Почему конфиденциальность данных мешает инновациям и каким может быть интерфейс будущего без кнопок, окон и всего, к чему мы так привыкли
Третье поколение интерфейсов
Сибирикс
Третье поколение интерфейсов
Почему конфиденциальность данных мешает инновациям и каким может быть интерфейс будущего без кнопок, окон и всего, к чему мы так привыкли
Недавно наткнулись на немного футуристическую статью Дзианиса Помазау о том, какими могут стать интерфейсы в ближайшем будущем, и решили ее перевести — у автора интересный (и несколько пугающий) взгляд на новое поколение программного обеспечения и даже есть какой-никакой план по переходу к новой модели.
~
Больше никакого пользовательского интерфейса. Никаких приложений. Вместо этого — обстоятельства пользователя в основе всего. Единая операционная система на основе ИИ. Устройства, которые могут слышать и видеть вас. И да, это — будущее.
Принципы

Сегодня вокруг нас больше программных продуктов, чем людей. По крайней мере, сложно представить какую-либо деятельность без участия программного обеспечения. И даже если вы не пользуетесь смартфоном или ноутбуком, вы всё равно будете сталкиваться с интерфейсами против своей воли.

За последние два десятилетия интерфейсы стали удобнее, а пользователи выучили их базовый язык и могут легко использовать одно приложение на нескольких устройствах. Но основные проблемы ПО по-прежнему с нами: у каждого продукта свои алгоритмы действий для выполнения цели. И хотя программы создаются под большинство пользователей (не рассматривая каждого из них в отдельности), новое приложение — это новый язык, а новое устройство — это новый шаблон, который придётся изучать.

Если загуглить, введя на английском «Java», то сначала вывалятся ссылки, связанные с языком программирования. И только потом вам встретится что-нибудь об острове Ява из Википедии или, возможно, ссылка на ресторан с одноименным названием. Гугл покажет самые популярные ссылки, относящиеся к запросам большинства, — но не вас лично. Как и другие программные продукты, Гугл не учитывает, кто вы, каковы ваши текущие обстоятельства и что произошло до того, как вы открыли поисковик.

Но может ли программный продукт быть нацелен не на большинство пользователей, а на вас конкретно? Может ли он принять во внимание текущие обстоятельства в определенный момент времени? Может ли продукт выглядеть для вас иначе, чем для другого пользователя? Может, если он сделан на основе искусственного интеллекта. Но пока немногие компании готовы использовать эти технологии у себя.

Такие продукты задействуют бОльшие мощности, чем наш мозг. Мы обычно не думаем об алгоритмах, как того требует современное программное обеспечение: это слишком энергозатратно. Нам проще использовать готовые шаблоны: сел в машину — вставь ключ, пасмурно — возьми зонтик. Мозг не имеет никакого желания и нужной производительности анализировать подобные паттерны.

Мы не обращаем внимания на то, как мы принимаем правильные решения в подходящее время или как в голову нам приходит та или иная информация, хотя мы даже не спрашивали себя об этом. Программное же обеспечение заставляет нас формулировать запросы и выполнять подобные алгоритмы шаг за шагом.

Продукты следующего поколения должны давать конкретную информацию:

  • информацию для конкретного пользователя,
  • информацию для определенного момента времени и определенных обстоятельств,
  • информацию в нужном объеме вовремя.

Эти принципы — основа нового высококачественного ПО, которое предоставляет данные не на основе сценариев использования и анализа целевой группы, а на основе потребностей каждого пользователя в отдельности.

Сегодня у нас уже достаточно данных о поведении каждого пользователя в различных ситуациях, о том, что он предпочитает и чего пытается избежать. Если программные продукты смогут получить доступ к этой информации и проанализировать ее, то смогут быть более ориентированными на пользователя — и нам не придётся выполнять столько ненужных действий для достижения результата. Другой важный принцип работы нового ПО — доступ ко всем пользовательским данным, которые уже есть или будут собраны.

Кто-нибудь наверняка уже искал до вас ту информацию, что ищете вы, и делал ту же работу, что делаете вы. За счет доступа к их знаниям новые продукты смогут учитывать весь мировой опыт при выполнении любой задачи или работы, на которую вы «нанимаете» продукт. И эти данные уже доступны: свежие посты в блогах, свежие фото, свежие онлайн-курсы, свежие статьи. Придётся пересмотреть отношение к конфиденциальности данных для будущих продуктов — новое ПО должно иметь свободный доступ ко всем имеющимся данным. Человечество накопило опыт, который должен быть доступен каждому.

Каждую секунду информация не только создается, но и модифицируется и оценивается. Интеллектуальная система должна учитывать взаимодействие пользователя и корректировать свое поведение — то есть, находиться в режиме постоянного обучения.

Но всего этого будет очень сложно достичь с текущим уровнем доступа к интернету. Его доступность сильно зависит от страны, оператора мобильной связи, точки доступа Wi-Fi, оплаты счетов — слишком много условий, верно? Для будущих продуктов жизненно важно иметь постоянный доступ к Интернету.
~
Поскольку интеллектуальным системам будущего придётся обрабатывать огромные пулы данных, в которых хранится опыт всего человечества, все его вариации и результаты работы, они не могут быть набором разрозненных продуктов, живущих своей жизнью, как это происходит сейчас. Нужен публичный доступ к любым данным, включая результаты работы самой системы, а не только людей. Этого можно достичь, только если будет глобальная платформа, которая объединит все продукты ИИ в единую систему — интеллектуальную операционную систему.

Мы используем приложения, которые нам больше нравятся визуально, работают быстрее, имеют больше функционала и просты в освоении. Но по факту результат работы каждого из них — выполнение какой-либо задачи. И если Фейсбук Мессенджер и Вотсапп могут отправлять сообщения, то вы выберете то приложение, которое лично вам больше нравится — задача-то одна.

Главное отличие интеллектуальной операционной системы от тех, что есть сейчас, — она основана на условиях, а не на приложениях, как сегодня. Приложения, как мы их понимаем сегодня, перестанут существовать и станут набором навыков, которым поставщики программного обеспечения «обучают» интеллектуальную систему, как учитель в школе.
Подытожим — принципы будущего программного обеспечения:
Информация отвечает потребностям пользователя в определенный момент времени.
Любые когда-либо созданные данные от каждого пользователя полностью открыты и доступны (за исключением тех данных, которые могут идентифицировать конкретного пользователя).
Непрерывное самообучение.
Единая глобальная платформа (интеллектуальная операционная система), которая будет связывать все продукты на основе ИИ и основываться на обстоятельствах каждого конкретного пользователя, а не на приложениях.
Универсальный бесплатный доступ в интернет без ограничений.
А за счёт того, что продукты на основе искусственного интеллекта по-другому взаимодействуют с пользователем, они требуют качественно нового интерфейса.
Характеристики
Интерфейс — индикатор изменений. Если в технологии происходят радикальные улучшения, это непременно влияет на визуальную составляющую. Последний глобальный прорыв произошел 36 лет назад, когда Apple представила персональный компьютер Lisa с графическим интерфейсом. Это было нечто монументальное по сравнению с другими компьютерами того времени, интерфейсы которых выглядели примерно так:
Спустя 36 лет у нас достойно работает искусственный интеллект. Наши мобильные телефоны знают наши отпечатки пальцев, они могут выполнять голосовые команды и распознавать человека, смотрящего на них. И сегодня наши интерфейсы выглядят так:
А интерфейс первого ПК Lisa был таким
В общем-то, почти ничего не изменилось, кроме визуальной части и нескольких выполняемых функций.
~

Новый тип программного обеспечения требует нового подхода к интерфейсу. Наши текущие интерфейсы морально устарели, и их тупость ограничивает развитие технологий — что может быть хуже?! Пора что-то менять, чтобы интерфейс больше не заставлял себя изучать, а просто работал на нас.

Идея проста — традиционного интерфейса как такового не будет: никаких окон, значков, элементов управления, меню, форм, вкладок и так далее. Все это «барахло» останется только в музее информатики и в ретро-фильмах. Контент будет единственной оставшейся причиной, по которой мы будем использовать устройства, приложения и сайты.

Есть 3 глобальных области, где мы используем наши гаджеты:

  • получение информации,
  • создание информации,
  • связь.
Если информационная система полностью основана на принципах из предыдущей главы, для получения информации нам уже не нужен интерфейс в современном понимании. В этом случае контент сам становится интерфейсом и занимает весь экран.
Зная об обстоятельствах и том, что вы предпочитаете, система предоставит вам контент в нужное время и в нужной форме. Потребность в разделе «Настройки» исчезает автоматически. Больше не придётся регистрироваться — информация будет в свободном доступе. Устройство видит, что перед ним пользователь, и это значительно более безопасный способ аутентификации.

Устройства смогут видеть и слышать, различать, что происходит вокруг них, они будут слышать, что говорится, что происходит, изучать и анализировать информацию — то есть, постоянно обучаться. Обладая «глазами» и «ушами», система сможет точно реагировать на изменения обстоятельств и доставлять релевантный контент ежеминутно.

Например, если вы с другом обсуждаете, что голодны, и было бы неплохо заказать пиццу, а затем берете свой телефон — то вы уже видите предварительный заказ на экране. Это ваша любимая пицца, и вы, скорее всего, ее закажете, а стоимость будет автоматически списана с баланса вашей карты. Пиццу доставят из надежного места, одобренного другими пользователями, и у доставщика уже будет ваш текущий адрес. Вам останется только нажать «ОК».

Если устройство может видеть, то сможет и различать людей перед собой. Так что, если вы возьмете телефон друга, на экране будет точно такое же предложение, что и на вашем (это ведь вы, а не друг). И так будет с любым устройством, которое вы возьмете. Чего вы не сможете увидеть — так это персональное предложение для вашего друга (который, возможно, больше любит гавайскую пиццу вместо острой с халапеньо).

Если вы встанете перед дисплеем в аэропорту, система распознает вас и покажет информацию о вашем рейсе и куда нужно идти. В McDonald’s дисплей автоматически примет ваш заказ, и не придется всюду таскать с собой кредитную карту, потому что система уже знает эту информацию. Останется только согласиться, как и в случае с пиццей.
~
Весь наш опыт использования устройств продиктован нашими целями. Мы ищем цветы, чтобы понравиться человеку, которого любим (краткосрочная цель). Мы пишем отчет нашему боссу, чтобы продолжать получать зарплату и жить с комфортом (повседневная цель). Мы изучаем новую дисциплину, чтобы начать собственный бизнес и изменить свою жизнь (глобальная цель). Проблема в том, что под «пользователями», которых берут за основу аналитики и проектировщики интерфейсов, понимают целевую аудиторию бизнеса или просто большинство людей. И сегодняшний продукт разработан так, чтобы удовлетворить желания этого большинства прибыльных пользователей, а не кого-то конкретного.

Основная задача будущих интеллектуальных систем — понять цели и задачи пользователя в каждый конкретный момент. И под пользователем здесь имеется в виду конкретный человек, который взаимодействует с интерфейсом. Если вы только что прибыли в другой город и вышли из аэропорта, ваша цель — добраться до забронированного отеля, который соответствует вашим привычкам и остатку на банковском счете.

Если вы поздно вечером ложитесь спать и берете свой телефон (вы ведь всегда так делаете), то самое время предложить вам что-то, не связанное с вашими повседневными задачами, но связанное с вашей глобальной целью. И вот здесь глобальный доступ к данным о каждом человеке и его деятельности работает на прогресс человечества. Потому что есть люди с похожими целями, и они уже достигли большего в этой области, чем остальные.
~

Смартфоны уже давно опередили десктопы и планшеты по популярности среди пользователей. У вас может не быть ноутбука, но у вас есть телефон, и его основная задача — общение. Да, он для этого когда-то и создавался, но с появлением смартфонов его роль пересмотрели. Сегодня общение — это не столько звонки, сколько текстовое и графическое общение.

Коммуникация — отдельный тип взаимодействия пользователя с программным обеспечением. Её нельзя назвать ни потреблением, ни созданием информации — у неё есть признаки их обоих. Мы общаемся, чтобы получать и отправлять информацию.

Но несмотря на огромное количество мессенджеров сегодня, у нас всё ещё остаются нерешенные серьезные проблемы в этом типе взаимодействия:

  • неспособность найти подходящее время для общения;
  • неспособность воспроизвести реальное настроение сообщения;
  • отсутствие мгновенной обратной связи от получателя (понял ли он сообщение, смущен, зол, удивлен и т. д.);
  • языковой барьер.

Некоторые из этих проблем легко решаются с помощью устного общения (аудио / видео), но большинство проблем остаются нерешенными.

С одной стороны, имея доступ к пользовательской информации, не так сложно уведомить пользователя, что его сообщение вряд ли скоро будет прочитано, потому что получатель в данный момент находится в самолете. С другой стороны, если вы сидите на очень важной встрече, то вряд ли хотите отвлекаться на сообщение от вашей мамы.

Переводы — ещё одна область применения интеллектуальной ОС. У нас уже достаточно информации о языках, их произношении и конструкциях. Язык — это динамическая система, и если есть глобальный доступ ко всем данным, изменения в языке можно заметить мгновенно. Поэтому необходимость в лингвистах сразу отпадает. Профессию переводчика тоже можно будет отправить на свалку истории или в статью «50 вымерших профессий». Гренландский эскимос и карибский рыбак смогут разговаривать друг с другом, просто имея под рукой устройство, которое заменит переводчика.

Если интеллектуальная система хорошо знает наши привычки, слушает и изучает то, что мы говорим, знает наши обстоятельства и планы, то она может уведомлять людей, с которыми мы общаемся, даже без нашего участия.

Например, вы летите навестить друга в другой стране, уже сели в самолет и выключили все свои устройства, а друг внезапно осознал, что не знает номер вашего рейса. Он пишет сообщение, на которое вы теперь сможете ответить только по прилету. Но ваша ОС, имея эту информацию, сможет ответить ему и даже немного поговорить с ним, используя образец того, как вы обычно общаетесь. Это совершенно новый подход в общении, который можно широко использовать: например, покупатели смогут получать информацию, которую им забыл предоставить поставщик по какой-то причине и теперь не отвечает.

Теоретически, это может дать возможность общаться с теми, кого уже нет. И это станет самой реалистичной реализацией идеи о том, что человек — это всё то, что он создал, сказал, усвоил и решил, потому что информация вечна и не может измениться.
Экосистема
Текущий опыт работы с ПО полностью зависит от того, какие приложения установлены на устройстве. Приложения дают дополнительную функциональность в дополнение к базовой в операционной системе. Чем больше приложений, тем шире функционал устройства. Этот подход противоречит быстрому развитию технологий нового поколения, для которых жизненно важно получить информацию о пользователе в полном объеме.

Это причина, почему будущая система должна быть глобальной, как интернет. Для неё устройства будут только точками входа, инструментами для получения информации, своего рода «порталами». Каждый пользователь сможет использовать любое устройство для получения любой необходимой ему информации, даже если оно ему не принадлежит. За счет идентификации оно покажет ему только то, что нужно в данный конкретный момент, но не позволит получить любую информацию, для него не предназначенную. Да, звучит опасно, но на самом деле это самая эффективная и логичная защита личных данных из всех возможных: ваша личная информация будет доступна только вам и никому другому. Это гораздо надежнее, чем если бы кто-то получил доступ к вашему устройству или даже вашему паролю, что сегодня происходит довольно часто.

Этот подход отменяет понимание устройства как локализованного закрытого хранилища информации. Информация от всех пользователей должна быть доступна в полном объеме. Это не значит, что каждый может получить доступ ко всему, что другие пользователи написали или сфотографировали. Все это должно быть анонимно, лишено какой-либо возможности персонифицировать автора, кроме случаев, когда автор публикует что-то под своим именем.

По сравнению с современными системами, которые защищают доступ к информации, новые системы будут защищать личность владельца информации. И будет ли иметь значение, кто поделился этим знанием, если оно в итоге оказалось вам полезным? Можно получить ценный совет, прежде чем отправиться в путешествие на Южный полюс от кого-то, кто уже был там. Или совет, который другие пользователи сочли полезным, даже не зная, что это 78-летняя женщина из Австралии.

Новое поколение технологий и интерфейсов неизбежно создает новый тип разработчиков, дизайнеров и других ИТ-специалистов. Например, когда появился графический интерфейс, появились профессии дизайнера интерфейса, фронтенд — и бекенд разработчика. Менеджер по продуктам, специалист по поддержке клиентов и многие другие профессии стали очень популярными с развитием онлайн-сервисов.

Третье поколение интерфейсов разрушает понимание дизайна интерфейса в том виде, в котором мы его понимали последние 30 лет. Нам больше не придется анализировать варианты использования, создавать удобные регистрационные формы, выявлять основные и второстепенные элементы управления и так далее. Вместо этого дизайнерам нового поколения придется сосредоточиться на дизайне контента (который сегодня зачастую игнорируется в угоду самому интерфейсу).

Задачей современного разработчика станет создание такого ПО, которое сможет донести контент до пользователя просто и в достаточной степени. Пока же это сильно зависит от контент-менеджеров и их умений, от качества фотографий, четкости текстов и правильных акцентов в нём.

Однако идея полного отсутствия интерфейса возлагает большую ответственность на разработчиков. Сейчас они создают приложения, которые пользователи просто добавляют к себе на устройство, дополняя его функциональность. В результате способность пользователя получать тот или иной результат от своего гаджета зависит только от того, насколько хорошо сделано это приложение и получилось ли его освоить.

И если сейчас нам приходится выбирать между одинаковыми по функционалу приложениями для выполнения конкретных задач, то в системах нового поколения для закрытия тех же потребностей даже не понадобится привычный интерфейс — поэтому и дизайн станет чистой воды украшательством.

Работа ИИ-разработчика будет в том, чтобы «обучать» систему новым навыкам, заставлять ее приобретать новые навыки, как если бы это был человек. В первую очередь, в систему должны входить базовые функциональные возможности: определение важных данных для конкретного пользователя в конкретный момент времени, изучение его моделей поведения, определение его целей и задач. Другие навыки нужно будет интегрировать.

Разработчики нового поколения будут создавать меньше алгоритмов и больше — собирать, анализировать и структурировать данные, которые будут поступать в систему. Определять ее стандартное поведение и оптимизировать процесс ее обучения. Вырастет роль инженеров данных и знаний — их целью будет сбор и структурирование знаний, а также контроль за их проверкой. За этими профессиями будущее. Также может понадобиться специалист-«психиатр», который будет разбираться с причинами, когда система не может принять решение в ситуациях, в которых человеку это сделать легко.
Что дальше
Программное обеспечение нового поколения всё ближе. Сегодня мы даже не в начале этого пути — мы уже вплотную приблизились к моменту, когда от старого и привычного придётся избавляться.

Это требует определенных реформ в программном обеспечении, в некоторых случаях революционных. Возможно, новое поколение интерфейсов и ПО может показаться чем-то фантастическим для сегодняшнего пользователя, хотя за этим будущее. Это то, с чем мы никогда не сталкивались раньше. Если одной яблочной компании удалось создать интерфейсы второго поколения, то третье поколение — более глобально и требует усилий не одной или десяти, а тысяч и десятков компаний. Предстоит реформировать очень многие области ИТ: от законодательства до создания гаджетов.


Вот каким может быть примерный план изменений:

Сбор данных пользователя по всему миру

Этот этап начался давно и продолжает развиваться в современных продуктах. Будущее программных продуктов — это сбор пользовательских данных, знаний, моделей поведения и предпочтений. Данные станут топливом, будущим «черным золотом» для программных продуктов.

Будет невозможно создать продукт нового типа без данных от достаточного количества пользователей, что сделает этот ресурс коммерчески жизнеспособным. Крупные компании вроде Google или Facebook уже активно накапливают данные практически по всем аспектам жизни современного человека — неудивительно, если они станут лидерами в развитии глобальной интеллектуальной системы в будущем.


Пересмотр конфиденциальности данных
Сегодняшнее понимание частной информации является едва ли не единственным препятствием для разработки нового программного обеспечения (это вредит примерно так же, как цензура в литературе). Теперь все, к чему пользователь не разрешил прямой доступ другим, считается закрытым. В новом прочтении концепция конфиденциальности должна защищать личность пользователя на основе его данных, а не защищать доступ к самим данным.


Широкий доступ в интернет
Этот процесс также был запущен давно и развивается очень успешно. Как теперь нам кажется дикостью отсутствие электричества где-то на планете, так вскоре будет восприниматься и отсутствие интернета.


Новый дизайн базовой функциональности операционной системы
Этот шаг, скорее всего, предназначен для тех компаний, что работают с ИИ — первым делом им предстоит разработать ядро будущей операционной системы по примеру первой команды UNIX. Чем больше разработок в этой области у разных компаний, тем шире опыт и готовность к использованию системы. Но пока даже о работе над этим речи не идет — сначала потребность нужно хотя бы осознать.


Улучшение устройств
Устройства должны иметь возможность слышать и видеть, что происходит вокруг. С момента появления первого компьютера мы находимся в ситуации, когда разработка устройства опережает разработку программного обеспечения. У современных устройств с этим получше, но в будущем их ждут ещё большие изменения.


Переход на интерфейс нового поколения
Совершенствование технологий должно быть направлено на изменение жизни каждого пользователя. Нет смысла тратить столько энергии на создание новых типов информации, которую не получится получить без прохождения набора алгоритмов и попыток понять шаблоны конкретной операционной системы. Будущее программного обеспечения должно быть ориентировано на конкретного пользователя, как никогда раньше.
Несколько лет назад был снят фильм «АльфаГо». Он рассказывает нам о программе, созданной компанией DeepMind, которая обыграла чемпиона мира по игре в Го.

Программа сделала ход № 37, после чего все присутствующие эксперты схватились за голову, будучи уверенными, что ход глупый, и катастрофически провальный. Однако именно этот ход позволил программе выиграть, потому что человек — чемпион мира — не мог ожидать такого «недостатка логики». Некоторые говорят, что такое отсутствие логики — как раз изобретательность.

Ход № 37 отражает основную задачу будущего программного обеспечения — искать непредсказуемые и тонкие ходы, отбрасывая эмоциональные, традиционные, культурные барьеры. Отбрасывая всё то, что очень свойственно человеку :)
Уж не знаем, когда все в мире откажутся от привычного интерфейса и раскроют все свои данные на пользу человечеству, но по крайней мере, мы знаем, что такой сценарий имеет место быть. А там — время покажет, как получится на самом деле.