От чего зависит стоимость разработки, почему маркетплейс — это дорого, и какие есть альтернативы
Сколько надо денег, чтобы создать маркетплейс
Сибирикс

Сколько надо денег, чтобы создать маркетплейс

Считаем бюджет на MVP маркетплейса
«Сколько стоит?» — первый вопрос, который задают заказчики практически на любом проекте. Так получилось, что прошлый год стал годом заявок на разработку маркетплейсов. Мы обсудили несколько десятков проектов. Некоторых убедили начать с проработки бизнес-процессов. Кому-то предложили запуститься на коробочном решении, чтобы проверить идею. А часть — сделали или делаем сейчас.
В статье разложили по полочкам — от чего зависит стоимость разработки, почему маркетплейс — это дорого (и речь не только про разработку), и какие есть альтернативы, если очень хочется зайти в этот бизнес с относительно небольшим бюджетом.

Боль заказчика понятна: что сложного в том, чтобы разработать «типичный» маркетплейс — не OZON и не Яндекс.Маркет, а небольшой интернет-магазин со стандартными возможностями и простым личным кабинетом для продавцов? Почему студии просят за это столько денег и не готовы сделать проект за пару недель?

Разработчики тоже недоумевают — как можно выполнить такую сложную работу за месяц-два-три? Это же не лендинг и даже не обычный интернет-магазин. Маркетплейс — это и личные кабинеты, и бэк-офис, и интеграция со множеством сервисов… Сделать такой проект быстро, дешево, под индивидуальные требования заказчика и при этом остаться в плюсе — часто нерешаемая задача.

Дело в том, что зачастую клиенты не представляют, сколько нюансов надо учесть при разработке такого проекта. Постараемся максимально подробно рассказать, из чего складывается стоимость интернет-площадки для торговли.

Что нужно определить перед разработкой маркетплейса

  • Цели, задачи и основную аудиторию. Грубо говоря, ответить на вопрос, чем ваш маркетплейс будет отличаться от условного OZON или «Авито».
  • Способы доставки и оплаты — будет ли этим заниматься продавец или вы подключите необходимые сервисы? Какие? А может, сделаете свою сеть пунктов самовывоза? Нужно продумать и «негативные» варианты — что делать, если покупатель отказался от товара или возникли проблемы с оплатой.
  • Системы учета и аналитики. Можно создать для этого собственные решения, воспользоваться готовыми сервисами или использовать встроенные возможности выбранной CMS.
  • Способы монетизации. Наиболее распространенный — это комиссия с каждой продажи. Также можно монетизировать регистрацию, дополнительные рекламные опции или ввести «абонентскую плату» за присутствие на маркетплейсе. Здесь важно продумать схему расчета налогов и выплат продавцам.
  • Продвижение. Наивно ожидать, что в ваш недавно созданный маркетплейс тут же побегут раскрученные продавцы. Нужно продумать мощную маркетинговую стратегию, чтобы отстроиться от многочисленных конкурентов, и заложить на это бюджет.

Только проработав эти вопросы, можно приступать непосредственно к разработке маркетплейса и подсчету ее стоимости.

Коробочное решение или кастомная разработка?

Вам надо решить, хотите ли вы создать маркетплейс с нуля или достаточно готового коробочного решения на основе популярной CMS или SaaS-платформы. Если у вас ограничено время и бюджет, вы планируете протестировать гипотезу или просто хотите создать небольшой стартап и не масштабироваться глобально, то готовые решения будут предпочтительней. Но, конечно, они не дают таких возможностей, как разработка с нуля.

В нынешней ситуации применять готовые решения стало сложнее, потому что не все они поддерживают интеграцию с российскими сервисами оплаты и доставки. Так, например, обстоит дело с популярной платформой OpenСart, на которой создавались многие российские маркетплейсы. Есть еще одно распространенное решение — WordPress + плагин WooCommerce, но вся эта громоздкая структура имеет ограничения и легко ломается.

Выбирая на коробочное решение, нужно понимать: подойдут ли вам его функции и будет ли оно вообще работать в России.

На что еще нужно обращать внимание при выборе:

  • Возможность доработки. Важно знать, можно ли будет в дальнейшем присоединить какие-либо модули или плагины, нужные вам в работе. Или нанять программиста, чтобы он добавил новые функции.
  • Популярность. Более популярные решения чаще обновляются и развиваются, разработчики лучше информированы о них.
  • Простота. Если вы будете работать с маркетплейсом самостоятельно, то для вас важна легкость обращения с ним и возможность настройки функций под себя.

Не так давно мы делали подробный обзор коробочных решений для запуска маркетплейса. Кроме них в России можно запустить маркетплейс на следующих платформах:
1
CS Cart — это многофункциональная платформа с более чем 500 функциями. CS Cart популярна в России, на ее основе созданы маркетплейсы «Сбера», «ПИКа», «СДЭКа». Платформа поддерживает интеграцию с российскими способами оплаты и сервисами доставки, имеет более 2000 модулей для гибкой настройки маркетплейса и отлично адаптирована для мобильных устройств.

Что немаловажно — у CS Cart открытый исходный код и сильное комьюнити. Это позволяет адаптировать платформу под многие запросы и советоваться с другими специалистами при возникновении проблем.

Недостатки:
Богатый функционал платформы — это, несомненно, достоинство. Но чтобы с ним справиться и построить простую и удобную архитектуру маркетплейса, понадобятся хорошие специалисты, которые отлично знают CS Cart. Будут трудности и при дальнейшей эксплуатации — если в более простых платформах клиент может разобраться самостоятельно, то здесь, чтобы внести даже небольшие изменения, придется ждать специалиста.
2
X-Cart Multi-Vendor. Платформа изначально ориентировалась на зарубежный рынок, но разработана она в России. Популярна у крупных иностранных компаний — Spotify, Airnbnb, Amazon. X-Cart Multi-Vendor обладает достаточной гибкостью и позволяет создавать сложные маркетплейсы. Разработать онлайн-витрину можно как с помощью шаблона, так и по индивидуальному проекту. Движок тоже имеет открытый код, что позволяет дорабатывать его под свои нужды. Продавцы могут воспользоваться богатым функционалом, используя собственную структуру онлайн-магазина и брендирование.

Недостатки:
Модули для поддержки российских систем оплат и доставки нужно подключать дополнительно, и не всегда это бесплатно. В России на этом движке создано совсем мало маркетплейсов, соответственно — российских специалистов по X-Cart Multi-Vendor тоже пока немного. Также пользователи отмечают, что мобильная версия платформы недоработана.
3
Magento + Multi Vendor Marketplace от Webkul. Magento — это популярная во всем мире CMS для стандартных интернет-магазинов с одним продавцом, но при помощи модуля Multi Vendor Marketplace можно превратить ее в многопользовательскую платформу для e-commerce. Движок популярен благодаря своей функциональности — для продавцов есть широкие возможности настройки своих страниц, а владелец маркетплейса может гибко настраивать систему комиссий. Правда, иногда пользователи жалуются на сложность управления, к которой нужно привыкнуть.

Недостатки:
Официально CMS не оптимизирована под российскую коммерцию, но в сети можно найти неофициальные модули для популярных российских сервисов. Их качество в данном случае ничем не регулируется, поэтому не исключены баги в процессе работы.
Итого — работающих в России коробочных решений мало, и у всех есть свои ограничения — либо сложность использования, либо нехватка российских специалистов, знающих платформу. Решения по типу Falcon Space можно назвать коробочными с натяжкой — для работы придется привлекать специалистов именно этой компании, а глубокая кастомизация платформы по трудозатратам приближается к разработке с нуля.

Если для ваших задач хватает коробочного решения, или вы хотите протестировать гипотезу, то советуем разрабатывать решение на наиболее популярной CMS, с которой работает большинство специалистов — например, CS Cart, тем более, она поддерживает российские сервисы.

MVP: шанс проверить гипотезу и не потратить состояние

Говоря о коробочных решениях, мы уже несколько раз упоминали о тестировании гипотезы. Для этого не нужно создавать сложный масштабный продукт, тратя на него массу времени и финансов — ведь неизвестно, понравится ли он пользователям. Гораздо эффективнее разработать решение с минимальным набором основных функций и запустить его в тестирование, чтобы доработать в дальнейшем. Такое решение и называется MVP.

От полноценного продукта MVP отличается урезанным набором опций и иногда более простым дизайном. Но он должен полностью отражать суть проекта и быть пригодным к использованию. Например, MVP маркетплейса может содержать личный кабинет для загрузки товаров продавцами и каталог с возможностью быстрой покупки для пользователей, но в нем не будет кастомизации торговой страницы, личного кабинета покупателя, программы лояльности.

MVP необходим, чтобы сразу проверить разрабатываемый сервис «в бою» и учесть обратную связь от пользователей. Для этого проводятся CustDev-интервью. По результатам принимается решение:

  • MVP дорабатывается с добавлением новых функций и вновь отдается на тестирование;
  • MVP масштабируется, превращаясь в полноценный проект;
  • Идея отбрасывается как нежизнеспособная, создается новый MVP.

Рекомендуем начинать разработку именно с MVP, чтобы в итоге не потратить годы разработки и миллионы (часто — не рублей) на невостребованное пользователями решение. Можно либо быстро создать MVP с помощью конструктора, а дальнейшую разработку проводить с нуля, либо сразу выбрать кастомное решение.

Этапы разработка маркетплейса

Итак, вы решили, что коробочное решение вам не подходит. Возможно — даже попробовали работать с парой из них. Выбрали функции, которые обязательно нужны на запуске, и продумали бизнес-процессы. Давайте разберемся в основных этапах разработки и запуска маркетплейса, и посчитаем, сколько рабочих часов потребуется на каждый.

Аналитика

В идеале, заказчик должен прийти к разработчику с описанием бизнес-логики проекта. Как минимум — ответить на вопросы, которые мы перечислили в главе «Что нужно определить перед разработкой маркетплейса». На основе этих данных выполняется предварительная аналитика:

  • фиксируются задачи и цели создания площадки;
  • изучаются плюсы и минусы конкурентов. Вам надо будет решить — чем проект будет отличаться от них;
  • описываются роли пользователей и возможности, которые площадка дает каждой из них;
  • проектируется структура сайта (подробная, включая все блоки на всех страницах);
  • решаются вопросы о необходимости интеграции со сторонними сервисами.

При разработке маркетплейса этап занимает от 3 до 5 недель — сроки зависят больше от того, как быстро заказчик дает обратную связь. Со стороны агентства над этапом работают аналитик и руководитель проекта. При необходимости для консультаций привлекают технических специалистов. Если перевести это в рабочие часы, итого получается от 50 до 100 часов.

Разработка прототипов

Прототип — это схематичное изображение ключевых страниц вашего будущего проекта. Он позволяет спроектировать удобный интерфейс и проверить пути пользователей по сайту.

Для маркетплейса потребуется запрототипировать как минимум следующие страницы:
  • Главная страница;
  • Список товаров;
  • Карточка товара. Заодно решить — хотите ли вы показывать в одной карточке предложения разных продавцов (как делают аптеки или Яндекс), или для каждого предложения будет отдельная карточка (как на Озоне);
  • Корзина;
  • Оформление заказа;
  • Личный кабинет продавца:
    • Профиль;
    • Список заказов;
    • Страница одного заказа;
    • Список товаров;
    • Форма добавления и редактирования товара;
    • Интерфейс загрузки товаров из файла;
  • Личный кабинет покупателя:
    • История заказов.

Итого, минимум 12 страниц, в среднем — 15. На одну страницу прототипа (вместе со звонками для обсуждения с заказчиком и внесением правок) необходимо от 6 до 10 часов. Суммарно на разработку прототипов уйдет от 70 до 150 рабочих часов. Общее время этапа составит от 3 до 5 недель.

Дизайн интерфейсов

На технически сложных проектах (а маркетплейс — именно такой) рисовать дизайн лучше до написания технического задания. Макеты позволят наглядно представить интерфейс будущего продукта. Пока вы будете их согласовывать, наверняка найдете, что можно улучшить или изменить.

Разработка дизайна идет в два этапа. Сначала разрабатывается дизайн-концепция — обычно ее показывают на примере главной страницы или карточки товара.

Мы представляем дизайн-концепцию в виде презентации, куда включаем не только сам дизайн, но и видео-демонстрацию анимационных эффектов, которые позже реализуются при верстке; руководство по использованию элементов дизайна и отступов, а также отображение страницы на различных устройствах. Именно в рамках разработки дизайн-концепции обычно бывает больше всего правок.

На разработку дизайн-концепции в среднем уходит от 80 до 110 рабочих часов. С учетом согласований на стороне заказчика этап займет около месяца.

Когда концепция согласована, начинается дизайн внутренних страниц. В отличие от прототипа, который может включать только ключевые разделы, дизайн разрабатывается для всех страниц, форм, поп-апов, сервисных элементов. Количество страниц сильно отличается от проекта к проекту, но в среднем их будет 25−35. Среднее время дизайн-разработки одной страницы — 8−10 часов. Итого: 200−350 рабочих часов на весь дизайн интерфейса маркетплейса. С учетом всех согласований этап займет 1−2 месяца.

Написание технического задания или бэклога

Что конкретно будет на вашем проекте — техническое задание (многостраничный текстовый документ) или бэклог (список задач с постановками для программистов) — зависит от агентства.

Мы не любим технические задания, т.к. они не предполагают гибкость рабочих процессов, а из-за большого объема и сложности заказчики часто подписывают их, не вчитываясь. Поэтому мы предпочитаем готовить бэклоги непосредственно на этапы программирования — они позволяют наглядно отобразить все задачи и дают возможность оперативно вносить изменения в общий процесс.

Если вам нужно именно техническое задание, которое охватит весь проект, его написание займет от 60 до 100 рабочих часов. С учетом согласований на этап нужно планировать 2−4 недели. Учтите, скорее всего в процессе разработки возникнут новые задачи или проблемы, и тех. задание нужно будет перерабатывать. Если мы будем готовить бэклоги, то суммарно на них уйдет примерно такое же количество часов, но мы сэкономим общее время проекта. Бэклог на первый спринт (этап) разработки можно подготовить и согласовать меньше чем за неделю, а следующие делать параллельно с написанием кода.

Верстка и программирование (фронтенд и бэкенд)

Работа над вашим проектом начинается с программирования фронтэнда — этапа, на котором макеты дизайна преобразуются в код для браузера, пишутся скрипты, создаются анимации, программируется построение блоков при разном разрешении экранов пользователей (адаптив). То есть, реализуется все то, что работает на стороне браузера пользователя — то, что он будет видеть на экране, когда зайдет на сайт маркетплейса.

При программировании бэкенда создаются функции, которые работают на стороне сервера — то есть то, что происходит «внутри» маркетплейса, когда пользователь нажимает на определенные кнопки и выполняет какие-либо действия. Вот самый минимум того, что надо учесть (тут нет опций скидок, отзывов, акций и т. д. — только база, без который ни один маркетплейс не сможет работать):
  • Каталог товаров. Логика вывода товаров в списке. Фильтрация. Сортировки. Вывод цен. Учет остатков. Поиск. Интеграция с ERP.
  • Корзина и оформление заказов. Разделение товаров в корзине по продавцам. Сохранение заказов. Интеграция с эквайрингом и службами доставки.
  • Авторизация и регистрация. Создание пользователей — минимум два типа: продавцы и покупатели. Подключение sms-гейта для авторизации по номеру телефона. Кроме самой авторизации нужно предусмотреть возможность восстановления пароля и вывод ошибок.
  • Личные кабинеты продавцов. Профиль. Добавление информации о магазине. Управление товарами — создание или загрузка, редактирование товаров. Управление ценами и остатками. Расчет комиссии маркетплейса. Управление заказами. Баланс — история поступлений и списаний средств. Заявки на вывод средств с баланса.
  • Личные кабинеты покупателей. Профиль. Просмотр истории заказов.
  • Панель управления (админка маркетплейса). Вопрос выбора админки надо решить еще до старта разработки. Столь популярный для интернет-магазинов Битрикс тут чаще всего не слишком подходит. Мы рекомендуем использовать для маркетплейсов одну из готовых админ-панелей для Laravel, настраивая ее под требования конкретного проекта. Например для маркетплейса Fitness Formula мы использовали серьезно доработанный Voyager.
Трудозатраты фронтенд-специалистов в основном зависят от количества уникальных (имеющих собственную структуру и дизайн) страниц сайта. Бэкенд-разработчиков — от количества и сложности функций, которые вы хотите реализовать. Разработку лучше вести поэтапно — спринтами длиной от 80 до 120 рабочих часов. Для запуска несложного маркетплейса потребуется от 7 до 10 спринтов разработки. Итого, на программирование уйдет от 700 до 1200 рабочих часов.

На этом этапе над проектом обычно работает команда из 2−3 программистов, а разработка занимает 3−5 месяцев. Можно распределить задачи так, чтобы первую версию запустить уже через 5−6 спринтов. Главное — расставить приоритеты.

Считаем итог: сколько будет стоить разработка маркетплейса, и сколько суммарно времени она займет

В 2024 году средняя стоимость часа разработчика в агентствах, которые умеют сложную заказную разработку — от 3000 до 4000 рублей. Вычислим среднее арифметическое — 35 300 рублей в час.
Часы, от Часы, до Рубли, от Рубли, до Сроки, недель
Аналитика 50 100 175 000 400 000 от 3 до 5
Прототипы 70 150 245 000 600 000 от 3 до 5
Дизайн-концепция 80 110 280 000 440 000 от 3 до 5
Дизайн внутренних страниц 200 350 700 000 1 400 000 от 4 до 6
Подготовка бэклога или ТЗ 60 100 190 000 400 000 от 1 до 4
Программирование 700 1200 2 450 000 4 800 000 от 12 до 20
Итого, разработка маркетплейса: 1160 2010 4 060 000 8 040 000 от 26 до 45
Получается, стандартный проект маркетплейса обойдется вам от 4 до 6,5 миллионов рублей. Можно насчитать и больше, все зависит от сложности и количества функций, которые вы хотите реализовать. Сроки разработки составят от 6,5 месяцев до года, если вы будете оперативно согласовывать все этапы. Плюс — оплачивать работы чаще всего надо поэтапно. То есть, в месяц разработка обойдется вам в 500−600 тыс. рублей.

Обращаться в агентство или к фрилансерам?

Практика показывает, что заказывать разработку маркетплейса у фрилансеров можно, только если вы сами готовы выполнять роль менеджера проекта. При этом вам надо разбираться и в технических вопросах — самостоятельно проводить регулярные ревью кода и решать все вопросы с интеграциями. Выбирать фрилансеров вам придется как штатных сотрудников — с собеседованиями. То есть, в этом случае вы, по сути, формируете собственную команду.
Как выбрать между заказной разработкой и собственной командой, можно прочитать в главе «Стратегии заказной и продуктовой разработки» из книги Владимира Завертайлова «Настольная книга project-менеджера. Что нужно знать, чтобы управлять IT, digital и другими проектами с учетом российских реалий».
Агентство предоставит готовую команду с релевантным опытом для разработки продукта. Вам не придется думать о найме и технических вопросах и изобретать велосипеды. Да, стоимость разработки в агентстве выглядит значительно выше, но только без учета вашего времени на управление командой фрилансеров или затрат на неудавшиеся попытки.

Затраты на маркетинг

Итак, ваш маркетплейс протестирован, все доработки внесены, и продукт готов для реальной работы. В начале статьи мы упоминали, что нужно обязательно продумать маркетинговую стратегию и запланировать бюджет на рекламу.

В первую очередь нужно сделать новый маркетплейс привлекательным для продавцов — нет смысла гнать туда трафик, если в маркетплейсе нет товаров. Идеально, если у вас есть свой каталог товаров. Запускайте маркетплейс как собственный интернет-магазин — и уже потом привлекайте туда партнеров. Практика показывает, что это самая надежная стратегия.

Привлечь первых партнеров сложно и здесь лучше сработают адресные продажи — например, рассылки. Первым зарегистрировавшимся продавцам вы можете предложить льготы: отменить комиссию в первые пару месяцев или бесплатно размещать баннеры на главной странице. Если вы наберете опытных продавцов и привлечете их выгодными условиями, то в дальнейшем они сами создадут вам трафик из своих покупателей.

Как еще можно рекламировать маркетплейс:
  • через рекламную сеть Яндекса;
  • в соцсетях — через таргетированную рекламу или инфлюэнсеров;
  • в приложениях — баннерами или полноценными рекламными видео;
  • через статьи на форумах и популярных сайтах.

Для разработки полноценной маркетинговой стратегии лучше нанять специалиста или обратиться в агентство по продвижению, чтобы не «слить» бюджет впустую. Конечно, конкурировать с гигантами рынка не получится, но если занять узкую нишу и грамотно старгетироваться, то можно добиться успеха.

Вместо заключения

Создание маркетплейса даже на основе коробочного решения — это огромные трудозатраты, которые не могут стоить дешево. К сожалению, нельзя быстро создать продукт «как у OZON» — каждый маркетплейс уникален и требует решения своих задач. Поэтому перед тем, как решиться на разработку маркетплейса, нужно очень тщательно продумать концепцию и приготовиться к сложной работе — только в этом случае проект получится достойным и будет приносить прибыль.