Какую роль играет интернет-магазин в успехе бизнеса — мы уже говорили. Осталось решить, какова ваша роль
Изнанка интернет-магазина: в чьих руках успех бизнеса?
Какую роль играет интернет-магазин в успехе бизнеса — мы уже говорили. Осталось решить, какова ваша роль

И еще одна статейка для заказчиков-джуниоров, идет в комплекте с вон той. Эта более философская, но не менее полезная. Так что утаскивайте в мастрид для клиентов.

Какую роль играет инструмент (интернет-магазин) в успехе вашего бизнеса — мы уже говорили. Осталось решить, какова ваша роль во всем этом.

Прошлое

Перенесемся в недалекое прошлое — тогда вы еще только готовились к запуску интернет-магазина. Всё ли вы делали правильно? Проверям за собой:

— Перед тем, как загораться идеей сделать что-нибудь эдакое, я сел и крепко подумал — зачем мне это нужно.

Когда бизнесом не занимаются, он проваливается в трясину. С электронной коммерцией — то же самое.

Будьте готовы к тому, что придется нести определенные расходы: регулярно платить контент-менеджеру (если у вас большой ассортимент и вы не хотите заниматься его обновлением сами), платить технической поддержке сайта, покупать доменное имя, продлевать хостинг, платить seo-оптимизаторам. Затраты, по сравнению с расходами на оффлайн-магазин — мизерные, но всё же они есть.

А примерно через 3-4 года вам придется заказывать редизайн, а то и новую разработку — интернет-магазины устаревают и становятся непривлекательными для покупателей. Всё, как в жизни (вот тут живой пример, кстати).

— Я понимал будущие затраты и всё спланировал.

Примите за правило: готовый интернет-магазин без копейки вложений в маркетинг — не стоит вообще ничего. Это как идея без реализации. Затраты на продвижение, рекламу и развитие бренда — полноценные кампании, за которыми вы всегда можете обратиться к профессиональным агентствам (поинтересуйтесь стоимостью заранее). Если подсчитать весь бюджет на продвижение, то он будет превышать бюджет на разработку в несколько раз.

— Я наладил нужные бизнес-каналы до запуска.

То, насколько качественно ваш интернет-магазин будет обслуживать покупателей — зависит еще и от того, как вы организовали поставки товара. Небольшие интернет-магазины работают по схеме «поступил заказ — связались с поставщиком». Схема экономически оправданная, но в таком случае не забудьте известить покупателя об условиях и сроках доставки.

Один недовольный статус в социальных сетях — и репутация вашего интернет-магазина будет подпорчена в глазах пары сотен пользователей. А если случаи станут неоднократными?

Настоящее

Будем полагать, что вы всё рассчитали, подумали, распределили бюджеты, решили вопросы с поставкой. В настоящий момент ваша задача — руками веб-студии создать интернет-магазин.

И снова проверка, всё ли идет правильно:

— Я передаю моему проджект-менеджеру полную, подробно описанную бизнес-задачу.

Это не значит, что вы должны в деталях знать, сколько пикселей в ширину должна быть кнопка заказа. Это по большому счету — не ваша компетенция. Сейчас вы заполняете бриф на разработку или уже составляете вместе с менеджером техническое задание. И ваша цель — максимально правдиво и полно донести потребности вашего бизнеса.

Помните, что с точки зрения разработчиков каждый «интернет-магазин по умолчанию» выглядит одинаково: каталог, категории, цены, калькулятор, корзина, форма заказа.

Вы можете помочь вашему интернет-бизнесу тем, что донесете как можно больше его уникальных черт (УТП, особые условия доставки, какие-либо дополнительные возможности или ограничения).

— Я осознаю, что время разработчиков — деньги.

Любое ваше пожелание, не содержащееся в ТЗ, — это дополнительное время разработчиков. Поэтому так много внимания уделяется планированию — чтобы спланировать время и оговорить бюджет заранее.

Если вы вдруг передумываете посередине этапа верстки и говорите, что хотели бы другой дизайн у выпадающего меню — то отдавайте себе отчет в том, что это разрушит все внутренние процессы студии. И да, вам выставят счет.

Будущее

Готово, проект сдан, интернет-магазин у вас в руках. Остается, как ни странно, самое главное, а именно, — использование полученного инструмента для извлечения прибыли.

Отдельно стоит упомянуть о дате запуска проекта. Дата запуска — это важно. Особенно когда готовятся к старту несколько аналогичных магазинов-конкурентов. Продвижение, что тоже важно, — возможно только после запуска. Поэтому эксперты советуют запускаться как можно раньше — хотя бы с минимальным функционалом. Каталог + корзина заказа = уже вполне жизнеспособный проект, который можно развивать. Почитайте про Scrum, например.

Несколько обещаний самому себе:

— Я буду обновлять ассортимент самостоятельно / найму контент-менеджера.

Актуальный каталог — всегда хорошо, никто не спорит. Но самый удобный способ хранить каталог в актуальном состоянии — завести удобную CMS и интегрировать ее с вашей базой 1С. В итоге — ваша бухгалтерия делает отметку у себя в программе о том, что поступил новый товар — и он автоматически появляется у вас в каталоге.

Если у вас небольшой бизнес — то оптимальным будет ведение сайта вручную, с помощью всё той же CMS, что, в общем-то, тоже удобно.

— Я буду заниматься привлечением целевой аудитории.

Когда «изнутри» бизнеса всё работает: привоз товаров на склад, доставка, мехнизмы заказа и оплаты — остается только одно. Привлечь целевого покупателя.

Почему так важно уметь классифицировать покупателей на «целевых» и «не целевых»? Да всё просто: имея представление о том, каков он, ваш клиент, можно выработать меры по его привлечению. На каждого — свой метод, маркетологи расскажут вам еще больше.

— Я буду использовать только качественный контент.

При современной концентрации коммерции в интернете, борьба за покупателя не ограничивается игрой с ценами. Какой-никакой, но всё-таки вкус интернет-пользователя запрещает ему покупать в интернет-магазине с фотографиями товаров, отснятыми на мобильник. Такой магазин может спасти только одно — уникальный товар.

Если у вас такового нет — то вы можете выиграть у конкурентов за счет качественной подачи. Профессионально сделанные фотоснимки товаров, подробные описания, типографика — такие простые вещи мотивируют покупателя, как парадоксально это ни звучит.


Конечно, список можно развивать, дополнять, делать из него сначала «20 правил по интернет-коммерции», потом «55 правил...» и так далее. Но даже следуя этим немногочисленным пунктам на каждом этапе жизни проекта, можно получить конкурентоспособный интернет-магазин.

Интернет-коммерция — не игрушка, а вполне реальный инструмент для зарабатывания денег. Если его правильно использовать, разумеется.