Сегодня в номере несколько жизненных историй о плагиате в интернете, плюс — советы по защите вашего бизнеса (спасибо нашим друзьям-юристам из Runetlex!)
Юридическая защита вашего бизнеса в интернете
Сегодня в номере несколько жизненных историй о плагиате в интернете, плюс — советы по защите вашего бизнеса (спасибо нашим друзьям-юристам из Runetlex!)

Как и любая собственность, сайт нуждается в присмотре. Нужно не только вовремя продлевать хостинг и обновлять новости — от недобросовестных конкурентов тоже придется защищаться.

История первая. Кража логотипа.

Буквально на днях мы наблюдали любопытную ситуацию. Нам пишет неизвестный, с претензией, мол, мы украли логотип одного стартапа и использовали его на проекте Автобегиннер.

Мы удивляемся. В основном потому, что мы работали с заказчиком, у которого уже был разработанный фирменный знак. Заказчик заказывал его в дизайн-студии Brandberry, это нам известно доподлинно (пруф на dribbble, лого выложен в 2011-ом году!). Связываемся с заказчиком, он подтверждает: есть исходники, есть деловая переписка с той самой дизайн-студией.

А еще потому, что упомянутому стартапу год отроду, а Автобегиннер запустился в 2012-м.

Если отвлечься от комичности ситуации, то она вполне неприятная. И в основном, для нашего заказчика.

Артем Быстров юрист Runetlex

Защитить логотип можно только одним способом — зарегистрировать его как товарный знак (знак обслуживания, если речь идет об индивидуализации работ или услуг). Все различие между товарным знаком и знаком обслуживания заключается именно в специфике деятельности компании — правовое регулирование знаков идентично. Для того, чтобы зарегистрировать знак, нужно быть индивидуальным предпринимателем или иметь зарегистрированное юридическое лицо. Область применения товарного знака — размещение на упаковках, печатной рекламе, сувенирной продукции, самих товарах, в сети Интернет (том числе в доменном имени) — фактически, везде, где хочется (ст. 1484 ГК РФ). Естественно, не в разрез с законодательством РФ.

Регистрацию товарного знака производит Роспатент, после регистрации заявитель получает свидетельство сроком действия на 10 лет (можно продлевать неограниченное количество раз).

Что может быть зарегистрировано в качестве товарного знака: словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения и их комбинации. Товарный знак допускается к регистрации в любом цвете или цветовом сочетании.

Однако ограничения тоже есть: в статье 1483 ГК РФ перечислены случаи, когда товарный знак не может быть зарегистрирован. В статье стоит обратить внимание на то, что в качестве товарного знака не могут быть зарегистрированы сходные или тождественные по степени смешения с уже существующим товарным знаком и используемые в отношении однородных товаров. Это позволяет защищать свой логотип — запрещать его использование, получать занятое кем-то ваше законное доменное имя, можно также получить компенсацию в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей. Какой способ выберете вы: договоритесь с нарушителям мирно или подадите в суд — решать только вам.

Еще особенность регистрации товарных знаков: существует 45 классов товаров (по Международной Классификации Товаров и Услуг). Соответственно, регистрация одинаковых товарных знаков допускается, но только в отношении разных классов. Перед регистрацией всегда тщательно проверяйте выбранное обозначение на уникальность, а также внимательно выбирайте класс.

Еще из полезных советов — рассчитайте госпошлину перед регистрацией (можно на том же сайте Роспатента). Проверить логотип на уникальность помогут патентные поверенные.

Кстати, недавно на Цукерберг Позвонит опубликовались ребята из Cocco. Бурление насчет логотипа — там же в комментариях.

Конкретные рекомендации Автобегиннеру (и всем, у кого возникла схожая ситуация):

Артем Быстров юрист Runetlex

Одновременно с созданием логотипа в студии, Атобегиннеру нужно было начинать работать над его защитой: проверить на уникальность, выбрать классы МКТУ и зарегистрировать товарный знак. Да, время на регистрацию может занять до 1,5 лет, но это того стоит. Автобегиннер не только снял бы все претензии с себя, но и не позволил бы использовать свой логотип другим компаниям в отношении представляемых им товаров.

Судебная практика: использование чужого товарного знака компанией, не имевшей на это права. Еще практика: два товарных знака, зарегистрированные по разным классам МКТУ и используемые в отношении разных товаров.

Вывод суда во втором деле: истец и ответчик являются обладателями товарных знаков «MultiLine» и «multiline» в отношении различных товаров и услуг, в разных сферах деятельности. Поэтому они вправе использовать указанные товарные знаки всеми способами, предусмотренными законом, в том числе в доменном имени в сети «Интернет» в отношении тех классов товаров и услуг МКТУ, которые указаны в Свидетельствах № 462323 и 267241.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.

По антимонопольному органу (выдержка из закона): в соответствии с п. 4 ст 14 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.

История вторая. Кража дизайна сайта.

Каждый год сайт нашей студии копируют раз эдак двенадцать. Чаще — копипастят тексты, но бывает, делают полный клон: дизайна и контента. Обычно по качеству такой суррогат так себе, но если смотреть без очков, вполне можно перепутать. Обычно помогает обращение к хостеру, и спустя какое-то время сайт благополучно блокируют, ибо практика уже всем известная.

Существуют ли более эффективные способы борьбы?

Артем Быстров юрист Runetlex

Да, существует — это подача иска в суд. Однако невозможно выиграть дело без правильно подготовленной доказательной базы. Советуем сразу после того, как вам разработали дизайн, нотариально заверить дату его создания. А именно, что нужно сделать:

1. Распечатать дизайн в формате А4 в двух экземплярах (на последней странице оставить треть листа для штампа нотариуса. Также нужно помнить, что нотариусы не принимают документы с любыми исправлениями: подчистки, приписки, зачеркнуты слова, подписи карандашом.

2. Сделать титульный лист. Указывается название документа в виде: Дизайн сайта «______». В правом верхнем углу указывается наименование организации (или имя автора), дата и номер документа. Там же ставится подпись подателя и печать организации.

3. Пронумеровать оба экземпляра. Прошить документ по надобности. Прошивать документ можно двумя способами: если не очень толстый, то можно сделать одно отверстие в левом верхнем углу, протянуть нитку, вытянуть ее с другой стороны через и завязать узлом так, чтобы листки были скреплены. На нитку наклеить бумажный квадрат и написать, сколько листов в этом документе. Поставить печать и подпись так, чтобы они заходили на бумажный квадрат. Если толстый документ — сделать дыроколом две дырки (обычно левая длинная сторона листа А5), все остальное точно также.

4. Позвонить нотариусу, у которого вы планируете обслуживаться, уточнить его требования. При разговоре рекомендуем не произносить фраз «я хочу защитить дизайн» или «зарегистрировать авторское право на дизайн». Юридически корректно будет назвать процедуру «Удостоверение времени предъявления документа», этого будет достаточно.

5. Посетить нотариуса и получить заверенный документ.

История третья. Тексты.

В техническом плане нет ничего проще, чем выделить хороший чужой текст и вставить себе на сайт. А вред для правообладателя очевиден — кроме психологического дискомфорта он может ощутить некоторое падение в поисковой выдаче.

Писали на эту тему целую статью. Если коротко, что нужно делать:

  • Вручную добавлять тексты в сервисы Яндекса и Гугла после публикации.
  • Распространять ссылку на текст в социальных сетях — там записи быстро индексируются и добавляют веса вашей ссылке.
  • Ставить в тексте ссылки на другие ваши материалы — если и уведут текст, то есть вероятность, что со ссылками на ваш сайт.

Runetlex о юридических аспектах защиты:

Артем Быстров юрист Runetlex

Статьи также являются объектом авторского права. Здесь особенность заключается в том, что авторское право возникает в момент написания статьи автором и при этом не подтверждается свидетельством (и не регистрируется в государственном органе). Для защиты своих прав на статьи, нужно также заранее озаботиться доказательствами.

Виды доказательств разнятся в зависимости от того, кому принадлежит авторство на текст:

Если автор — лично вы. Используйте нотариальное заверение объекта авторского права. Вариант — депонируйте текст в Российском авторском обществе.

Если автор — фрилансер, а вы выступаете в роли заказчика текста. В таком случае нужно заключать договор авторского заказа. И, конечно, подписывать акт сдачи-приемки работ.

Если автор — компания, юридическое лицо. Защититься от будущего плагиата поможет договор подряда и подписанный акт сдачи-приемки работ.

Если авторы — ваши сотрудники. Нужно оформить трудовые договоры и поручения на создание произведения.

История четвертая. Изображения.

Обычно владельцы бизнеса относятся к контенту, как к действительной собственности. Например, если речь заходит о фотографиях какой-либо техники — то заказчик часто настаивает на «водяном знаке».

Визуально это выглядит примерно так:

Или так, уже получше:

Такая мера защиты способна достигнуть только одной цели: испортить впечатление от фотоконтента у пользователей. Если кто-то всерьез намерен увести ваши фотографии, то при элементарном владении фотошопом, он эти водяные знаки с легкостью уберет.

Какие тут варианты защиты?

Артем Быстров юрист Runetlex

На самом деле, фотографии можно очень легко защитить от незаконного тиражирования. Что может стать подтверждением права на фотографию:

Договор с фотографом-фрилансером или вашим штатным сотрудником.

Оригиналы фотографий в исходном формате (RAW, лучше — с подробным EXIF).

Фотоаппарат, на который производилась съемка, с документацией.

Распечатанная фотография в большом размере. Вы, располагая исходниками, сможете это сделать, в отличие от нарушителя.

Немного кадрируйте (обрезайте) фотографии перед тем, как выложить в сеть (или передать студии-разработчику).

Доказательством вашего авторства могут послужить другие фотографии серии, выложенные на вашем сайте.

Также эффективными будут свидетельские показания.

Как правило, в качестве доказательства факта нарушения судом не рассматриваются скриншоты сайта нарушителя. Даже если эти скриншоты будут заверены печатью организации.

Практика говорит о том, что нотариальное заверение страниц сайта на сегодняшний день остается самым эффективным доказательством нарушения.

Конечно, ручной мониторинг сайтов конкурентов ложится на плечи вашего маркетолога. Но зато если вы и заметите свой фотоконтент на чужом сайте — сможете быстро и эффективно пригрозить злоумышленнику.

Итого

Наиболее популярная ситуация — о правоохране никто не задумывается, пока не столкнется с нарушением. Но, как видите, самое эффективное средство защиты от плагиата — готовиться заранее, иначе сложность доказательства «ты прав, а они нет» возрастает раз в несколько.