О них мало кто знает. Еще меньше тех, кто ими пользуется. Но мы уверены, что это неплохая альтернатива привычным онлайновым сервисам.
Автономные системы вместо Google Analytics — надо ли?
Сибирикс
Автономные системы вместо Google Analytics — надо ли?
О них мало кто знает. Еще меньше тех, кто ими пользуется. Но мы уверены, что это неплохая альтернатива привычным онлайновым сервисам.
Google Analytics и Яндекс.Метрика нас разбаловали — они бесплатные, привычные, красочные, всем известные и общедоступные. Порой дают даже больше информации, чем требуется среднестатистическому руководителю или маркетологу — вот только мало кто задумывается, что все собранные ими данные нам не принадлежат, и по факту даже пол конкретного пользователя выяснить невозможно.

Есть ли альтернатива? Сегодня расскажем, чем ещё плох Гугл, и к каким автономным и пока не слишком популярным решениям можно присмотреться поближе.
Зачем изменять привычной системе?
Исследовательский центр w3techs выяснил, что 55% сайтов в мире измеряются с помощью Google Analytics! Учитывая то, что треть сайтов в мире никак не оценивает свои показатели, рынок аналитических инструментов на 85% захвачен Гуглом.
Но не все разделяют восхищение большими гугловскими возможностями. Есть у бизнес-модели корпорации и темная сторона, связанная со сборами и монетизацией огромного массива персональных данных.
Вся бизнес-модель Google основана на том, что вы попадете под их корпоративную слежку. Вот и всё. Все, что они делают — это переупаковывают массовую корпоративную слежку в удобные, бесплатные, модные приложения, которые засасывают все ваши личные данные. И эти данные помогают Google доминировать на рынке интернет-рекламы.

Активисты движения Restore Privacy
Сейчас Google вырос до размеров крупнейшей рекламной компании в мире. Сервис Analytics — золотая жила для сбора персональной информации, которая существенно помогает в рекламных доходах. Через подключенные к метрике веб-сайты можно получить доступ к миллионам (а, может, миллиардам) пользователей и создать профиль каждого из них.

По такой же схеме работает Яндекс. Живой пример моментальной утечки ваших данных можно посмотреть здесь.

Часть противников известных метрик просто не хочет быть их продуктом. Но есть отрасли, для которых безопасность информации — момент принципиальный. Это банки, страховые компании, госучреждения, корпоративный интранет. Их сайтам нужна автономная аналитика.

Кроме незащищенности личной информации, у Google Analytics есть другие недостатки:

  • Нет большой глубины доступа к данным (невозможно отследить каждый конкретный визит или клик).
  • Неточность статистики (некоторые пользователи могут принудительно отключить исполнение команд, или «хозяин сайта» забывает внедрить скрипт в отдельные веб-страницы).
  • Нельзя извлечь из Гугла свою статистику и «перелить» ее в другую систему, если понадобится.
  • Ваши данные — не ваши. Они принадлежат Гуглу и хранятся не в России.
Что делать?
Известный журналист-фрилансер Нитин Кока решил полностью отказаться от Google (хотя в прошлом активно пользовался их продуктами).
Как и многие, я стал жертвой расползавшегося всюду Google. За поиском последовали электронная почта, документы, аналитика, фотографии и десяток других сервисов, связанных друг с другом. Из компании, выпускающей полезные продукты, Google превратилась в компанию, заманившую нас и весь интернет в свою систему для сбора данных и монетизации.

Нитин Кока
журналист
Полгода он искал аналоги и в июле 2018 года опубликовал большой список альтернатив для всех гугловских сервисов. В качестве серверной замены Google Analytics он предложил Matomo.

В чем ключевое различие этих метрик? Есть две группы систем аналитики для сайтов:
Внешний софт
  • На сайт устанавливается фрагмент кода.
  • Данные хранятся на сервере разработчика.
  • Примеры самых известных продуктов: Google Analytics, Яндекс.Метрика.
Серверное решение
  • Устанавливается программа на ваш ПК.
  • Собранная статистика хранится на жестком диске компьютера (собственном сервере).
  • Примеры продуктов: Matomo, AWStats, OpenWebAnalytics.
Те и другие решают одинаковые задачи: показывают источники переходов на сайт, действия пользователя, отказы, географию, ОС, поисковые системы и многое другое.

Для многих крупных компаний неприемлемо, чтобы их данные хранились на зарубежных серверах и принадлежали не им. Поэтому они все чаще выбирают автономную аналитику для своих сайтов. Расскажем подробнее об одном любимчике профессиональных веб-программистов.
Это self-hosted open-source платформа недавно сменила название, поэтому некоторые могут знать ее как Piwik. Этот софт с 2007 года создавали разработчики со всего мира. Их светлая идея — сделать свой продукт полноценной бесплатной, открытой и независимой альтернативой Google Analytics.

Более миллиона сайтов уже доверили Matomo анализ своих статистик. Это менее 2% от всех мировых веб-страниц (и 0,4% в доменах .ru). Кажется, мало? Смотря с чем сравнивать. Если взглянуть на рейтинг метрик (скриншот выше), то Google и Matomo разделяет гигантская процентная пропасть. Но в своем сегменте автономных решений этот «маленький» сервис лидирует. И даже смог попасть в первую десятку общего ранга аналитик, обойдя все прочие серверные предложения.

Matomo работает на PHP/MySQL. Данные хранятся на личном сервере или в облаке (во втором случае платно, но с абсолютной гарантией неутечки данных третьим лицам). Облачную версию можно бесплатно потестить 30 дней.
Тут все не настолько красочно, как в Гугле и Яндексе, но вполне эргономично и понятно. И главное, что функциональность не отстает. А в чем-то даже превосходит. Разной информации в любых срезах — завались. Сортировки пользователей по цвету глаз разве что не хватает :)

Но расскажем по порядку:

Простой интерфейс, который решает сложные задачи. Знать программирование не обязательно. Многое в структуре схоже с другими системами аналитики.

Dashboard — это три колонки настраиваемых виджетов. Любому нужному показателю можно установить удобное для вас место на экране.

В меню кроме Dashboard есть еще много разделов, в каждом из которых еще подразделы, а в них еще по несколько метрик в определенной нише.
Например, вкладка «Visitors» рассказывает о деталях конкретного визита, статистику по устройствам и ОС, по времени, по действиям и пр.

Есть в этом разделе пара других радующих функций. Matomo отслеживает файлы, которые просматривались или скачивались посетителями. А еще показывает карту посещений в реальном времени.
Программа умеет формировать наглядные email-отчеты. Можно настроить нужные показатели и периодичность рассылки и вообще не посещать админку. Есть разные форматы писем на выбор: HTML, PDF и CSV на выбор. Первый можно использовать для личного ознакомления с информацией, второй — это готовая презентация, третий поможет при составлении обобщающих таблиц в Excel.

Matomo может отправлять отчеты и по SMS. Кому-то это покажется нужным, кому-то старомодным — решайте сами.

Продвинутым пользователям должно больше понравиться мобильное приложение от разработчиков сервиса для удаленного контроля над всеми цифрами.
Есть еще одна интересная возможность — виджетирование отчетов в публичный доступ без помощи сторонних плагинов. Любой отсегментированный показатель (например, популярные страницы месяца или географию посетителей за последний год) можно отобразить на сайте и сделать видимым для всех.

Разные метрики комбинируются в один отчет. Доступна история изменений во времени отдельных показателей.

Сервис легко кастомизировать. Доступны более 70 плагинов. Не нашли подходящего — соберите свой.

Можно рассматривать этот продукт как дополнение, а не замену привычным крупным игрокам. Кроме сбора статистики и отслеживания поведения он умеет решать более сложные задачи: делать настройку ретаргетинга, импортировать аудиторию в рекламные инструменты Гугла и Фейсбука, включать триггеры.

Matomo дорожит безопасностью собранной информации. Ваши данные точно не продадут рекламщикам. Что также очень важно — сервис соответствует свежему европейскому регламенту по защите данных (GDPR), так что многомиллионные штрафы за случайное нарушение правил этого документа вашей компании не грозят.

Чем этот продукт лучше Google Analytics?

  • Про безопасность, как самое весомое преимущество, больше не пишем…
  • Другая важная особенность — Matomo строит аналитику, рассказывая путь пользователя (а не историю сеансов, как в GA). Можно увидеть подробные данные по каждому конкретному юзеру: страна, девайс, браузер, операционная система, посещенные страницы и время нахождения на каждой из них, источник перехода на сайт. Также можно узнать, «новичок» ли он для вашего сайта или «свой человек», который раньше уже заходил и сейчас вернулся. У каждой иконки есть всплывающие подробные пояснения. Профили пользователей создаются при помощи cookie и не используются для идентификации личности. То есть, нельзя связать «веб-псевдоним» и реального носителя персональных данных. Таким образом, личная информация находится под защитой.
  • Matomo позволяет работать с логами — необработанными сырыми данными (как в ClickHouse у Яндекса). Гугл вам такое не покажет. Там собранная информация сразу визуализируется в красивые графики. В базовом варианте Google Analytics не даст развернуть хранилище и взять отдельные лог-файлы с помощью SQL.


А что у Яндекс. Метрики?

Надо сказать, что вторая по популярности в России аналитическая система тоже превзошла Гугл по этим параметрам. Этим летом они добавили возможность отслеживать путь каждого пользователя. А доступ к необработанным данным уже был реализован ранее через ClickHouse.

В целом, все три упомянутые системы хорошо, широко и полно анализируют статистику. Мы подготовили краткую табличку по ключевым отличиям.
Недостатки Matomo:

  • При использовании серверных сервисов скорость загрузки страницы немного снижается.
  • На собственном сервере придется хранить большие объемы собранных данных, это потребует дополнительных расходов.
  • Matomo умеет проводить A/B тестирование только баннеров, но не веб-страниц. Графического редактора для сплит-экспериментов тоже не предусмотрено. Можно, для примера, поменять баннеры, а потом оценить разницу конверсий.
Другие варианты серверного софта
Кроме Matomo мы нашли два живых аналогичных продукта:

OpenWebAnalytics (OWA)
Помимо отслеживания стандартных статистик, OWA может наблюдать, как дела у конкурентов и сравнивать их показатели с вашими.

Эта программа также открытая и бесплатная. Хорошо подойдет для интернет-магазина. С ней можно работать одновременно по ряду проектов. Базовые возможности схожи с другими сервисами: анализ переходов, поведения и действий посетителей, воронки продаж. А еще в числе функций — тепловые карты, отслеживание кликов по элементам и запись перемещения курсора по сайту.


AWStats

Еще один бесплатный инструмент. Здесь минимум красоты, зато множество полезных деталей для профессионалов.
Не хочу содержать собственные серверы, но мне нужна информационная безопасность
Есть варианты?
На этот случай тоже можем назвать несколько платных решений для аналитики: Clicky, HotJar, Heatmap.me, Crazyegg и др. Эти внешние облачные сервисы соответствуют GDPR и гарантируют, что ваши данные не утекут третьим лицам.

Большинству существующих в мире сайтов подойдет любая из упомянутых в этой статье систем. В целом их возможности аналитики мало отличаются. Выбор инструментов скорее зависит от вашего отношения к собираемой информации:

  • «Без разницы, что будет с данными, я хочу удобно, популярно и красиво» — Google Analytics, Яндекс.Метрика.
  • «Моя информация должна быть только моей, и я готов содержать серверы для нее» — автономная аналитика.
  • «Я готов платить за качественные внешние сервисы и доверяю их обещаниям надежно хранить личные данные» — см. список вариантов в предыдущем абзаце.

Если вам приходилось работать с серверными программами, будем рады отзывам в комментариях :)