Найти исполнителя для создания сайта — непросто, особенно впервые. Предлагаем Пошаговый алгоритм поиска и подбора разработчика от брифа до запуска
Как выбрать подрядчика для создания сайта
Сибирикс

Как выбрать подрядчика для создания сайта

Пошаговый алгоритм поиска и подбора разработчика от брифа до запуска
Найти исполнителя для создания сайта — непростая задача, особенно для тех, кто сталкивается с ней впервые. Заказчики без опыта в подборе разработчиков иногда опираются на факторы, которые не гарантируют успеха, а часто и приводят к впустую потраченному времени и бюджету. Например, выбирают по принципу «кто готов сделать дешевле» или слишком сильно полагаются на рекомендации знакомых, не оценивая кандидатов по своим требованиям.

«Начинающий» заказчик может даже не иметь на старте этих самых требований в четких формулировках, надеясь, что «специалисты сами всё подскажут и разберутся на месте». Такой подход приводит к хаосу: сначала массовая рассылка по случайным веб-студиям, агентствам и фрилансерам с вопросом «нам нужен сайт, за сколько сделаете?», а потом — сотни ответов и коммерческих предложений от исполнителей, слабо относящихся к тому, что на самом деле требуется.

Как отсеивать варианты, на что ориентироваться и какие вопросы задавать разработчикам от этапа первого контакта до запуска проекта — рассказываем в статье и делимся пошаговым алгоритмом.

С чего начать: сформулируйте задачу и требования

Прежде чем приступать к поиску, необходимо определить и зафиксировать, что именно вы хотите получить в итоге. Это значительно упростит процесс на всех стадиях — без четкого понимания задачи будет сложно и вам, и потенциальным исполнителям.

Что сделать:
  • Выбрать тип сайта: например, нужен промо-сайт под конкретный продукт, интернет-магазин или маркетплейс, личный кабинет для клиентов, а может — просто корпоративный сайт с описанием услуг вашей компании?
  • Составить список всего, что должно быть на сайте: какие потребуются разделы и страницы, какие нужны функции.
  • Подобрать референсы — собрать несколько примеров того, каким вы бы хотели видеть сайт или его отдельные части.

Чтобы понять, какой проект вам действительно нужен, стоит ориентироваться на задачи, которые вы хотите решить созданием сайта, и поведение вашей целевой аудитории. Сформулируйте для себя ответы на следующие вопросы:
  • Для каких задач нужен сайт? Например, автоматизировать обработку заказов, повысить продажи, собрать в одном месте портфолио проектов или просто для присутствия компании в сети.
  • Для кого создается сайт? Кто ваша целевая аудитория, как себя ведет, откуда она придет на площадку и зачем, что будет искать в первую очередь, что может её оттолкнуть и заставить закрыть страницу? Полезно сегментировать аудиторию и описать для себя кратко каждую группу и ее потребности.
  • Каких результатов вы ждете после запуска сайта? Например, будет больше онлайн заявок, получится разгрузить операторов колл-центра или повысить лояльность клиентов.

На этом же этапе важно определиться с бюджетом — это тоже надо сделать перед поисками исполнителя. Да, вы не сможете точно предугадать стоимость заранее, и не стоит к этому стремиться до знакомства с исполнителями и получения от них предложений. Прикинуть свою верхнюю границу бюджета гораздо проще — это та сумма, большое которой вы не готовы вложить в проект.

Ориентир по стоимости поможет не тратить время на заведомо слишком дорогие предложения, но и не пытаться сэкономить по-максимуму за счет качества работы.

Начинаем поиски: составьте первоначальный список «претендентов»

Когда вы уже четко понимаете задачу и бюджетные рамки, можно переходить к поискам. Составьте расширенный список, в который войдут все, кто вам чем-то приглянулся.

Где искать разработчиков сайтов для списка:
  • Конкуренты и интересные проекты в вашей отрасли и не только. Изучите сайты конкурентов и просто понравившиеся площадки, на которых удачно реализованы нужные вам функции. В подвале сайта часто указано авторство, сразу заносите разработчика к себе в список. Если авторства нет, то можно загуглить в формате «название компании/сайт + кейс», это поможет выйти на портфолио с проектом.

  • Рейтинги разработчиков. Набрать пул первоначальных кандидатов можно из разных списков и рейтингов агентств и веб-студий. Например, загляните в Tagline. Рейтинги мы советуем использовать как ориентир и способ познакомиться с тем, что предлагает рынок. Не стоит слишком серьезно воспринимать места в таких табличках, на них влияет множество факторов и обычно это очень субъективная история. На этапе просмотра рейтингов и топов рано делать вывод о качестве и том, насколько идеально вы сойдетесь с конкретной студией. Пока просто набрасываем варианты.

  • Сарафанное радио. Куда же без рекомендаций от коллег и друзей. Добавляйте в первоначальный список всех, кого хвалят и советуют. Задачи, бюджетные рамки и запросы знакомых могли очень отличаться, поэтому здесь рано делать выводы и надеяться, что вы получите такую же «конфетку», как и они. Но для начального пула подойдет.

После составления расширенного списка, пора ещё раз внимательно пройтись по сайтам и кейсам кандидатов. Посмотрите, что у них в портфолио, как рассказывают о себе, что предлагают потенциальным клиентам и т. д. На этом этапе стоит выбрать 8−10 исполнителей, которые вам понравились больше остальных на основе выполненных проектов, рекомендаций и общего впечатления. Для удобства лучше оформить список табличкой, это пригодится дальше, когда вы будете собирать более подробную информацию о разработчиках.

Выходим на связь: отправьте исполнителям письма с запросом на разработку вашего сайта

Подготовьте письменный запрос, в который включите информацию о компании-заказчике, список страниц и разделов сайта, какие нужны функции, дополнительные пожелания и ожидаемый срок запуска проекта (если есть).

Разошлите запросы отдельными письмами разработчикам из вашей таблицы. Дождитесь ответов и проанализируйте их. Если на первый запрос не отвечают в течение суток, имеет смысл продублировать письмо или позвонить и уточнить, получили ли его.

На основании ответов на этой стадии уже можно скорректировать список исполнителей. В большинстве случае стоит попрощаться с теми кандидатами, кто сразу же называет стоимость сайта, не задавая никаких уточняющих вопросов. Если вы в целом сомневаетесь или что-то принципиально не устраивает в ответе уже сейчас, то стоит вычеркнуть исполнителя из таблицы.

Если после этого этапа список слишком поредел, то можно добавить в него еще несколько менее приоритетных вариантов из первоначального расширенного пула и отправить им письма.

Составьте шорт-лист исполнителей и переходите к созвонам

После начального «отсева» в переписке можно назначать первые созвоны и определяться с шорт-листом подрядчиков для разработки вашего сайта.

Первый созвон: предварительное обсуждение

Для удобства учета и анализа звонков, сделайте таблицу с основными вопросами и критериями. Такой формат можно использовать для ориентира:

— Название компании-исполнителя.
— Впечатления от презентации.
— Насколько подробно выясняли задачи и технические требования проекта, задавали ли уточняющие вопросы?
— Готова ли компания предоставить контакты клиентов, которые могли бы дать рекомендации?
— Какую предварительную оценку дают по срокам и стоимости проекта?

Снова актуализируйте свой список кандидатов на основе первого созвона с каждым.
Кого можно исключить:
  • Компании, которые предлагают стоимость выше вашей максимальной в 1,5 и более раз. Бывает и такое, что почти все исполнители называют цену гораздо больше, чем вы заложили предварительно. Тогда, возможно, ошибка на вашей стороне: лимит изначально слишком низкий, либо слишком высокие требования к сайту за тот бюджет, который вам доступен. Стоит пересчитать бюджет до среднего по итогам созвонов или же пересмотреть свои требования.
  • Тех, кто оставил по итогам первого устного общения негативные впечатления, проявились важные несовпадения и вы понимаете, что не хотите работать дальше.
  • Исполнителей, которые не укладываются в сроки, если они для вас критичны.

Второй созвон: обсуждение процессов

С оставшимися можно назначать второй звонок, на котором вы попросите исполнителей рассказать, как будет проходить работа по проекту. Здесь также будет полезен учет вопросов, ответов и впечатлений в таблице. Возьмите за пример такие критерии:

— Впечатления от презентации процессов исполнителя.
— Проводят ли предварительную аналитику?
— Что включает этап аналитики?
— Как на дизайне обеспечивают соответствие итогового результата вашему видению и требованиям юзабилити?
— Какие технологии используют?
— Какую предлагают техническую реализацию проекта?
— Если на проекте требуются интеграции — были ли предложения и вопросы по архитектуре? Планируют ли готовить протокол интеграции?
— Какой предлагают порядок документооборота и оплаты?

Проведя второй звонок и получив ответы на вопросы, скорректируйте таблицу кандидатов. Исключите тех, кто:

  • предлагает работать без аналитики;
  • чем-то не устраивает вас по процессам работы;
  • оставил оставил негативные впечатления по итогам созвона.

Третий созвон: обсуждение сметы на разработку сайта

Запросите у оставшихся исполнителей подготовку сметы на создание сайта и календарного плана проекта. Уточните точный срок их готовности и заранее назначьте звонок для обсуждения. Для оценки звонка по смете можно использовать такие критерии:

 — Бюджет и срок по смете.
 — Бюджеты на аналитику, дизайн, верстку, программирование, интеграции.
 — В смете дают фиксированные или вилочные оценки? Если вилочные, то на каком этапе смогут дать итоговую оценку?
 — Смета включает постраничную оценку с учетом структуры проекта? Все ли необходимые на ваш взгляд страницы включены?
 — Включены ли в смету тестирование, адаптивная версия сайта, покупка лицензии CMS (если она необходима)?
 — Учитывает ли таймлайн проекта время на согласование этапов с вашей стороны?
 — Включен ли в смету ввод сайта в эксплуатацию?

После третьего созвона снова актуализируйте список и попрощайтесь со всеми, кто по каким-то причинам не подходит. Далее обсудите договор — запросите его проект, прочитайте и отметьте все возникшие вопросы и спорные моменты, адресуйте их исполнителям.

Финальный этап: выбор исполнителя и старт проекта

Если после этапа сметы и договора у вас все еще осталось несколько разработчиков в списке, то можно провести четвертый созвон — с руководителем проекта на стороне студии или руководителем компании. По итогам обсуждения проранжируйте исполнителей в таблице и выберите того, кто получил самый высокий рейтинг.

Поздравляем, вы прошли первый шаг для создания сайта: выбрали разработчика :)

А теперь передайте договор, который получили от выбранного исполнителя, в юридический отдел (если не сделали это раньше), запустите процедуру подписания и назначьте ответственного за проект на вашей стороне.
А чтобы точно ничего не упустить при выборе разработчика сайта, воспользуйтесь нашим чек-листом.