про это молчат. А лояльность тает как сентябрьский снег на асфальте.

Ну и последнее — если вы выбираете препарат в списке похожих, то наверняка хотели бы знать, рецептурный он или нет, чтобы при покупке в аптеке вас не ждал неприятный сюрприз. Но видимо, некоторые разработчики сайтов либо слишком здоровые (и им такой опыт в принципе неведом), либо просто не подумали о таких нюансах: на сайтах 36,6, WER.RU и Белых лекарств в каталоге вы такой пометки не найдёте.
Детальная страница товара
Чего вы ждёте от детальной страницы лекарства? Полной инструкции со всякими премудростями вроде фармакологического действия, побочных эффектов, показаний и противопоказаний. С этим у участников обзора (кроме «Белых лекарств», пожалуй), нет проблем: простыни инструкций можно скроллить по поседения (а у Здравсити можно даже отправить её на печать). Но вам-то хотелось бы более структурированной информации, правда?

На Проаптеке есть удобные переключалки разделов слева — показывается текст только того пункта, что выбран. Похожие, но не такие удобные, есть у Аптеки.ру. У других участников обзора — длинные описания, которые приходится долго скроллить, если эта информация неинтересна (а если и есть навигация вверху, к ней тоже приходится скроллить, если спустился почитать вниз).
Очень длинные детальные страницы товаров Пилюли.ру, Еаптека, WER, АСНА, 36,6.
Некоторые е-коммерс предлагают посмотреть товары-аналоги: Аптека.ру, Белые лекарства, Еаптека, Пилюли.ру (аналоги по форме, по составу и просто аналоги), Здравсити. АСНА вместо аналогов подсовывает «с этим товаром также покупают», будто анальгетик можно дополнить другим препаратом, как куртку ботинками или шляпу шарфом, как в одежных е-коммерс. Ну такое.

Куда важнее информация об аптеках, где можно забрать выбранный товар (или куда его могут доставить, если его там нет). С этим всё в порядке даже у аутсадера обзора «Белых лекарств», а вот у Аптеки.ру выбора торговой точки на детальной нет (почему так — мы выяснили позже).
Мы намеренно подрезали у некоторых полотна инструкций к препаратам, чтобы все детальные страницы участников обзора смогли уместиться на одной картинке
Покупка и оформление заказа
Вы наконец-то выбрали составляющие для своей аптечки и готовы раскрыть свой кошелек для покупки. Но не тут-то было: ограничение по сумме заказа — бам! У крупных игроков рынка вроде Проаптеки, Аптеки.ру, 36,6 и Пилюли.ру есть такая фишечка: пока не закажешь на определенную сумму (от 200 до 500 рублей), оформить покупку не получится. Понимаем, перестраховка от невыкупа их офлайн-аптек, но неприятненько.

Идём дальше — как насчёт оформления заказа без регистрации? А не очень: Аптека.ру так не разрешает (поэтому-то и нет смысла выбирать офлайн-аптеку на детальной странице товара), Здравсити и WER.RU — тоже. У других участников обзора достаточно оставить свой номер телефона и почту, и можно оформляться.
Выбор аптек, откуда можно забрать заказ, на Проаптеке происходит автоматически — сайт старается объединить заказ в один, но не всегда на складах аптек есть все необходимые товары. Поэтому заказ разбивается на части и делится между теми аптеками, в которых эти позиции есть, причем по самой низкой цене в вашем городе. Но если вам не подходит предложенный вариант, вы всегда можете сменить аптеку в один клик.

У 36,6, Пилюли.ру, Еаптеки, Здравсити, АСНА и Фармакопейки вы можете выбрать любую аптеку на карте или в списке. У «Белых лекарств» и WER.RU забрать из аптеки нельзя — можно только заказать доставку почтой.
Итоговый рейтинг
Мы прошлись по базовым параметрам, которые влияют на пользовательский опыт — сводная таблица тут. И вот как распределились места среди участников обзора:

1. Проаптека
2. Еаптека
3. Здравсити
4. Пилюли.ру
5. АСНА
6. 36,6
7. Фармакопейка
8. Белые лекарства
9. Аптека.ру
10. WER.RU

Старейший аптечный е-коммерс России WER.RU можно официально объявить устаревшим — он первый с конца. Удивило, что самый разрекламированный аптечный е-коммерс на предпоследнем месте, но если учесть, насколько неудобный поиск в каталоге, оформление заказа и прочие важные мелочи — вполне логично. Вместо вброса многоденег в рекламу по всем фронтам мы бы порекомендовали ребятам для начала обновить сайт :)

У Еаптеки уверенное второе место в рейтинге. У нас сохранился скриншот из старой агрегации с клиентом «Проаптека», где их сайт ещё старенький и не такой клёвый. С тех пор они накатили очень удачное обновление, которое мы заценили в этом обзоре :)
Нравится формат обзоров е-коммерс? Предлагайте новые сферы электронной торговли, которые можно так же разобрать по косточкам — сделаем!