Комментарии
Я живу в городе, где сайты есть менее чем у 30% компаний. Это пятое место по России, хуже дела обстоят только в Набережных Челнах, Астрахани, Липецке и Новокузнецке. А вот в среднем по России не имеет сайта половина компаний
Как сделать сайт? Инструкция по расчету адекватного бюджета
Я живу в городе, где сайты есть менее чем у 30% компаний. Это пятое место по России, хуже дела обстоят только в Набережных Челнах, Астрахани, Липецке и Новокузнецке. А вот в среднем по России не имеет сайта половина компаний
Анна Кожевина
Анна Кожевина

Казалось бы — огромный неохваченный рынок для web-разработчиков. Так вот — для большинства этих компаний сайты на самом деле не нужны. Хотя чисто «визитки» с краткой информацией иногда не хватает. Так что огромный рынок там есть, но только для конструкторов сайтов на коленке и для разработчиков из низшего ценового сегмента.

Д. Медведев: «Доля малого и среднего бизнеса в российской экономике невелика». Уточню от себя, что невелика по общему обороту, а не по общему числу компаний. А для небольших компаний создание сайта далеко не всегда оправдано.

Почему так. Немножко скучной теории

Популярные труды по маркетингу учат, что обычно рекламный бюджет составляет (в зависимости от отрасли):

  • от 1.5% до 3% от общего объема продаж для промышленных (например, станки) и дорогостоящих товаров (например, автомобилей) и...
  • от 15% до 30% от общего объема продаж для потребительских товаров и услуг, то есть как раз для малого и среднего бизнеса. Это же ваш случай?

В большинстве случаев сайт — инструмент рекламы. Исключения: торговля с ее интернет-магазинами и использование сайта как средства интеграции и оптимизации сложных бизнес-процессов. Так что поговорим пока про корпоративные сайты.

Чем больше оборот вашей компании — тем больше ваш бизнес. Тем больше можно о нем рассказать и тем больше сервисов стоит предложить посетителям вашего сайта. Тем больше вы можете позволить инвестировать в свой сайт.

Для большинства компаний малого и среднего бизнеса максимально оправданная стоимость создания сайта рассчитывается как оборот за 10 календарных дней, при условии что рентабельность компании не менее 15%.

Если вы хотите, чтобы контентом вашего сайта «от и до» занимался подрядчик, считайте максимальную планку как оборот за 15 дней. Хотя, по нашему опыту, тексты, которые готовит собственник компании с любовью к своему бизнесу (с легкой шлифовкой копирайтером), продают всегда лучше.

Если рентабельность меньше 15% — сайт создавать рано. Полноценная разработка не только не окупится, но и станет лишним балластом для вас. Стоит ограничиться бюджетным коробочным решением или арендой. И заняться отладкой процессов.

Чтобы не быть голословными: Сайт — это все-таки капитальная инвестиция в ваш бизнес, которая увеличивает его стоимость. Так что вполне адекватно аккумулировать средства на разработку за какой-то период, 5 месяцев — ок. Тем более, этот срок вполне достаточен для того, чтобы запланировать разработку сайта, спроектировать его, сделать и наполнить контентом. При поэтапном финансировании платежи будут распределены у вас по месяцам примерно равномерно.

Возьмем рекламный бюджет по нижней планке — 15% от оборота. Половину рекламного бюджета вам в любом случае стоит сохранить на прежних каналах (ведь отдача от сайта начнется отнюдь не сразу, нужна «подушка безопасности»). То есть вы можете себе позволить 7.5% оборота потратить на сайт. За 5 месяцев выходит 37.5% от месячного оборота или оборот за 11.25 дней. Округляем в меньшую сторону, чтобы уменьшить риски и получаем 10 дней.

Ах, да — не забудьте в дальнейшем также перераспределить ваш маркетинговый бюджет в пользу интернета. На маркетинг сайта вам придется тратить от 15 до 30% вашего рекламного бюджета ежемесячно. Тогда он будет эффективным.

Как определить, что вам вообще нужен сайт

Итак — вы можете запросто посчитать бюджет сайта, который оправдан для вашего бизнеса.

Если он меньше 200 тысяч рублей — не стоит связываться с заказной разработкой. Качество сайта, разработанного с нуля с небольшим бюджетом, будет не особенно отличаться от коробочного решения.

В диапазоне от 350 т.р. стоит уже рассматривать варианты разработки на заказ. Не пытайтесь запихнуть в бюджет максимум функций «про запас». Вы потеряете в качестве и простоте обслуживания сайта, а разницы в продажах не увидите.

Набор функций стоит подбирать адекватный бюджету и потребностям компании на текущий день (проконсультируйтесь у разработчиков, лучше у нескольких, с хорошими отзывами и местами в профильных рейтингах). По мере роста бизнеса вы сможете добавлять на сайт новые функции. Это, кстати, здорово экономит итоговые бюджеты. Сайт «на вырост», когда ваш бизнес действительно вырастет, вполне может оказаться как-то не по фигуре и жать в плечах.

Поэтапный запуск проекта — для вас. Разные «плюшки», сильно не влияющие на функциональность сайта (типа анимации, адаптивной верстки, личных кабинетов пользователей и т.д.), обычно без ущерба для проекта можно отложить на второй этап и сделать в рамках бюджета на развитие сайта.

Если итоговая сумма зашкаливает за несколько миллионов, значит ваша компания уже отнюдь не малая. Сайт не станет для вашего бизнеса камнем преткновения. Решите, что вы от него хотите и закажите просчет бюджета. Стоимость в любом случае будет вполне приемлемой для вашего бизнеса. Главное — выбрать разработчика по душе.

Кстати, в этом случае у вас, вероятно, уже есть основной корпоративный сайт, и вопрос скорее стоит про лендинг-страницы для привлечения покупателей на определенную услугу и промо-сайты продуктов. Их стоимость обычно ниже разработки корпоративных сайтов или сопоставима. Такой сайт обычно является частью рекламной кампании и его бюджет определяется как доля бюджета этой кампании. Формул нет. На глаз, чтобы цель была достигнута.

Не забудьте посчитать в свои затраты также время людей (в самом простом случае — заработную плату), которые будут заниматься сайтом на вашей стороне. Случается, что компания тратит в полтора раза больше ресурсов на обсуждение и согласование проекта внутри себя, чем платит за разработку.

Про стоимость интернет-магазинов

Если у вас один офлайн магазин (например, аптека, хоз.товары, одежда, спортинвентарь) рассчитанный на покупателей из соседнего дома, то интернет-магазин вам принципиально не нужен. Очень сложно продвигать сайт на кусочек города. Да, у гугла очень крутой гео-таргетинг. Все равно большая часть трафика будет не целевая, и продаж через сайт не хватит даже на его содержание.

Если у вас сеть магазинов и отлаженная логистика, открыть дополнительно интернет-магазин — вполне оправданный шаг. Бюджет на такой магазин планируйте, как на открытие еще одного офлайнового магазина вашей сети. Только поделите его пополам: одну половину вы потратите на разработку, вторую — на первоначальный маркетинг и продвижение. Интернет-торговля требует гораздо больших вливаний в маркетинг на первых порах, чем офлайн точки.

Товары с узкой аудиторией (например, фурнитура для шитья нижнего белья, альбомы для коллекционирования марок или наборы для разведения орхидей, посуда для приготовления необычных блюд). Печальная правда: если вы просто откроете такой интернет-магазин и даже потратите адекватный бюджет на маркетинг, вы просто выбросите деньги. Увы.

Чтобы продавать подобные товары — вам нужно сообщество единомышленников. С этого и стоит начать — соберите сообщество в социальных сетях, возможно — где-то на форуме. Потом сделайте простейший магазин (рекомендую коробку Битрикса), либо арендуйте его. Продавайте в социальных сетях, ведь в вашей группе уже есть потенциальные покупатели (для этого существуют различные платформы, позволяющие вести такую торговлю с небольшими затратами). И только если продажи пойдут — есть смысл подумать о более крутой витрине. При этом надо планировать бюджет от 700 т.р., иначе нет смысла переходить с коробки.

Переход со стандартного решения на индивидуальную разработку бывает обусловлен, как правило, потребностью в глубокой автоматизации, сложно интеграции с внутренними CRM и ERP-системами, личными кабинетами, или нестандартными функциями или очень крутом и уникальном дизайне.

Еще вариант — у вас есть уникальный (прикольный) товар. Предлагаете его только вы и возить его можете в любую точку мира. Тогда, опаньки, у вас — стартап. Алгоритм тот же. Пишем бизнес-план, пытаемся прикинуть окупаемость. Рискуем.

Продуктовые магазины — вопрос очень спорный. Для больших городов стоимость комплектации заказа и его доставки выходит очень большой, что делает цены неконкурентными. Для маленьких — сильно ограниченный рынок и люди не привыкли к интернет-торговле. Успешные кейсы в этой области можно пересчитать по пальцам, и то там не совсем понятно, чем в итоге кончится дело. Хотите попробовать — рассматривайте такой бизнес как отдельный стартап, а не как дополнительную точку вашей торговой сети. Риски — соответствующие.

Ваш бизнес Тип проекта Расчет максимального бюджет на проект
Компания предлагающая услуги или товары, продажа которых через интернет-магазин нецелесообразна.
Рентабельность ниже 15%. Максимум — сайт-визитка с контактной информацией. Максимально экономим бюджет выбираем аренду сайта либо покупаем коробочное решение.
Рентабельность выше 15%. Корпоративный сайт. Оборот компании за 10 дней (если планируете работу с контентом не своими силами, то — за 15 дней).
Магазин (одиночная торговая точка, покупатели из близлежащих районов). Максимум — сайт-визитка с контактной информацией. Максимально экономим бюджет, выбираем аренду сайта либо покупаем коробочное решение.
Торговая сеть (за исключением продуктов); логистика отлажена. Интернет-магазин, который будет еще одной торговой точкой в вашей сети. Бюджет на открытие офф-лайн филиала. Делим пополам: половина на разработку, половина — на первоначальный маркетинг.
Продажа товаров для узкого рынка. Сообщества в социальных сетях + магазин для социальных сетей. В перспективе — интернет-магазин. Запуск с минимальным бюджетом. Формируем сообщество. Переход на полноценный магазин по мере роста оборотов.
Продажа уникальных (прикольных) товаров, потенциально интересных широкому кругу потребителей. Магазин-стартап. Пишем бизнес-план, считаем риски.
Продуктовые магазины. Магазин-стартап. Пишем бизнес-план, считаем риски.

Присоединяйтесь к обсуждению на Roem.ru.